Согласные звуки[н][н'], буквы Н н
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Согласные звуки н, н, буквы Н, н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_3.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Согласные звуки[н][н'], буквы Н н

Цели урока:

Расширить знания обучающихся по теме «Звуки и буквы русского языка», применять знания и умения в организации познавательной деятельности на уроке.

Задачи урока:

Развивать устную речь, фонематический слух, внимание, формировать навыки самоконтроля, умение сравнивать действия с образцом, формировать навык чтения, воспитывать эмоционально-положительное отношение к учебному предмету.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • Формировать умение ставить учебную задачу, выбирать способы и искать информацию для её решения,
  • Формировать умение применять полученные знания для решения практических задач;
  • Формировать умение сформулировать проблему и найти способ её решения; доказывать свои суждения;
  • Формировать умение различать понятия «звук» и «буква», умение обозначать буквой звук на письме, читать звук, обозначенный буквой

Коммуникативные УУД

— умение вступать в учебный диалог и вести его, учитывая особенности общения;

Регулятивные УУД

 — умение целеполагания, планирования своих действий и корректировки плана. 

Личностные УУД

-  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами и правилами

знаково-символические действия 

-  осуществлять моделирование и работать по модели. 

Планируемые предметные результаты

ФОРМИРОВАТЬ

- умение выделять звук в слове, находить слова с заданным звуком;

- умение дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости и звонкости-глухости;

– умение проводит фонетический анализ слов с помощью цветовых схем;

– умение различать звуки и буквы: использовать букву как знак звука;

 умение писать печатную буквы Нн,

-  Совершенствовать навык чтения

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

!

Актуализация знаний

1.Теоретическая разминка.

блиц – опрос

На нашем слайде кроме обычной темы «ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» появилась новая надпись. Прочтите, пожалуйста!

ОТКРЫВАЕМ ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕЧИ.

Как вы думаете, легко разгадывать тайны? Что для этого нужно?

Верно, а ещё для того, чтобы разгадать тайны русского языка, родной речи нужно знать, а что такое речь.

 

Спасибо! Нам очень пригодятся сегодня знания, которые мы приобрели на уроках обучения грамоте.
Терминологическую разминку проводит сегодня учитель …

Спасибо. Мы повторили основные понятия.

А теперь посмотрите, пожалуйста, на схему и расскажите о звуках русского языка более подробно.

Сколько гласных звуков в русском языке?

Какие звуки мы уже обозначили буквами и поселили в нашем домике букв?

Читают, рассуждают, определяют задачу урока

Ученик проводит блиц-опрос одноклассников

Возможные вопросы

Какая бывает речь?

Чем отличается устная и письменная речь

Из чего состоит речь?

Из чего состоят предложения?

На какие части можно разделить слова?

Как узнать, сколько в слове слогов?

Какой слог называется ударным?

Какие бывают звуки в русском языке?

Ученики с опорой на схему рассказывают о свойствах гласных и согласных звуков.

А  О  У  И  Ы

Формулирование темы, планирование деятельности.

Посмотрите на домик букв и предположите тему сегодняшнего урока.

Буква Н не нашла свой домик. Значит. Нужно ей помочь.

Сформулируйте цель урока, используя слова:

  • познакомиться….
  • учиться читать....
  • учиться писать...
  • разгадать тайны….

Открытие нового знания

Вот и первая загадка, первая тайна сегодняшнего урока – где домик буквы «ЭН»?

Это, наверное, вновь будет гласный звук и букву нужно поселить в подъезд к   гласным?

Нужно узнать, какой звук может обозначать буква Н, как он произносится…

Вот сколько тайн!

Сначала давайте послушаем и определим, какие звуки обозначает буква «ЭН»

А помогут нам наши имена. Прочтите их на прописях. Кто нашёл букву Н в своём имени?  Где спряталась буква – в начале, середине, конце? Называйте и указывайте место буквы.

В каких именах буква Н стоит первой?

Одинаково ли звучат звуки в этих словах?

Что общего? В чём различие?

Фонетический анализ звука «Н» в слове Наташа.

Работа в парах.

Составление схемы слова Наташа.

Анализ слова - работает пара….. Дети определяют - сколько слогов, какие слияния образуют слоги. У доски Наташа составляет схему и ставит ударение.

Аналогичная работа со словом Никита

Вывод:

Итак, разгадывая тайну буквы Н мы выяснили, что она может обозначать два звука - [н] и [н,] При произнесении звуков воздух встречает преграду, значит это звуки согласные.

Вот и первая тайна разгадана – буква одна, а может обозначать два разных звука.

Произнесите твёрдый звук. А теперь мягкий.

Очень хорошо.  А теперь ещё одна тайна!

Её нам принёс Незнайка.

Эти звуки обладают еще одним важным качеством. Возьмите ладошки и приложите их к ушам. Произнесите звуки. Что чувствуете?

-Попробуем произнести другие звуки [п],[ф], [с], [ш],[ т]

-Видите, как по-разному произносятся звуки русской речи. Еще раз произнесите звук [н]. Ладошки нам подсказывают, что это звонкий звук

Дайте, пожалуйста, полную характеристику звуков [н] и [н,]

[н] Согласный, звонкий, твёрдый, на письме обозначается буквой Н,

,] Согласный, звонкий, мягкий, на письме обозначается буквой Н.

Дети произносят и наблюдают за произношением 

НИКИТА   НАТАША

У доски – Наташа

У доски Никита

Физминутка  «Мишка»

Слушают рассказ о Незнайке

Дети рассказывают о своих ощущениях

- при произнесении звуков [н] и [н,] слышится голос

Развитие умений – применение знания.

Работа с учебником 

Расскажите о букве Н, используя схемы учебника.

Охарактеризуйте последние звуки в словах БАРАБАН

 КОНЬ.

В схеме слова КОНЬ случайно забыли поставить ударение. Давайте поставим!

Чтение слогов, слов.

Чтение слогов по учебнику, затем с опорой на доску. Выделение слога, где Н обозначает мягкий звук.

Чтение подписи под картинкой.

Что записано?

Какие признаки помогли вам определить, что это предложение?

Спасибо! Первые тайны буквы Н разгаданы. Можно немного отдохнуть.

Закройте учебники. Встаньте, пожалуйста.

Физминутку проводит …

Работа в тетради ля печатания.

Пальчиковая гимнастика (слайд)

Подготовка к письму – положение тетради, посадка.

Анализ печатных букв Н н

Из каких элементов состоит буква н?

В написании каких букв есть такие же элементы?

Образец на доске с комментированием.

Какое слово потеряло букву Н?

Впишем потерявшуюся букву и проанализируем звуковую схему слова.

 Посадка при письме

Вписываем буквы Н н.

Сколько букв Н мы вписали?

Какие звуки они обозначают, нам поможет узнать звуковая схема слова.

Проведёт фонетический анализ….

Произнесите слово по схеме. Назовите первый слог.

Дайте характеристику первого звука.

Произнесите второй слог.

Охарактеризуйте согласный звук в этом слоге.

Произнесите, пожалуйста, первый слог написанного имени. Поменяйте местами первую и вторую букву.  Какое слово получилось?  Инна

Анализ слова Инна проводится по аналогичной схеме.

При составлении схемы слова обращаем внимание, что оба согласных звука являются твёрдыми.

Буква Н обозначает согласный, звонкий звук. Звук может быть твердый и мягкий.

Согласный, звонкий, твёрдый, на письме обозначается буквой Н

Согласный, звонкий, твёрдый, на письме обозначается буквой Н

Ученики поясняют, что в слове КОНЬ один слог и знак ударения можно не ставить.

Предложение

Большая буква в начале и восклицательный знак в конце.

Ученики повторяют правила посадки при письме, определяют положение тетради.

В тетрадях прописывают печатные буквы Н и н.

Ученики проводят анализ слова Нина.

Выясняют, что это имя, нужно в начале слова написать заглавную букву, а во втором слоге – строчную.

 

Дети пишут слово в тетрадях

Учащиеся раскрашивают звуковую схему слова  

Дети характеризуют звуки с опорой на схему

Звук [н'] - согласный, звонкий, мягкий, обозначается буквой Н

Звук [н] - согласный звонкий, твёрдый, обозначается буквой н.

Комментированное письмо, фонетический анализ и раскрашивание схемы слова.

ИТОГ Рефлексия

Тайны какой буквы мы сегодня разгадывали?

- Расскажите об этой букве.

- Буква Н довольна вашей работой. А вы?

- Что получилось? Над чем надо ещё поработать?

Как вы считаете, мы разгадали все тайны буквы Н?

Ученики подводят итоги урока и выделяют понравившиеся этапы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....