Урок литературного чтения "Берестов В. Д «Урок листопада»"
план-конспект урока по чтению

Ольга Октаевна Гулиева

конспект урока и презентация

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx15 КБ
Файл literaturnoe_chtenie.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Гулиевой Ольги.

Предмет: Литературное чтение

Дата проведения урока: #1075;

Тема урока: Берестов В. Д «Урок листопада»

Цель урока: Ознакомление учащихся с творчеством В.Д. Берестова, совершенствование умений находить литературные приемы, совершенствование навыков чтения поэтических произведений.

Задачи урока:

- познакомить с творчеством В.Д. Берестова, совершенствовать умения находить литературные приемы, совершенствовать навыки чтения поэтических произведений;

- развивать психические процессы: память, внимание, воображение, речь;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру .

Планируемые результаты:

Предметные: работа по новому материалу и систематизирование полученных знаний.

  • Ученик узнает биографию нового автора;
  • Ученик научится анализировать стихотворение;
  • Ученик получит возможность научиться

Личностные: Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
  • Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве;
  • Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение.

Оборудование: Учебник, презентация, портрет.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организация начала урока

- Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Встали ровно тихо сели

На меня все посмотрели

- Приветствие учащихся.

- Приветствие учителя

Коммуникативные УУД

  1. Актуализация знаний

- Какое время года за окном?

- А какая она, осень для вас?

- Какое небо?

- Как меняется природа?

- Что шуршит под ногами?

- Куда улетают птицы?

- За окном осень.

- ответы детей.

- Листья

- На юг

  1. Целеполагание

- Мы будем читать стихи одного писателя (открывается часть доски, где записано имя писателя, портрет).

- Прочитайте как его зовут.

Он детский русский писатель. Родился в 1928 году. Берестов писал для вас, для детей. Родился в г. Мещовске под Калугой в семье учителя истории. «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати. Ведь именно тогда создавалась наша детская литература... Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идет ли почтальон со свежим номером «Чижа» или «Дружных ребят»* ... С тех самых пор я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей», вспоминал В. Д. Берестов.

Литературная деятельность началась так. «В 1942 году в Ташкенте, куда мы с мамой и братом были эвакуированы, я набрался смелоcти и показал свои стихи К. И. Чуковскому. Эта встреча и стала определяющей в моей дальнейшей жизни». Дружба с С. Я. Маршаком и А. Н. Толстым сыграла важную роль в становлении В. Д. Берестова как писателя.

В 1951 г. окончил Московский государственный университет, по специальности археолог**. Помимо литературы увлекался историей, много путешествовал, участвовал в археологических раскопках в Новгороде, в Средней Азии.

Среди произведений для детей наиболее известны сборники стихов и сказок: «Про машину» (1957), «Весёлое лето» (1958), «Как найти дорожку» (1961), «Картинки в лужах» (1962), «Опушка» (1968), «Что всего милее» (1974), «Идя из школы» (1983), «Первый листопад» (1990). в творчестве писателя есть повести «Меня приглашают на Марс» (1960), «Приключений не будет» (1962), «Меч в золотых ножнах» (1964), «Каменные зёрна» (1966), а также рассказы, очерки и переводы.

А какое стихотворение будем читать, угадайте сами

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...

Кто догадался какая тема нашего урока?

Мы познакомимся сс стихотворение «Урок листопада»

- Сформулируйте цель урока.

-Откройте учебник хрестоматии на стр.12

-Берестов Валентин Дмитриевич.

- Листопад

- Предположения детей

  1. Первичное восприятие

- А сейчас послушайте стихотворение. Учитель читает(или включает аудиозапись), проверяет первичное восприятие.

Вам понравилось стихотворение? Назовите героев.
-Почему осень называется «золотой»?

- А с каким чувством вы слушали стихотворение? Какое оно: веселое или грустное?

-В стихотворении есть новые слова. Выясним значение этих слов:
Лужа, лужайка, подлесок, намести, в прожилках, подвеска.

Физминутка.

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

- учительница и класс

- потому что преобладает желтый цвет.

- Веселое

- ответы детей

  1. Вторичный синтез

- С какой интонацией будете читать это стихотворение?

- А с каким настроением?

(выразительное чтение)

- А теперь, не мешая друг другу, тихонечко в полголоса прочитайте стихотворение, обращайте внимание на главные по смыслу слова, на то, какую будете использовать интонацию, силу голоса.

- Как вы думаете кому из чтецов больше удалось предать чувства автора?

- А теперь давайте с вами представим, что мы художники, только рисовать мы будем с вами словами.

- Сколько картин вы увидели в этом стихотверение?

- Какие? (Спрашиваю несколько учеников)

- Вопросы из учебника.

- средним голосом и в среднем темпе.

- читают

- высказывают свое мнение

- представляют картины этого стихотворения.

- ответы детей

  1. Итог урока

Рефлексия

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какая была цель? Достигли ли мы ее?

Д/з т. с. 16-17 №7

«Урок листопада»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение

Слайд 5

Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998г.) Русский писатель и переводчик, поэт-лирик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: Уроки жизни (из воспоминаний о Л.Н.Толстом)

На данном уроке дети знакомятся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, главная цель урока- нравственное воспитание....

4 класс. Урок литературного чтения. И. А. Бунин. Листопад.

1.    Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первоначальное знакомство с творчеством Ивана Бунина....

Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Урок литературного слушания И.А.Бунин "Листопад"

Цель:Познакомить со стихотворением И.А. Бунина «Листопад».Задачи:Обучающие - совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью; делать разметку текста для выразительного чтения: постановк...

Разработка урока литературного чтения ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2  Предмет: литературное чтениеУМК: развивающая система Л.В.Занкова Тип урока: урок «открытия» нового знанияТема:  Шуточный или юмористический художественный образ. Т...

Презентация к уроку литературного чтения. А.И.Бунин "Листопад".

Можно использовать на уроках литератуного чтения....