4 класс. Урок литературного чтения. И. А. Бунин. Листопад.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
1. Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первоначальное знакомство с творчеством Ивана Бунина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listopad.docx | 39.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
И. А. Бунин. Листопад.
Цель урока: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад».
Задачи:
1.Воспитывать любовь к поэзии.
2.Работать над выразительным чтением стихотворения, новыми словами.
3.Развивать речь, творческие способности учащихся.
4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.
6. Воспитывать чувства прекрасного, любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
1.Учебник «Литературное чтение» для 4 класса.
2.Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «И.Бунин. Листопад».
Ход урока:
I. Организационный момент.
2. Актуализация ранее изученного.
- Какое было домашнее задание? (Опрос стихотворения наизусть, биографии писателя)
- Объясните выражения: невесёлая дорога, едва прикрыта грудь, не без добрых душ на свете – кто – нибудь свезёт в Москву, люблю глубоко.
- Сумерки, салазки, забавы Саши.
3. Изучение нового материала.
1 слайд
- Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)
– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).
-Ребята, какое сейчас время года? (осень).
-Что характерно для осени?
- Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Её красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки.
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)
- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.
Сегодня мы услышим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель И.А.Бунин.
-Начать этот разговор я предлагаю со знакомства с репродукции картин
2 слайд
-Что изобразил художник?
- Какие деревья занимают центральное место? (лиственные, жёлтые)
-Когда они бывают такими? (осенью)
-Какие деревья обрамляют картину? (ели)
- Как вы думаете для чего художник изобразил такие темные, зеленые ели? ( чтобы создать контраст и подчеркнуть всю сочную густую желтизну)
- Какой это день солнечный или нет? Изобразил ли художник солнце? (нет). –
-Как же вы догадались, что день солнечный?
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (радостное, любуемся красотой природы)
– Стихотворение, с которым мы сейчас познакомимся, называется “Листопад”. Написал его великий русский писатель И.А.Бунин.
3 слайд
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.
Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.
В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
Выразительное чтение стихотворения учителем .
– Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?
- Чем восхищается автор? (природой, погодой)
4 слайд
- Познакомимся с незнакомыми словами, которые встретятся в стихотворении.
Терем - в Древней Руси: высокий богатый сказочный дом.
Лиловый - фиолетовый цвет, цвет сирени, фиалки
Багряный – тёмно - красный
Лазурь - голубой цвет, цвет неба
Вдова - одинокая женщина у которой умер муж.
Завороженный – околдовать, очаровать
— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.
4.Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
Два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тих клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
5.Чтение по частям с анализом.
-Прочитаем 1 часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»
— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)
— А почему лес расписной? Кто его расписывал?(осень)
— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом)
— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.
-С чем сравнивается поляна? (со двором)
— С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте
— Что говорит о ёлочках? Зачитайте
— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)
— Почему образуются просветы?(листья опали, поредели ветки)
- С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)
— Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)
— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста
— Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?
— Такое изображение осени называется (Олицетворение)
— Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой”. ( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.)
-Теперь прочитаем вторую часть текста до "Пригретый солнечным…
- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)
- С чем сравнивает мотылька (белый лепесток)
- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
А теперь прочитайте до …расслышать листика шуршанье…»
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье)
-А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?(нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов)
-Вспомните, как шуршат под ногами листья?(шш…)
- Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
"молчанье" - ч ;
"вышине" - ш ;
"можно" - ж ;
"тишине" - ш ;
"расслышать" - ш ;
"шуршанье" - ш .
— Какой звук повторяется в этом отрывке? (Ж, ш, ч)
— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)
-Этот приём называется звукопись.
-Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.
-Попробуйте найти его. («Лес пахнет дубом и сосной»)
— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям? (красота недолговечна)
— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?
- Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитеты)
-Красивое в природе привлекает любого человека, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.
-Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)
— Одинаково ли их надо читать? (Нет)
(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)
— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)
-Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту.
-Что мы должны помнить, находясь в лесу?
— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.
- Чтение стихотворения учащимися вслух.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).
- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?
На уроке мне понравилось...
На уроке мне было трудно…
На уроке мы узнали...
7. Домашнее задание:
-Выучите наизусть стихотворение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад"
Тема: И.А. Бунин «Листопад»Цели урока: Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматр...
Урок по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад" для 4 класса.
Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование....
Презентация по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад" для 4 класса.
Красочная презентация воспитывает любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы....
Урок по литературному чтению И.А. Бунин «Листопад».
Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного,...
Презентация к уроку литературного чтения. А.И.Бунин "Листопад".
Можно использовать на уроках литератуного чтения....
Презентация к уроку литературного чтения "И.А.Бунин "Листопад"
Презентация к уроку литературного чтения "И.А.Бунин "Листопад"...
Конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад" (УМК "Школа России") 4 класс
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина...