Урок литературного слушания И.А.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цель:
Познакомить со стихотворением И.А. Бунина «Листопад».
Задачи:
Обучающие - совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью; делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз;
Развивающие – развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание и речь;
Воспитательные – любовь, бережное отношение к природе; доброта; умение чувствовать красоту слова; испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Планируемые результаты: в процессе урока обучающиеся должны осознать необходимость общения с книгой, увитеть красоту русского языка, научиться выразительно читать стихотворение И. А. Бунина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока И.А.Бунин. "Листопад" | 68.16 КБ |
rabota_v_gruppah.docx | 14.05 КБ |
1.bunin_._listopad.pptx | 2.88 МБ |
2._bunin._listopad.pptx | 2.19 МБ |
4.bunin_._listopad.pptx | 1.03 МБ |
3.bunin_._listopad.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока литературного слушания по программе «Начальная школа XXI века».
Урок разработан учителем начальных классов МАОУ Абатская СОШ № 1 Денисовой Любовью Сергеевной, первая квалификационная категория.
Тема урока «И. А. Бунин «Листопад».
Цель:
Познакомить со стихотворением И.А. Бунина «Листопад».
Задачи:
Обучающие - совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью; делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз;
Развивающие – развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание и речь;
Воспитательные – любовь, бережное отношение к природе; доброта; умение чувствовать красоту слова; испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Планируемые результаты: в процессе урока обучающиеся должны осознать необходимость общения с книгой, увитеть красоту русского языка, научиться выразительно читать стихотворение И. А. Бунина.
Предметные результаты:
Слушают стихотворение И. Бунина «Листопад». Определяют виды строф. Называют фамилию поэта и его стихи, читают одно из стихотворений наизусть.
Метапредметные результаты:
Познавательные: находить в библиотеке книги со стихотворениями И.А. Бунина; готовить небольшое монологическое высказывание об одном из русских поэтов (3-5 предложений).
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог.
Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Оборудование:
- видеозапись стихотворения И.А. Бунина «Листопад»;
- репродукция картин И.Левитана «Золотая осень»;
- аудиозапись музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Октябрь»;
- «Толковый словарь русского языка»для школьников
- компьютерная презентация о жизни и творчестве И. А. Бунина.
Ход урока.
- Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
- Речевая разминка.
Работа со скороговоркой (слайд)
- Постановка цели. Актуализация знаний.
- Какое сейчас время года? Какие изменения в природе говорят об этом? Как называют период осени, который м наблюдаем за окном? (поздняя осень)
- А как называют самый красивый период осени? («золотая осень»)
- Жизнь природы изменчива. На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес и попытаемся увидеть красоту осени, услышать её звуки и почувствовать запахи.
- Подготовка к восприятию стихотворения А. И. Бунина «Листопад».
- Многие поэты, писатели, художники и музыканты восторгались красотой золотой осени. Например, русский художник Исаак Левитан нарисовал картину «Золотая осень», а композитор П. И. Чайковский сочинил музыкальную композицию «Октябрь». В этих произведениях с помощью красок и звуков авторы передали красоту осеннего леса, его звуки и запахи.
- Послушайте музыку и внимательно рассмотрите картину. (одновременно показ слайда с листопадом)
- Какие звуки вы услышали в осеннем лесу? Что увидели? Похоже ли то, что вы представили благодаря музыке П. Чайковского на то, что изобразил художник И. Левитан на своей картине?
- Что изображено в центре картины? В верхней части? Почему вода в реке синего цвета? Что нарисовано вдали? Как выглядят деревья? Почему И. Левитан назвал свою картину «Золотая осень»? Какими красками он воспользовался, чтобы передать красоту осенней природы? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Какие чувства пробуждает?
- Многие поэты и писатели испытывали то же, что и вы. Они делились с читателями своими впечатлениями посредством написания стихотворений и прозаических произведений.
- Чтобы отгадать, с творчеством какого поэта мы будем знакомиться сегодня на уроке, надо знать особенности букв русского алфавита.
(При выполнении этого задания вы можете тихонечко советоваться в группе. Когда соберете слово, зажигаете «звездочку»)
Первая буква его фамилии обозначает согласный твёрдый звук, парный по глухости-звонкости звуку [п].(Б)
Вторая буква следует в алфавите за буквой т.(У)
Третья буква обозначает согласный звонкий непарный, мягкий звук, который помогает осуществлять проверку парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слов. (Н)
Следующая буква является одной из безударных гласных. Она встречается в словах: пирог, помириться, кричать. (И)
Последняя буква стоит в алфавите перед буквой о. (Н)
- Назовите фамилию поэта. (Бунин)
- Да, И. А. Бунин. Он любил осень и посвятил ей немало своих произведений.
(открывает портрет)
- Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке?
Позже мы проверим ваши предположения.
- А чтобы узнать название произведения, проведем игру «Собери слово». Название произведения спрятано в развеянных на осеннем ветру листьях. Соберите его.
Работа в группах: ЛИСТОПАД
- Какая орфограмма в слове «листопад»? (соединительная гласная «о»)
На экране – тема урока «А.А.Бунин. Листопад»
- Почему автор так назвал свое произведение? (высказывают свое мнение; в конце урока к этому вернуться)
- Словарная работа
- Прежде чем вы прослушаете стихотворение, ознакомимся со словами, которые могут быть вам незнакомы или непонятны:
На экране:
- Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.
- Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
- Лазурь – светло-синий цвет, синева.
- Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.
- Завороженный – очарованный, околдованный.
- Золотой – жёлтый, изумительный.
- Багряный – красный густого, тёмного оттенка .
- Янтарный – прозрачно-желтый
- Серебристый - Блестяще белый, отливающий серебряным блеском
- Подвижная физкультминутка.
- Первичное восприятие произведения И. Бунина (видеозапись).
-Давайте попробуем совершить путешествие в XIX век, когда жил И. А. Бунин. Однажды осенью поэт бродил по окрестностям. Вдруг у леса он увидел прекрасную картину: широкая поляна и дальний лес, освещённый солнцем, застывший в осенней тишине. При малейшем дуновении ветерка с веток деревьев, медленно кружась в воздухе, падали листья. Бунин с восторгом смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил, предчувствуя её скорое исчезновение. Под впечатлением увиденного поэт написал стихотворение «Листопад».
Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение? Что особенно запомнилось? Какие картины представили? Какие чувства испытали?
- Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
- Физкультминутка для глаз.
- Самостоятельная работа в группах.
1 и 2 группа – группы «разведки».
3 группа – «исследователи»
задание «Проталинки»
4,5 группы – «поэты»
1 группа. Чтение «разведка» (по 1 части)
Состав группы:
- Акишева К.
- Кочерова Ю.
- Исраелян Ш.
- Замаруев Д.
- Костюкова А.
- С чем поэт сравнивает лес?
- Какие деревья в лесу?
- Чем пахнет лес?
2 группа. Чтение «разведка» (по 2 части)
Состав группы:
- Солнцева А.
- Липин В.
- Сартаков И.
- Степуро Д.
- Болдырева З.
-Какие осенние картинки нарисовал автор?
- Найди сравнения.
- Как меняется настроение автора?
3 группа. Упражнение «Проталинки» (по 3 части)
Вставьте пропущенные слова, объясните их значение.
Состав группы:
- Лузина Д.
- Мельник В.
- Бушуев А.
- Клюсова Л.
- Склюев Е.
4 группа. (по 4 части)
Прочитайте стихотворение И. А. Бунина, отметьте логические ударения, паузы, незнакомые слова. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения любого восьмистишия.
Состав группы:
- Матосян М.
- Беляева О.
- Волков В.
- Першин С.
- Плотницкий Д.
5 группа. (по 6 части)
Прочитайте стихотворение И. А. Бунина, отметьте логические ударения, паузы, незнакомые слова. Подготовьтесь к выразительному чтению любого восьмистишия стихотворения.
Состав группы:
- Юрченко А.
- Петраш И.
- Шуравин И.
- Шерстнева В.
- Турлубекова И.
Работа над выразительностью.
- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
1. Темп чтения.
2.Тон чтения.
3. Логические ударения.
4. Паузы.
Вывод по каждой части. - В каком образе предстала осень?
(если позволит время: Как бы вы озаглавили ту часть стихотворения, с которой работали?)
- Знакомство с биографией писателя И. Бунина.
- Давайте вспомним ваше первое впечатление о писателе. Человек, которого в себе представили, мог написать такое красивое стихотворение?
- А теперь послушайте немного о его жизни.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.
Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность.
Литературная судьба складывалась удачно. В печати впервые выступил в 17 лет. Он много писал, и его произведения сразу же получили высокую оценку в литературных кругах. Не случайно Академия Наук трижды присуждала Ивану Бунину Пушкинскую премию. Но, кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл «бродником». Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке.
Но, к сожалению, в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу, но тоска по Родине осталась на всю жизнь.
Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г. Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.
- Творческое задание.
Задание: написать свое двустишие, используя рифму, или написать своё двустишие о золотой осени или очень красивое предложение.
- Итог урока. Рефлексия.
- С каким произведением познакомились? Кто написал это прекрасное стихотворение? Хочется ли вам прочитать его ещё раз и увидеть или почувствовать красоту Бунинской осени? А кто хочет выучить отрывок из этого стихотворение наизусть?
- В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- Так почему автор так назвал свое произведение? (высказывают свое мнение)
(именно листья придают осени, лесу эту незабываемую красоту)
Вывод учителя: Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, как это делал И.А. Бунин
Рефлексия.
- Какое задание вызвало затруднение?
- Какое задание было самым интересным?
- Кому после знакомства с этим стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?
-Оцените свою работу. Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке?
- Домашнее задание.
По выбору:
- выразительно читать 1 часть
- выучить наизусть 1 часть стихотворения И. Бунина.
- нарисовать рисунок
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Предварительный просмотр:
Работа в группах.
3 группа. Упражнение «Проталинки»
Вставьте пропущенные слова, объясните их значение.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
________________ долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
___________________ блеск огня и злата
Пожаром ____________ освещал.
Потом _____________ в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней ____________ помертвелой,
И ______________ Осени одной
В пустынной тишине ночной.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа в группах.
1 группа. Чтение «разведка» (по 1 части)
- С чем поэт сравнивает лес?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие деревья в лесу?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чем пахнет лес?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа в группах.
2 группа. Чтение «разведка» (по 2 части)
-Какие осенние картинки нарисовал автор?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найди сравнения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как меняется настроение автора?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа в группах.
4 группа.
Прочитайте 4 часть стихотворения И. А. Бунина, отметьте логические ударения, паузы, незнакомые слова. Подготовьтесь к выразительному чтению любого восьмистишия 4 части стихотворения.
Работа в группах.
5группа.
Прочитайте 6 часть стихотворения И. А. Бунина, отметьте логические ударения, паузы, незнакомые слова. Подготовьтесь к выразительному чтению любого восьмистишия 6 части стихотворения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исаак Левитан . Золотая осень . 1895
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа Лиловый – цвета фиалки, фиолетовый. Багряный – красный густого, тёмного оттенка. Лазурь – светло-синий цвет, синева. Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву. Завороженный – очарованный, околдованный. Золотой – жёлтый, изумительный. Багряный – красный густого, тёмного оттенка . Янтарный – прозрачно-желтый Серебристый - блестяще белый, отливающий серебряным блеском
Книги И.А. Бунина
Вручение И.А. Бунину Нобелевской премии. Стокгольм, декабрь 1933 года.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашнее задание. По выбору: выразительно читать 1 часть выучить наизусть 1 часть стихотворения И. Бунина. По желанию: нарисовать рисунок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домик-музей И.А. Бунина. г. Елец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного слушания в первом классе (УМК "Начальная школа XXI века"
Русская сказка "Лисичка-сестричка и волк"...
урок литературного слушания в 1 классе "Сутеев "Дядя Миша"
Были использованы задания, направленные на детей разного уровня подготовки Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению...
Урок литературного слушания "Ш.Перро "Красная Шапочка"
Урок по программе "Школа XXIвека"....
Разработка урока литературного слушания в 1 «а» классе ШАРЛЬ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Дидактическая цель: введение младших школьников в мир литературы как искусства слова, обогащение их опыта, содействие становлению эстетического вкуса, формирование специальных читательских...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ В.Г.СУТЕЕВ «ЁЛКА»
Урок разработан с учетом личностно-ориентированного обучения и применением элементов развивающего обучения. Личностно-ориентированный подход - это обучение с радостью и осознанием необходимости ...
Урок литературного слушания в 1кл. "Образ осени в стихотворении А. Блока "Зайчик"
Урок слушания в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века". На уроке дети учатся составлять модельно-эскизный план к произведению....
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"
Тема урока: Авторские сказки.Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного, осознанного ч...