Мастер-класс«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «БАСНИ И. А. КРЫЛОВА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
проект по чтению (4 класс)

Нургазизова Гузалия Рашатовна

В материале предлагается использование в учебной деятельности метод проекта через театрализацию произведений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «БАСНИ И. А. КРЫЛОВА»

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «Озёрная СОШ»

НУРГАЗИЗОВА Г.Р.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «БАСНИ И. А. КРЫЛОВА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Необходимым условием успешной социализации современного человека выступает творчество. Ребенок любознателен от рождения, ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать. Но если в нем не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут .

Решить эти задачи поможет проектная деятельность. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение результата . На практике чаще всего используются следующие виды проектов индивидуальной и групповой деятельности: – исследовательско-творческие (дети экспериментируют, результаты оформляют в виде сообщений, докладов, газет, драматизации, дизайна и т. д.); – ролево-игровые (с элементами творческих игр, театрализации и т. п.); – информационно-ориентированные (дети собирают и реализуют информацию); – практико-творческо-ориентированные (урок или его фрагмент, внеклассное мероприятие, предметная неделя и т. д.)

Одним из самых основных уроков в современной начальной школе, который призван решить комплекс задач ФГОС, является урок литературного чтения. И это не случайно: со второго класса школы чтение как один из видов речевой деятельности из объекта обучения становится средством обучения.

Проект -ролево-игровые (с элементами творческих игр, театрализации и т. п.);

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный. Знакомство с проектом, формирование творческих групп (по интересам, по выбору учителя), определение темы, его целей, задач проекта. Учитель представляет общую структуру проекта, организовывает деятельность учащихся по ее анализу. Учащиеся воспринимают и осмысливают полученную информацию, выделяют основные компоненты проекта. Результатом взаимодействия на данном этапе является создание мотивации к выполнению проекта.

Второй этап – ориентационный. На этом этапе формируются первоначальные знания учащихся о процессе постановки проблемы, поиске путей ее разрешения и соответствующих умений, осуществляется выбор личностно значимого направления проектной деятельности, выбор методов исследования, самостоятельная работа учащихся над заданиями проекта. Учитель направляет учащихся, подсказывает необходимую и важную информацию, консультирует, координирует, направляет, дает советы. Результат взаимодействия на данном этапе – формирование первоначальных знаний детей о процессе постановки проблемы, поиске возможных путей ее разрешения и соответствующих умений.

Третий этап – поисковый. На этом этапе учитель руководит взаимодействием школьников, оказывает помощь в определении шагов поиска, вместе анализируют интересующие проблемы, выделяют основную проблему, определяют источники поиска нужной информации, консультируясь в случае необходимости с учителем, осуществляют деятельность по намеченному плану, представляют возможный результат работы в мини-группе в форме презентаций, публикаций, инсценировок. Выполняют дидактические задания к проекту. Учитель проводит предварительную проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты. Учащиеся продумывают форму представления и защиты проекта. По окончании работы над проектом учитель консультирует по процедуре его защиты. Четвертый этап – аналитический. Учащиеся представляют конечный результат своей работы, отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Учитель выступает в роли эксперта, анализирует и оценивает представленные презентации, выступления учащихся, подводит итоги, комментирует и оценивает работы учащихся, принимает участие в обсуждении и выставлении итоговой отметки, стараясь выделить всех, чтобы дети поняли свои удачи и неудачи, приняли победы свои и товарищей. Результат взаимодействия учителя и учащихся на данном этапе – презентация проекта, подведение итогов и оценка проектной деятельности, овладение детьми умением осуществлять рефлексию проектной деятельности, самоанализ проекта, учащиеся анализируют свое выступление, роль в процессе создания проекта.

Пятый этап – заключительный. Презентация данной проектной работы – это инсценирование басен. Все было очень четко и методически организовано и продумано: украшенная шарами, цветами, разными поделками детей аудитория, созданная атмосфера театра, ученики чувствовали себя актерами, во всем ощущался праздник. Дети инсценировали такие басни, как «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Слон и моська». Желание выступать в роли свиньи, лисицы, рака или стрекозы вызвано любовью к басне, к творчеству И. А. Крылова, а желание обличить подлость, коварство, лень, глупость, ложь вызывает интерес и удовольствие у учащихся. Детям младшего школьного возраста нравится перевоплощаться в образы животных, птиц, насекомых, растений. Они естественны, открыты, искренни, непосредственны и честны в своих проявлениях. С детства им знакомы образы героев русских народных сказок: злой, глупый волк, хитрая, коварная лиса, трусливый заяц, добрый, косолапый медведь и т.д

Учащиеся подготовили семь басен и успешно выступили с ними перед учителями и родителями. Проект прошел успешно. третьеклассники показали его первоклассникам. В самой презентации был заложен большой учебно-воспитательный эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Басни И.А. Крылова"

Цель:    Обобщение  знаний  обучающихся  о  творчестве  И.А.Крылова,               п...

Урок литературного чтения по теме: «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Методическая разработка урока литературного чтения с использованием презентации, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

урок литературного чтения по теме " Басни И. А. Крылова".

Тип урока- обобщение. Форма урока - урок - презентация....

конспект урока литературного чтения по теме : Басня И. Крылова «Квартет»

Тема: Басня И. Крылова «Квартет» Цели и задачи:-продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова; -учить понимать глубину содержания произведения;-находить мораль в произведении.П...