урок литературного чтения по теме " Басни И. А. Крылова".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тип урока- обобщение. Форма урока - урок - презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_makeeva_i._v.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе
УМК « Школа 21 века »
Учитель начальных классов: Макеева Ирина Владимировна
Тема проекта : Басни И. А. Крылова.( обобщающий урок по теме проекта « Басни И. А. Крылова» )
Цели урока:
предметные
-сформировать понятие о басне, о морали басни;
- выявить особенности басен как литературного жанра;
метапредметные
-сформировать опыт творческой деятельности;
-развивать интерес к художественному слову,
-развивать умение выразительно читать,
-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
личностные
-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лецимерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, учебник 4 класса «Литературное чтение»
Л.А. Ефросинина , иллюстрации к басням , карточки с заданиями , портрет И. А. Крылова, выставка книг автора.
Тип урока - обобщение
Форма урока – урок – презентация
Тип проекта : информационно – исследовательский
Предварительная подготовка – класс разделен на творческие группы. Каждая группа готовит свой мини - проект с презентацией.
- группа - « Биография и творчество И. А. Крылова.»
- группа - Инсценировка басни « Ворона и лисица .»
- группа - Музей басни.
Индивидуальная работа – написать сочинение на тему « Мое отношение к басням Крылова.»
Урок литературного чтения
по теме « Басни И. А. Крылова.» 4 класс
Пояснительная записка
1. Автор ( фамилия , имя , отчество полностью ) загружаемого материала | Макеева Ирина Владимировна |
2. Место работы ( полное наименование ОУ, город, область), должность | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №33 » г. Курска, учитель начальных классов |
3. Предмет | Литературное чтение |
4. Класс | 4 класс ( 9-10 лет) |
5.Название материала | Урок с мультимедийным приложением |
6.Вид ресурса ( разработка учебного занятия, дидактический материал, методические рекомендации и т.п.) | Разработка учебного занятия |
7. Название темы | Урок по теме « Басни И. А. Крылова. Обобщение.» |
8.УМК, авторы образовательной программы | УМК « Школа 21 века» , авторы – составители : Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова |
9. Цель, задачи урока | Цели урока: предметные -сформировать понятие о басне, о морали басни; - выявить особенности басен как литературного жанра; метапредметные -сформировать опыт творческой деятельности; -развивать интерес к художественному слову, -развивать умение выразительно читать, -развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать; личностные -воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лецимерия, неприятие лести, уважение к мнению других. |
10. Среда, редактор, в котором выполнен продукт | Microsoft Office Word 2010 Microsoft Office Power Point 2010 |
11. Необходимое оборудование и материалы для занятия | Экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина , иллюстрации к басням , карточки с заданиями , портрет И. А. Крылова, выставка книг автора. |
12. Как реализуется на уроке ( место и время, форма использования) | Компьютер используется на всех этапах урока: Как средство диагностики и контроля, при проверке пройденного материала. |
13.Комплектация работы | Текстовый документ |
14. Краткое описание , методические рекомендации по использованию | Данный ресурс представляет собой урок с мультимедийным приложением. Он проводится в форме- урок – презентация. |
15.Список использованных источников | 1. Л. А. Ефросинина. учебник 4 класса «Литературное чтение» 2. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику « Литературное чтение » 3. Материал к уроку с сайта : http://www.prodlenka.org/otkrytye-uroki-publikatcii/basni-i-a-krylova-obobshchaiushchii-urok-urok-chteniia-v-4-klasse.html 4.Портрет с сайта : mages.yandex.ru/yandsearch?text=портрет%20крылова%20ивана%20андреевича&lr=55&noreask=1 |
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. ( 1 мин ) | Включение в рабочий ритм. -- Я очень рада вас видеть на уроке литературного чтения. Хочу поделиться с вами улыбкой, я дарю ее вам. Улыбнитесь вы мне, друг другу, нашим гостям. Думаю , что мы подарим друг другу и нашим гостям много приятных мгновений. Я верю в вас. | Подготовка класса к работе. Обучающиеся, стоя, приветствуют учителя и гостей. | Личностные: - внутренняя мотивация уч-ся на уровне положительного отношения к школе; принятие образа « хорошего ученика. |
2.Актуализация знаний . Творческая мастерская. ( 34 мин ) 3. Подведение итогов урока. Рефлексия. ( 5 мин ) |
- Готовясь к уроку, мы с вами проделали большую работу. Вся работа была посвящена теме нашего проекта. Назовите тему проекта. В конце урока мы увидим наш общий результат: творческая работа « Басни И. Крылова» - Сегодня мы вновь обратимся к басням Крылова, продолжим наше исследование, чтобы разгадать, в чем же секрет басен, почему их сюжеты не устаревают. - Урок у нас необычный. Урок- презентация ваших мини- проектов. У нас три группы. 1 группа- « Биография и творчество Крылова» 2 группа – Инсценировка басни « Ворона и лисица» 3 группа – Музей басни. - Мы внимательно слушаем выступление 1 группы, чтобы понять , в чем секрет басен Крылова. - Прежде, чем мы дадим слово 1 группе, давайте вспомним, что такое басня. У вас на столах карточки - помощницы, но будьте внимательны, на некоторых есть признаки других жанров. - Проверьте.( Слайд) - А теперь скажите, зачем в век мобильной связи, компьютеризации изучать басни Крылова?( И сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны .Они помогают посмотреть на себя со стороны и избавиться от недостатков.) - Продолжаем наше исследование. Слушаем внимательно, ребята отобрали самый интересный материал и отразили его в сборнике творческих работ « Басни И. Крылова» Слово предоставляем 1 группе. - Молодцы, интересные сведения об авторе рассказали. - Может будут дополнения? - Более подробный материал находится в нашем сборнике творческих работ. Спасибо за ваше выступление. - В чем вы убедились, прослушав рассказ 1 группы? ( - Да действительно, И. А. Крылов никем не превзойден. Дедушка Крылов по- прежнему царствует над басенным миром. - А сейчас слово 2 группе.
- Назовите героев басни. - Как автор относится к вороне, к лисице? - Почему так думаете? -Какие недостатки людей высмеивает автор?( лесть, глупость) - Какова мораль басни? ( В мире есть такой порок, как лесть, ее нужно опасаться, не допускать к себе льстивых людей. Не нужно быть глупым и доверчивым, понимать, где правда, а где ложь.) -Какой пословицей можно выразить главную мысль басни? ( Держи ухо востро.) - Какие еще недостатки любил пощипать Крылов в своих баснях?( ложь, невежество, хвастовство…) - Спасибо за ваше выступление. Вы доставили нам большое удовольствие_. - А сейчас слово 3 группе.
- Какие еще крылатые выражения вы знаете? - Свое исследование 3 группа тоже отразила в нашем сборнике творческих работ. - Спасибо за ваше выступление. - Ребята , в чем же вас убедила 3 группа? ( Его притчи- народное достояние. Мы их употребляем часто в повседневной жизни. Значит действительно, басни Крылова так актуальны, близки нам.) - У вас была интересная задумка, эту работу можно продолжить всем классом. Мы сможем собрать целый сборник таких выражений -кратких, ясных, точных. Это пригодится нам в дальнейшем, а так же детям, которые в следующем году будут изучать творчество Крылова. - Да, ребята, я увидела, что урок вас не оставил равнодушными. Кто желает прочитать нам свое сочинение на тему « Мое отношение к басням Крылова » - Подведем итог в виде устного тест- опросника. - Что такое басня? - Назовите особенности басен. - Назовите басни Крылова. - Чему учат басни?
- Мы все работали над проектом» Басни Крылова ».Вот что у нас получилось. - Итак, басни Крылова были написаны более 150 лет назад, а они не оставляют нас равнодушными, нам хочется их перечитывать. Почему? В чем же секрет басен дедушки Крылова? ( Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Его басни высмеивают не людей, а их пороки.) - Удалось ли вам задуматься над своими недостатками? Кто помог вам в этом? - Да, И. А. Крылов по- прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А. С. Пушкин говорил: « Крылов превзошел всех нам известных баснописцев.» - И мне хочется пожелать вам идти по жизни рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о мудрости этих басен, поступках своих и тогда, я думаю, наша жизнь станет чище, лучше и интереснее. -А сейчас поделитесь своим впечатлением об уроке. Что особенно понравилось, запомнилось? | Учащиеся работают в группах. Отвечают на проблемный вопрос. Рассказывают подготовленные дети из 1 группы: «_ Мы приготовили презентацию « Биография и творчество Крылова .» Слово об авторе. И. А. Крылов родился в 1769 году в Москве, в семье скромного армейского офицера. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца в 1778 году ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери, о брате. В 1783 году семья переезжает в Петербург, где Крылов увлекся театром, стал писать комедии. В 1804 году он вернулся в Москву. В 1806 году в журнале « Московский зритель » он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь. В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. Первая книга с баснями была издана, когда Крылову было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. В 1841 году Крылов ушел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер баснописец в 1844 году. «Дедушкой Крыловым » назвал народ своего баснописца. В Санкт- Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И. А. Крылов. Прошло 243 года со дня рождения Крылова. А темы басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, бороться с недостатками. …Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. М. Исаковский Учащиеся дополняют. Учащиеся делают вывод. Рассказывают подготовленные дети из 2 группы: «- Мы приглашаем вас в театр ученического творчества. Предлагаем посмотреть инсценировку басни « Ворона и лисица » - Эта одна из самых известных классических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу.» Рассказывают подготовленные дети из 3 группы: «- К уроку мы с ребятами задумали создать музей басни. И вот, что у нас получилось : здесь книги дедушки Крылова, здесь выставка иллюстраций к басням, еще мы начали собирать « крылатые выражения » из басен. Мы нашли высказывание Н. В. Гоголя , который сказал о баснях Крылова так: « Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа.» Благодаря своей точности, простоте строки басен вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. - Вот некоторые из низ… - У вас на карточках записано начало , а вы должны их продолжить. - …А Васька…( слушает и ест) - Когда так говорят?( Когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать, нужны решительные меры, а не слова.)
-.. А воз…( и ныне там.) - Когда так говорят? ( говорится в ситуации , когда прошло много времени, а дело не сдвинулось.) -.. Чем кумушек считать трудиться,…( не лучше ль на себя оборотиться.) - Когда мы так говорим? ( Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше подумать, нет их у тебя самого).» Дети делают вывод. Желающие 2 человека зачитывают свои сочинения. Дети отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи, формирование умения объяснять свой выбор. Регулятивные : - составлять небольшие устные монологические высказывания, - приводить убедительные доказательства. Познавательные : - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач. Коммуникативные: Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации. Коммуникативные: Формирование невербальных способов коммуникации посредством контакта глаз , мимики, жестов, позы. Личностные : действие нравственно – этического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо),формирование личного позитивного отношения к действительности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме "Басни И.А. Крылова"
Цель: Обобщение знаний обучающихся о творчестве И.А.Крылова, п...
Урок литературного чтения по теме: «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
Методическая разработка урока литературного чтения с использованием презентации, 2 класс, УМК "Школа России" по теме «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»...
Урок литературного чтения по теме "Басни И. Крылова, С. Михалкова, Л. Толстого", 4 класс
Урок литературного чтения в четвертом классе....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...
Мастер-класс«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «БАСНИ И. А. КРЫЛОВА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В материале предлагается использование в учебной деятельности метод проекта через театрализацию произведений...
Нестандартные задания для урока литературного чтения по теме " Басни И. А. Крылова"
Нестандартные задания для контроля на уроке литературного чтения по теме "Басни И. А. Крылова"...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Басня И.А.Крылова "Ворона и лисица"".
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Басня И.А.Крылова "Ворона и лисица""....