Рабочая программа по смысловому чтению. 1 класс.
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по смысловому чтению для 1 класса УМК "Школа России" по ФГОС 2021 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_smyslovoe_chtenie.docx | 405.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы предмета. Программа «Смысловое чтение» является модифицированной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, по содержанию однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к результатам в рамках реализации ФГОС НОО.
Описание места программы в структуре основной образовательной программы. В соответствии с планом школы в 1 классе на занятия по «Смысловому чтению» отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Количество часов в неделю по программе 1. Количество часов в год: 33 Во 2-4 классах на занятия «Смысловое чтение» отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели). Количество часов в неделю по программе 1. Количество часов в год 34 Рабочая программа курса «Смысловое чтение» для 1-4 классов составлена на основе следующих нормативных документов: 1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 31.05.2021 № 286; 2.Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ с. Победино 3. Плана и календарного учебного графика МОБУ СОШ с. Победино на 2023-2024 учебный год. Описание ценностных ориентиров содержания программы курса. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Цели и задачи реализации программы. Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи реализации программы: • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; • воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией); • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире); • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных); • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Возрастная группа учащихся. Возраст детей. 7-11 лет.
Сроки реализации программы. Сроки реализации программы и режим занятий: 4 года (1-4 класс). Курс включает одно занятие в неделю: для 1 класса (33 учебные недели), 33ч. в год, для 2-4х классов (34 учебные недели), 34ч. в год. Весь курс обучения составлен на 135 ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:
1-й класс Личностные результаты: 1. новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности; 2. умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом,
Метапредметые результаты: Регулятивные УУД: 1. управлять своим вниманием; 2. использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности; Познавательные УУД: 1. выделять в тексте самое важное и необходимое; 2. обоснованно делать выводы, доказывать; Коммуникативные УУД: 1. логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; 2. развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса: Обучающиеся должны знать: 1. Логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; 2. Обоснованно делать выводы, доказывать. 3. Максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение; 4. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; Обучающиеся должны уметь: 1. Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами 2. Читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное; 3. Свободно читать тексты. 4. Верно, определять смысл и тему текста;
Диагностика результатов освоения программы
Диагностические материалы | Методы диагностики | Формы подведения итогов |
Стартовая диагностика. Работы учащихся. Проекты учащихся. | деятельностный поисковый исследовательский практический наглядный самостоятельный метод моделирования и конструирования метод проектов индивидуальное обучение обучение в сотрудничестве | Защита проектных и исследовательских работ. Участие в конкурсах. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела | Виды деятельности | Формы |
Русский народный фольклор | 4ч | Вводное занятие. Мир общения. Диагностика навыков чтения | произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений; | - игровая; - познавательная; - словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение; - наглядные: демонстрация; - практические: упражнения, выполнение графических записей |
Друзья детства | 4ч | Работа со скороговорками. Чтение слогов. Гимнастика для глаз. Слово в общении. Рисование двумя руками. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. Чтение слогов по таблице. Общение без слов. Мимика и жесты. Работа со слогами. | ||
О хороших людях | 4ч | Озорные красавицы буквы. Игры-загадки. Удивительные невидимки звуки. Игра «Подскажи словечко». Клиновидные таблицы. Упражнение «Корректурная проба». Разноцветные числа. Рисование двумя руками. Занимательные кроссворды. Ребусы. Игры с буквами и словами. Игра « Первый звук потерялся». | внимательно читать про себя; управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение; | |
О наших сверстниках | 8ч | Гимнастика для глаз. Чтение слогов по таблице Тренировка горизонтального движения глаз; Лабиринты 1 уровня Лабиринты 2 уровня Лабиринты 3 уровня Работа с «Таблицами Шульте» | видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»; Тренировать память Быстро воспроизводить материал Выполнять осмыслено работу: -развитие зрительной, слуховой памяти; -увеличение объема памяти; -развитие оперативной памяти; -запоминание и воспроизведение словесного и наглядного материала; -запоминание объектов (10 и более) с последующим называнием; -воспроизведение названий предметов, изображений, слов, предъявленных для запоминания; читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения; | |
О природе | 8ч | Работа с текстом на время Чтение «марсианского» стихотворения. Составление рассказа на запоминание. Игры с буквами. Акросхемы. | ||
Книги о животных | 5ч | Чтение с указкой, пересказ |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 1 класс - М.: ВАКО 2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные планы
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Жиренко О. Е. Методические рекомендации «Смысловое чтение». 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»). -Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров). -Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская). -Проснякова Т.Н. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.-Самара: Изд. «Учебная литература», Изд.дом «Федоров»,2006.-48с
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ • http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=43052 • Инфоурок. https://infourok.ru/videouroki/muzyka. • Библиотека видеоуроков по программе. • Российская Электронная Школа . https://resh.edu.ru/ Видеоуроки и тренажеры. • Академия наук .http://www.youtube.com/user/ Видеофильмы. • Портал дистанционного обучения. https://uchi.ru • Портал дистанционного обучения. https://education.yandex.ru/lab/classes
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Классная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска.
Документ-камера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Конспект урока по программе "Основы смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине Маковского "Свидание".
Разработка урока по "Основам смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине "Свидание."...
Рабочая программа по смысловому чтению
Рабочая программа по смысловому чтению.(2 класс-34 часа)...
рабочая программа по смысловому чтению
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5...
Рабочая программа "Основы смыслового чтения"
Рабочая программа учебного курса «Основы смыслового чтения» разработана с целью углубленного изучения предмета «Литературное чтение» и формирования метапредметных УУД. Для реал...
Программа курса "Смысловое чтение" на основе авторской методики Беденко М.В. для 2-4 классов
Курс "Смысловое чтение"...