Рабочая программа по смысловому чтению. 1 класс.
рабочая программа по чтению (1 класс)

Рабочая программа по смысловому чтению для 1 класса УМК  "Школа России" по ФГОС 2021 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_smyslovoe_chtenie.docx405.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы предмета.  Программа «Смысловое чтение» является модифицированной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, по содержанию однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к результатам  в рамках реализации ФГОС НОО.

Описание места программы в структуре основной образовательной программы. В соответствии с планом  школы в 1 классе на занятия по  «Смысловому чтению» отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).                                                                                                                                      Количество часов в неделю по программе 1.                                                                                                 Количество часов в год: 33                                                                                                                                                           Во 2-4 классах на занятия «Смысловое чтение» отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).                                                                                                                                                                                    Количество часов в неделю по программе 1.                                                                                                  Количество часов в год 34                                                                                                                                                              Рабочая программа курса «Смысловое чтение» для 1-4 классов составлена на основе следующих нормативных документов:                                                                                                                                        1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 31.05.2021 № 286;                                                                                                                                                                             2.Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ с. Победино                                                                                                                                                                                                                      3. Плана  и календарного учебного графика МОБУ СОШ  с. Победино  на 2023-2024 учебный год. Описание ценностных ориентиров содержания программы курса. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Цели и задачи реализации программы.                                                                                                                                     Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачи реализации программы:                                                                                                                                               • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста;                                                                          • воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);                                                                                                     • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);                                                                                                                                • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);                                                                                                                                                   • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Возрастная группа учащихся.                                                                                                                                             Возраст детей. 7-11 лет.

Сроки реализации программы.                                                                                                                                                                    Сроки реализации программы и режим занятий: 4 года (1-4 класс). Курс включает одно занятие в неделю: для 1 класса (33 учебные недели), 33ч. в год, для 2-4х классов (34 учебные недели), 34ч. в год. Весь курс обучения составлен на 135 ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:                                                               

1-й класс                                                                                                                                                                                                           Личностные результаты:                                                                                                                                                                     1. новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;                                                                                                                                                        2. умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом,

Метапредметые результаты:                                                                                                                                                  Регулятивные УУД:                                                                                                                                                               1. управлять своим вниманием;                                                                                                                                                                 2. использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности;                                                                                                                                                     Познавательные УУД:                                                                                                                                                                       1. выделять в тексте самое важное и необходимое;                                                                                                                 2. обоснованно делать выводы, доказывать;                                                                                                                    Коммуникативные УУД:                                                                                                                                                                 1. логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;                                                                                                                                                                                                             2. развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса:                                           Обучающиеся должны знать:                                                                                                                                                     1. Логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;                                                                                                                                                                                            2. Обоснованно делать выводы, доказывать.                                                                                                                               3. Максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;                                                                              4. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;                                                                                              Обучающиеся должны уметь:                                                                                                                                                         1. Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами                                                                                               2. Читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное;                                                                                                                                                                                   3. Свободно читать тексты.                                                                                                                                                               4. Верно, определять смысл и тему текста;

Диагностика результатов освоения программы

Диагностические материалы

Методы

диагностики

Формы подведения

 итогов

Стартовая диагностика.       Работы учащихся.                       Проекты учащихся.

деятельностный                                                             поисковый                                                    исследовательский                                                 практический                                                                  наглядный                                                                  самостоятельный                                                метод моделирования и конструирования                              метод проектов                                                    индивидуальное обучение                                             обучение в сотрудничестве

Защита проектных и исследовательских работ.                                                                        Участие в конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Название раздела

Кол-во

часов

Содержание раздела

Виды деятельности

Формы

Русский народный фольклор

Вводное занятие. Мир общения. Диагностика навыков чтения

произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»;                               загибанием пальцев правой и левой руки;                                            с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений;

- игровая;                                      - познавательная;                              - словесные: рассказ, объяснение, тренировки,                        чтение,                         поощрение; - наглядные: демонстрация;                              - практические: упражнения, выполнение графических записей

Друзья детства

Работа со скороговорками. Чтение слогов. Гимнастика для глаз. Слово в общении. Рисование двумя руками. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. Чтение слогов по таблице. Общение без слов. Мимика и жесты. Работа со слогами.

О хороших людях

Озорные красавицы буквы. Игры-загадки.                                 Удивительные невидимки звуки.                                                                      Игра «Подскажи словечко». Клиновидные таблицы. Упражнение «Корректурная проба».                                         Разноцветные числа. Рисование двумя руками. Занимательные кроссворды. Ребусы.                                                            Игры с буквами и словами. Игра « Первый звук потерялся».

внимательно читать про себя;                                                  управлять своим вниманием;                                     тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение;

О наших сверстниках

Гимнастика для глаз.                                Чтение слогов по таблице Тренировка горизонтального движения глаз;                                                   Лабиринты 1 уровня Лабиринты 2 уровня Лабиринты 3 уровня                              Работа с «Таблицами Шульте»

видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры;                                           тренировать движение глаз;                                          расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»; Тренировать память         Быстро воспроизводить материал                                Выполнять осмыслено работу:                                                                   -развитие зрительной, слуховой памяти;                                     -увеличение объема памяти;                                                      -развитие оперативной памяти;                                                      -запоминание и воспроизведение словесного и наглядного материала;                                                       -запоминание объектов (10 и более) с последующим называнием;                                             -воспроизведение названий предметов, изображений, слов, предъявленных для запоминания;                                       читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения;

О природе

Работа с текстом на время Чтение «марсианского» стихотворения.                                     Составление рассказа на запоминание.                                              Игры с буквами.                                 Акросхемы.

Книги о животных

Чтение с указкой, пересказ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 1 класс - М.: ВАКО 2018

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌​‌Поурочные планы
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //                                                                                                                              Жиренко О. Е. Методические рекомендации «Смысловое чтение». 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2017

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

-Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).                                                                                                                                                                      -Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).                                                                                                                 -Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).                                                                                                                                           -Проснякова Т.Н. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.-Самара: Изд. «Учебная литература», Изд.дом «Федоров»,2006.-48с

                                                                                                                                                                         

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ    http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=43052                                                                                                                                                           • Инфоурок. https://infourok.ru/videouroki/muzyka.                                                                                                                   • Библиотека видеоуроков по программе.                                                                                                                                     • Российская Электронная Школа . https://resh.edu.ru/ Видеоуроки и тренажеры.                                                             • Академия наук .http://www.youtube.com/user/ Видеофильмы.                                                                                           • Портал дистанционного обучения. https://uchi.ru                                                                                                                 • Портал дистанционного обучения. https://education.yandex.ru/lab/classes

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 Классная доска;

 Компьютер;

 Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска.

Документ-камера. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Конспект урока по программе "Основы смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине Маковского "Свидание".

Разработка урока по "Основам смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине "Свидание."...

Рабочая программа по смысловому чтению

Рабочая программа по смысловому чтению.(2 класс-34 часа)...

рабочая программа по смысловому чтению

Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5...

Рабочая программа "Основы смыслового чтения"

Рабочая программа учебного курса «Основы смыслового чтения» разработана с целью углубленного изучения предмета «Литературное чтение» и формирования метапредметных УУД. Для реал...