Конспект урока по программе "Основы смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине Маковского "Свидание".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Разработка урока по "Основам смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине "Свидание."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс | 3 |
Тема | Обучающее сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание». |
Цель деятельности педагога | Познакомить с жизнью и творчеством В.Е. Маковского; учить «читать» картину; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями. |
Организационные формы | Индивидуальные, групповые, дифференцированные, фронтальные, парные. |
Основные понятия и термины | Сочинение, передний план, дальний план, облик, тёмные тона, социальная жизнь, |
Наглядно – демонстрационный материал | Мультимедийная презентация, карточки для групповой работы. |
Планируемые результаты | Предметные умения: учатся всматриваться в картины, словесно описывать то, что увидели; учатся составлять план сочинения, писать сочинение в соответствии со структурой текста. Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: уметь донести свою позицию до собеседника; уметь оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); уметь слушать и понимать высказывания собеседников; уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; учиться согласованно работать в группе. Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, в группах; воспитание интереса к предмету. |
Составитель:
Журкабаева Мадина Жумабаевна, МБОУ «Первомайская СОШ Оренбургского района»
Педагогический стаж: 25 лет
Категория; высшая.
Год предстоящей аттестации: 2020
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия |
1. Организационный момент. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. | Слушают учителя | Фронтальная |
2.Постановка целей и задач урока. | Беседа. | - Скажите, у вас есть любимые книги? - Что больше всего нравится в книгах? (ответы разные) - По вашим ответам я поняла, что одним нравится то, что написано в книгах, а других привлекает красочность книг. - А что если в книгах не будет ни одной иллюстрации? Интересна она будет? - А если просто одни картинки? Это интересно? - Кто занимается иллюстрированием книг? - Верно, художники. - Итак, ребята, и одни тексты неинтересны в книгах, и одни картинки тоже. - А что если рассмотреть картину и рассказать самим про неё? - Сформулируйте тему урока. - Какое это будет сочинение? - Сочинение по картине. | Слушают учителя, одноклассников, анализируют информацию, отвечают на вопросы. Проговаривают часть темы урока. | 1.Индивидуально – дифференцированная, фронтальная |
3.Освоение новых знаний. | 1.Проблемная ситуация. Демонстрация на слайде репродукции картины В.Е. Маковского «Свидание» 2.Рассказ о творчестве В.Е. Маковского. Демонстрация мультимедийной презентации «Творчество В.Е. Маковского» 3.Беседа по картине «Свидание» 4.Практическая работа с текстом примерного рассказа к этой картине. Задание группе. Прочитать текст, вставить пропущенные (подходящие по смыслу) слова. Определить, соотнести с картиной – про кого написано в этом тексте. Задание группе. Прочитать текст, вставить пропущенные (подходящие по смыслу) слова. Определить, соотнести с картиной – про кого написано в этом тексте. Задание группе. Прочитать текст, вставить пропущенные (подходящие по смыслу) слова. Определить, соотнести с картиной – про что написано в этом тексте. 5.Составление плана. | - Скажите, пожалуйста, в наше время дети работают? - Чем занимаются дети 13 – 14 лет? (учатся в школе). - Посмотрите на репродукцию картины. - Мальчик похож на вас, современных детей? (нет) - Почему вы так решили, что мальчик из другого времени? - Это картина известного русского художника В.Е. Маковского. Называется она «Свидание». Владимир Егорович Маковский родился в Москве 26 января 1846 года. Его отцом был Е.И. Маковский, ставший одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Училища, где обучают художников. Атмосфера, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. Дом Маковских часто посещали известнейшие мастера, заводившие разговоры и споры об искусстве. Заниматься живописью Маковский начал рано. Пятнадцатилетний Маковский пишет этюд «Мальчик, продающий квас». Уже в этой картине проявляется характерное для Маковского обостренное восприятие социальных проблем. - Социальные проблемы это жизнь детей, жизнь простых людей, у которых нет никакого богатства. Как вы увидели в других картинах автора – он очень тонко замечал вокруг социальную несправедливость. - Посмотрите на картины художника. - Похожи они между собой? - Да, ребята, похожи. Потому что изображает простых людей. У людей этих очень тяжёлая жизнь. - Рассмотрите картину внимательнее. - Рассматривание картины, деталей картины называют «читать» картину. - Сейчас мы попробуем «прочитать» репродукцию к картине Маковского «Свидание». - Как вы понимаете смысл слова «свидание»? - О ком рассказывает картина? - Кто изображен на переднем плане? - Как выглядит мама мальчика? - О чём она думает? - Опишите мальчика. - Рассмотрите обстановку комнаты, в которой встретились мать и сын. - В каких тонах и красках написана картина? - Как относится автор к героям своей картины? - Какие трудности показал Маковский этой картиной? 4. - Ребята, каждой группе подготовлено задание. 1.группа Как печальна и задумчива перед нами ___! С одной стороны, она счастлива - наконец встретилась с любимым ___. С другой же, ей невыносимо больно осознавать, что ее _____ лишен детства и вынужден работать. ____ привезла мальчишке угощение, вероятно, собственного приготовления. С грустью ____ смотрит на него. Одежда _______ указывает на то, что живет она очень бедно. Черное пальто, надетое на цветное платье, очень скромное. Платок тоже темный. Судя по тому, как ____ одета, время года – поздняя осень или зима. Поскольку денег простые люди имели очень мало, можно предполагать, что ____ пришла из деревни пешком. Лицо ее передает усталость от дальней дороги. (Слова – помощники: мать, она, женщина, ребёнок) 2.группа. _________ с ранних лет вынужден обучаться ремеслу в подмастерьях*. Жизнь в городе его совсем не радует. Посмотрим на ___ внешность. Первое, что бросается в глаза, – ______ без обуви. Если судить по тому, что на улице холодное время года, то, вероятно, ______ мерзнет, но совсем этого не показывает. На мятую рубашку повязан грязный от работы фартук. Наверное, мать застала его за делом, и _____ пришлось оторваться, чтобы пообщаться с ней. ______ очень голоден. ____ жадно ест принесенный матерью гостинец. ______ живется несладко: он недостаточно накормлен, не обеспечен одеждой и обувью. (Слова – помощники: мальчик, его, ребёнок, ему, мальчишка, он). *подмастерья – помощник мастера – ремесленника. 3группа Встреча ____ и _____ произошла в какой-то грязной комнате с деревянными стенами и потемневшим от времени _______ полом. Возможно, в ней отдыхают _______. На бочке стоит кувшин, чтобы можно было пить, а из окна слева тускло струится солнечный свет. В этой комнате нет даже самой простой мебели. В картине использованы тёмные цвета. Которые помогают ________ трагичность* ситуации. (Слова – помощники: матери, сына, земляной, рабочие, почувствовать). трагичность* - бедственность, ужасность чего – либо. Организует проверку результата работы в группах. Сначала проверка задания 1 группы. Демонстрируется слайд с текстом, в котором пропущены слова. Выясняет смысл слова «подмастерья». По аналогичному порядку организует проверку выполнения задания группы 2, группы 3. Организует работу по составлению примерного плана. - Сколько частей должно быть в сочинении? - О ком напишете в первой части? - Каким будет название первой части сочинения. - О ком напишете во второй части сочинения? - Каким будет название второй части? - О чём расскажете в третьей части? - Предложите название третьей части. Примерный план 1.Как художник изобразил мать. 2.Облик мальчика. 3.Комната, в которой произошло свидание. | Слушают учителя, одноклассников, рассматривают слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы. Слушают учителя. Отвечают на вопросы, анализируют информацию, делают выводы. Получают карточки с текстами и заданиями к ним. Обсуждают текст, соотносят с картиной, анализируют информацию, вставляют пропущенные слова. Представитель группы проговаривает слова, которые вставили. Также объясняет смысл выделенного слова. Отвечают на вопросы учителя, вносят свои предложения по пунктам плана. Записывают в тетрадь план текста. | Фронтальная. Фронтальная Групповая Фронтальная. Фронтальная Индивидуальная. |
IV. Творческое применение. | 1.Работа над сочинением На слайдах демонстрируются вопросы -помощники. | Осуществляет индивидуальную помощь по написанию сочинения. | Пишут сочинение по плану. | Индивидуальная |
VII. Рефлексия. | Проверка написанных сочинений, оценивание результатов работы. | Подводит итог занятия. Организует беседу по оцениванию личных достижений учащихся. - На нашей лестнице успеха отметьте свою ступеньку результата этого урока. | Читают свои сочинения, высказывают впечатления о работе. Оценивают свою деятельность на уроке. | Фронтальная Индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе. Сочинение по картине "Зимние забавы».
Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Сочинение по картине"
Данная презентация подготовлена мной для урока развития речи в 4 классе по УМК "Школа РОссии" к сочинению по картине К.Ф. Юона "Волшебница зима"...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень".
Сочинение по картине И.Лнвитана "Золотая осень"....
конспект урока по русскому языку, 4 класс сочинение по картине Тропинина "Кружевница"
конспект урока по русскому языку, 4 класс сочинение по картине Тропинина "Кружевница"...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Сочинение по картине"
Класс: 3 «б»Тема урока: Сочинение по картинеЦель урока: Познакомить с творчеством К.Ф. Юона; учить «читать» картину.Планируемые результаты: Предметные: научатся составлять текст на заданную тему....
Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс...