Технологическая карта к уроку обучения грамоте
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Троицкая Лариса Сергеевна

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту к уроку обучения грамоте. Звук "у" и буквы У,у.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta._urok_1.docx939.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 464 Пушкинского района г. Санкт – Петербург

Тема урока. Гласный звук [у], буква У, у.

                                                                                                                                Троицкая Лариса Сергеевна,

                          учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №464

Павловск 2024

Технологическая карта урока по обучению грамоте

Дата: 06.10.2024

Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 464

Класс: 1 -в

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала

Тема урока

Гласный звук [у], буква У, у.

Цель

Формирование условий для знакомства со звуком[у], способом его обозначения  на письме с помощью букв У,у.  

Задачи

Образовательные:

      1. Познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает.

  1. Совершенствовать умения выделять звуки в словах;
  2. Формировать навык чтения;
  3. Совершенствовать умения составлять предложения по иллюстрации и по схеме.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать память, мышление, внимание, воображение.

2.  Развивать связную речь учащихся;

3.  Развитие процессов синтеза и анализа;

Воспитательные: 

1.Воспитывать интерес к процессу познания; содействовать воспитанию таких черт характера, как усидчивость.

2.  Воспитание интереса к книге, к чтению,

3.  Воспитание культуры речи;

4.  Воспитание любви и ответственности перед окружающим миром.

Планируемые результаты

Предметные:

Формируемые УУД

Личностные: признавать важность учёбы и познания нового;

проявлять интерес к поиску способов решения учебных задач; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Регулятивные: определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному алгоритму, используя необходимые средства; умение организовать своё рабочее место и работу; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Познавательные: формировать умение ставить и принимать познавательную задачу урока, делать выводы на основе обобщения;

формирование умения извлекать    информацию из текста и схемы; делать логические выводы.

Коммуникативные: умение  сотрудничать в паре, вести диалог, извлекать информацию, данную в неявном виде, формулировать устное высказывание. 

Основные понятия

Звук, буква, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.

Оборудование

 Для учителя: учебник «Азбука» Горецкий В.Г.; карточки с изображением печатных букв У, у; опорная схема, карточки, презентация,

 карточки с текстом для читающих детей, карточки для составления схем

  Для учащихся: учебник «Азбука», тетрадь по обучению грамоте, цветные карандаши.

Этап.

Задачи

Деятельность учителя

(Содержание)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный этап

Задачи:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся и молча поздороваемся.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приветствуют учителя и гостей.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности.

Регулятивные:

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

II. Актуализация знаний

Задачи:

Выявить уровень усвоения ранее изученного материала.

1.Ребята, а зачем вы пришли в школу? (учиться, получать знания)

Правильно. Вы пришли учиться, получать новые знания, совершать открытия.

И сегодня мы совершим открытие – познакомимся с новым звуком и с новой буквой.

2.А сейчас давайте вспомним изученный материал.

                                                                                       Слайд 1                                 

                                                                                                          

Проверим ваши знания.

- 1 ученик составляет схему слова (карточка)

- 1 ученик читает текст по карточке (карточка)  

                     

 - Найди лишние буквы в каждом ряду.                    Слайд 2                                 

Докажите.

-  1 ученик  разрезанные карточки прикрепляет к доске и рассказывает  

                                                                              Карточки         

        Р

У      П     В

_____________ .

_____   ______ .   

_____  _______  _________

а         н

 

- 1 ученик рассказывает по опорной схеме.           Схема

Ответ ученика.

То, что мы говорим, называется речь.

Речь бывает устная, письменная, внутренняя.

Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставится точка.

Слова делятся на слоги. В слове может быть 1,2,3 и более слогов.

Слоги состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.

Признаки гласных.

Признаки согласных.

На письме звуки обозначают буквами.

- Если ребята, рассказывая по опорной схеме, не назовут

признаки гласных, согласных, то задаю вопросы

-Ребята, давайте вспомним:

-На какие две группы можно разделить звуки?

-Дайте общую характеристику гласным звукам:

-тянуться, поются

-воздух во рту не встречает преграду

-образуют слог

-Дайте общую характеристику согласным звукам:

-не тянутся, не поются

-воздух во рту встречает преграду

-не образуют слог

- Проверка учеников, работающих по карточкам.

- Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями.

Составляют схемы слов

Читают тексты

Находят лишние буквы, обосновывают свой ответ.

По карточкам ученик рассказывает.

Рассказ ученика по опорной схеме.

Личностные:

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

 Регулятивные:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные:

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные:

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

III. Сообщение темы и постановка задач урока.

Задачи:

Организовать формулирование темы и задач урока.

Постановка темы и цели урока.

Сегодня в нашей «копилке знаний» появится еще один звук. Но сначала ответьте мне на такие вопросы:(фонетическая зарядка)

-Как воет волк? (У-у-у)

-Как кричит кукушка? (Ку-ку)

-Как перекликаются в лесу? (Ау-ау)

-Как плачет малыш в коляске? (Уа-Уа)

-Какой звук прозвучал каждый раз, как вы отвечали на мой вопрос?

 (Звук «у»)

-Значит, с каким звуком сегодня познакомимся?

 (Со звуком «у»)

А еще мы познакомимся с новыми буквами, которые обозначают    на письме этот звук.                       Слайд 3

-Назовите тему нашего урока?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и с новыми буквами, которые обозначают на письме этот звук.

Произносят звуки, слова.

Называют звук, который звучал каждый раз  при ответе на вопрос.

Определяют тему урока и задачи.

Личностные:

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Регулятивные:

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

VI. Изучение нового материала.

Задачи:

Познакомить учащихся с новым звуком и новыми буквами

1.Звуковой анализ слова

1. Выделение звука «у» из слова «утка»               Слайд 4                                                                   Внимательно послушайте загадку и постарайтесь её разгадать.  

2.Составим схему слова «утка»(Дети работают в тетрадях, составляют схему слова, 1 ученик у доски)

-Какой первый звук в слове утка?

-Произнесите его.

 Артикуляция звука [у].

Чтобы произнести звук [у] нужно

вытянуть губы вперед трубочкой, язык

отводится назад и немного поднят к

небу

-Он гласный или согласный?

-Докажите. (тянется-потяни, поётся-пропой, воздух во рту не встречает преграды, образует слог)

3.Дайте характеристику каждому звуку.

-Слышу звук «у». Он гласный.

-Слышу звук «т». Он согласный, твёрдый.

-Слышу звук «к». Он согласный, твёрдый.

-Слышу звук «а». Он гласный.

-Сколько гласных звуков в слове? (В слове два гласных звука), значит сколько слогов в слове? (два слога)

-Поставим в слове ударение (позовем утку УУУТ-КА) Ударение падает на первый слог ут, на гласный «у». Звук «у» ударный.

-Произнесём еще раз звук «у» все вместе. Какие слова со звуком «у» вы знаете?

-А теперь посмотрите на экран. Здесь спрятались слова, в названии которых есть звук «у». Найдите эти слова. (пруд, удочка, уха, уж, утка, утята, удод, утро)                  Слайд 5                                                           

Где находится звук?

4.Физминутка

Вот мы деревце сажаем,

Корни в землю зарываем.

Наше деревце растет,

Вырос свеженький листок.

И другие появились,

Вот уж пятый листик вырос.

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветви.

Ветер, тише, ветер, тише.

Деревце растет все выше.

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец.

5.Знакомство с буквами У,у.

Мы научились находить и выделять в словах звук «у». Теперь узнаем какой буквой он обозначается.

Звук «у» обозначается на письме буквами  У,у (демонстрация  карточки с буквами У,у.          Карточка фиксируется на доске)

Где будет располагаться эта буква на « ленте букв»? Почему?

Буква у находится на красном фоне в верхнем ряду, так как обозначает гласный звук и обозначает твердость

предшествующего согласного звука.

6.Игра «Фантазёры» - На что похожа буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки)                          Слайд 6                                                         

Попробуйте изобразить букву у руками/всем телом. Напишите букву У в воздухе, на парте, на ладошке, на спине соседа по парте.

-Прочитаем буквосочетания. (буквосочетания могут быть написаны  на доске, или выведены на экран)

                                                                                  Слайд 7    ао              оу            аоу         оуа           

ау              уа            ауо         уао            

оа             уо             оау         уоа       

Смотрят иллюстрацию на экране

Произносят звук

Дают характеристику звуку

Называют гласные.

Делят на слоги.

Находят ударный слог.

Находят изображение предметов, в названиях которых есть новый звук.

Выполняют физминутку

Читают

Личностные:

-способность к самооценке

Регулятивные:

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные:

·строить сообщения в устной форме

-осуществлять анализ

Коммуникативные:

•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

VII. Закрепление изученного материала.

Задачи: закрепить изученный материал, полученные знания

1.Работа с учебником.

Ребята, откройте учебник на стр.36-37

Составьте предложение об утятах по схеме. (Утка ведёт за собою утят. Утята идут друг за другом.)

- стр. 37 учебника. Чтение стихотворения читающими детьми.

- О ком идёт речь в стихотворении? (В стихотворении речь идет об утятах)

- Как автор называет утят?( Автор называет их малютки)

-В кого превращаются утята? (Утята превращаются в важных уток)

- стр. 36 Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и её автора. у   

(Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»)

-Кого вы видите на иллюстрации? (индюк, гусь, петух, утка, утята)

-Какой звук есть в названии каждой птицы? (Звук «у»)

-Как их можно назвать, одним словом? (Домашние)

-Почему этих птиц называют домашними? (Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух)

2. Игра «Услышь звук». Если в слове есть звук «у», хлопните в ладоши.

Паук, цветок,  лужа, диван, стол, стул, голуби, зубы, парта, наука, глобус, письмо, урок.

3.Работа по карточкам.

Ребятам раздаются карточки с пословицами

-Почему так говорят ?

«Умелые руки не знают скуки.»

«Не учись разрушать, а учись строить.»

«Умный себя винит, глупый- своего товарища.»

Найдите в пословицах все буквы «у», обведите их.

-Сколько букв вы обвели? (8)

Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу друг друга.

Читают стихотворение.

Отвечают на вопросы полным предложением.

 Чтение предложений читающими детьми.

Дети, которые не умеют читать, находят знакомые буквы и выделяют букву

Регулятивные:

·принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные:

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

·строить сообщения в устной форме

-осуществлять анализ

- развивать речь

VIII. Подведение итогов урока.

Задачи:

Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.

-Что нового узнали на уроке?

-

Подводят итоги

Анализируют свою работу

Познавательные:

·строить сообщения в устной форме

·обобщать

Личностные:

-способность к самооценке

Литература.

1.«Русский языкАзбука» (1 часть) Горецкий В.Г., 1 класс; - М.:Просвещение, 2023

2. В.Г. Горецкий .Методическое пособие с поурочными разработками.

3. ЖиренкоО. Е.,Обухова А.А.» Поурочные разработки по обучению грамоте» М.: Вако, 2013

3. Никифорова В.В., Короткова А. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.1 класс.- М.: Вако, 2017

4. Волина В. В. Учимся играя. – М: Новая школа, 1994

5. Ладыженская Т. А, Никольская Р. И. и другие. Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов, - М.: Просвещения, 1995

Интернет источники:

https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-obucheniyu-gramote-v-klasse-na-temu-glasnie-bukvi-u-u-oboznachayuschie-glasniy-zvuk-u-

2675739.html; http://zagadka.pro/slovo-142.html;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку обучения грамоте "Буквы М,м и звуки[ м], [ м’]", умк "Перспектива", 1 класс.

Задачи:Предметные:1.      Познакомить обучающихся со звонкими звуками [м], [м’]2.      Учить выделять звуки [м], [м\'] в словах, давать им характеристи...

Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»

Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»УМК «Школа России» ФГОС НООУчитель: Игнатьева Ирина ВладимировнаЦели деятельности учителя:1. Форм...

Технологическая карта к уроку обучения грамоте Буква З

Технологическая карта к уроку обучения грамоте Буква З...

Технологическая карта к уроку обучения грамоте (чтение) Тема:Звуки [м], [м], буквы М, м

Технологическая карта  к уроку обучения грамоте (чтение) 1 класс. Тема:Звуки [м], [м], буквы М, м. Создана к открытому уроку с аналогичной темой....

Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [м], [м]. Буквы М, м» УМК «Школа России» ФГОС НОО

Технологическая картаоткрытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [м], [м]. Буквы М, м»УМК «Школа России» ФГОС НОО...

Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."

Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши"....