Конспект урока литературного чтения "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»
Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения
Развивать воображение, творческие способности учащихся
Развивать словарный запас, способствовать развитию связной речи
Учить читать басню выразительно, по ролям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_i.a.krylov_strekoza_i_muravey.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цель:
Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»
Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения
Развивать воображение, творческие способности учащихся
Развивать словарный запас, способствовать развитию связной речи
Учить читать басню выразительно, по ролям
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Крылова Ивана Андреевича, его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать учебную деятельность; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить чувствовать за строками басни глубокий смысл ; воспитывать положительные моральные качества, трудолюбие, доброту.
коммуникативные: прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая..
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку,
Ход урока.
I. Организационный момент (психологический настрой).
- Добрый день, ребята! Я приглашаю вас всех в чудесный мир литературы. Для того чтобы получить знания на уроке чтения и уметь ими воспользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие? (Ответы учащихся)
- Верно. Вам необходимы внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.
II. Постановка темы и целей урока.
- Ребята , как называется раздел учебника, произведения которого мы изучаем в данный момент?
Пересказ сказки «Ашик – Кериб»
- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение из этого раздела. А кто его автор, попробуйте догадаться. Я зашифровала псевдоним этого известного нам человека.
Что такое псевдоним? (вымышленное имя)
СЛАЙД 2. НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов)
Постановка целей и задач урока. - Верно, это Иван Крылов. Именно так подписывался сначала Крылов под своими произведениями. - Что вы о нём знаете?
Как считаете, достаточно ли хорошо знаете о Крылове и его творчестве?
- Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок.
Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, узнать что-то новое о Крылове, прочитать и проанализировать новое для нас произведение.)
СЛАЙД 3. III Изучение нового материала
1. Знакомство с биографией И.А. Крылова
-Родился будущий знаменитый писатель в бедной семье армейского офицера, и поэтому Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. Позже ему довелось учиться «из милости» вместе с детьми одного богатого помещика.
Когда Ивану Крылову исполнилось 10 лет, умер его отец. Ване пришлось поступить на работу. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь компьютеров в то время ещё не было), разносил пакеты с документами. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.
Всю жизнь Иван Андреевич работал и учился. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике и к языкам. Он читал и писал на французском, немецком, итальянском, английском языках.
А в 50 лет Крылов начал изучать греческий язык и за два года овладел им в совершенстве. Его считали одним из самых образованных и просвещённых людей своего времени.
Крылову поставили памятники в разных городах. А в Санкт – Петербурге памятник имеет название «Дедушке Крылову».
С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
СЛАЙД 4. - Он, рассказывает нам про нравы странные и глупости зверей, И все смеются вокруг и сам он тихо-весел.
-Что же такое рассказывает Крылов, что все вокруг смеются? (басни)
- Знаете ли вы, что за 30 лет своей литературной работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков мира.
Актуализация знаний
- Что такое басня? (Басня - это небольшая сказка или короткий рассказ, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. А под животными подразумеваются люди. Через поведение животных показываются недостатки людей.) –
- В басне есть нравоучение? Как оно называется?
- В какой части басни может находиться мораль? (располагается либо в начале, либо в конце басни)
- Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)
Речевая разминка
- Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова? А вот с какой, вы узнаете на речевой разминке. ( текст на слайде)
СЛАЙД 5.
Без работы, хоть убей,
жить не может … (муравей)
Вот летает над водой
Вертолётик голубой:
Хвостик, крылья и глаза
Это просто …(Стрекоза)
Сообщение учащихся о стрекозе и муравье
-Герои разминки пришли к нам сегодня в гости. Вы внимательно их послушайте. Вполне возможно, стрекоза и муравей расскажут вам о себе такие сведения, о которых вы и не знали.
СЛАЙД 6. Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более ста миллионов лет. Они всегда передвигаются строем и безошибочно находят дорогу к своему муравейнику. Муравьи почти всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут совладать. В Африке и Америке существуют так называемые воинственные муравьи, которые убивают всё, что попадается на их пути, и от которых спасаются бегством даже львы. Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят.
СЛАЙД 7. Стрекоза - одно из самых древних летающих насекомых на земле. Стрекоза, жившая несколько миллионов лет назад, была размером с чайку! Современная стрекоза не больше 10 см в длину. У неё бесшумный и очень быстрый полёт. Она может за один час преодолеть расстояние в восемьдесят километров. Стрекоза живёт вблизи прудов и рек. В них она и начинает свою жизнь, ведь самка откладывает яички на водяные растения, из которых появляются личинки. Личинка стрекозы - очень большой хищник: она охотится на личинки комаров и на головастиков, иногда нападает на мальков рыб. Взрослая стрекоза питается мухами и бабочками.
-Ребята, что в рассказе наших героев было для вас новым?
- Оцените, пожалуйста, работу артистов.
- Как вы думаете, почему к нам на урок пришли именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и муравей».)
СЛАЙД 8. - Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы? (Потому что это герои произведения.)
Работа над басней "Стрекоза и Муравей"
1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)
- Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональная актриса. Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После, попробуем объяснить их значение.
2) Беседа по первичному восприятию
- Какие чувства были во время чтения басни и после прочтения?
3) Словарно – лексическая работа
- Были ли непонятные слова и выражения?
- Я предполагала это и выделила слова и выражения, которые необходимо объяснить.
СЛАЙД 9. Попрыгунья - тот, кто все время вертится , прыгает, не сидит на месте лето красное — тёплое, красивое, солнечное оглянуться не успела — очень быстро зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал) помертвело чисто поле - опустело, урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина. нужда — недостаток в необходимом злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена кум, кумушка - родственники до вешних дней — до весенних дней мурава - молодая трава резвость - подвижность, веселость голову вскружило — обо всём забыла
Чтение басни учащимися - Слова разобрали. А теперь прочитаем басню. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки. При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.
Гимнастика для глаз. - После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт. Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.
Анализ текста басни и выборочное чтение - Ребята, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.
- Кто является героями басни? (Героями басни являются Стрекоза и Муравей.)
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале басни. Что она делала целое лето? ("Лето красное пропела.")
-Как её называет автор? (Попрыгунья)
- Был ли домик у Стрекозы? (У Стрекозы не было домика.)
- Тогда где жила Стрекоза, прочитайте. ("Как под каждым ей листком был готов и стол и дом.")
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? (Для Стрекозы пришло тяжёлое время.)
- Как об этом пишет автор? ("С зимой холодной нужда, голод настаёт.")
- Настали ли нужда и голод для Муравья? (Нет, потому что он приготовился к холодам.)
- Как вы думаете, почему Стрекоза пришла именно к Муравью? (Потому что Муравей труженик.)
- Какими словами обратилась Стрекоза? ("Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей!")
- Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? (Нет, не откликнулся.)
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
- Не жестоко ли это? - Как бы вы поступили на его месте?
- Как вы думаете, раскаивается ли Стрекоза в своём поведении?
-Автор басни её осуждает или смеётся над ней?
-А как вы относитесь к Стрекозе?
- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Кого имел в виду Крылов вместо насекомых? (Людей.)
- Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал людям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
-Чему учит нас эта басня?
-Что человеческие качества осуждает? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость) - Найдите слова, в которых заключается главная мысль - мораль произведения. ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!")
СЛАЙД 10. - Как вы понимаете данные слова?
IV. Закрепление изученного материала
Работа по определению черт характера главных героев.
1. Работа в парах. - Продолжим разговор о героях басни Крылова. - На партах у вас лежат листочки с напечатанными на них личностными качествами. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Стрекозы и Муравья, и соединить стрелочками с изображениями героев. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком. Стрекоза Муравей (Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, усердие, лень, несерьёзность, трудолюбие, бессердечность, весёлость, думающий о будущем).
Работа над пословицами.
2. Групповая работа. - На уроках литературного чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. Соберите пословицы.
СЛАЙД 11. « Поспешишь – людей насмешишь.»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего.»
« Делу - время, потехе -час.»
- На какую тему данные пословицы?
- Какая из них наиболее подходит к басне "Стрекоза и Муравей"? Объясните.
- Кому, Стрекозе или Муравью, вам хотелось бы адресовать пословицу: "Делу - время, потехе - час"?
- А вы сами всегда ли помните об этой пословице? Приведите примеры.
3. Чтение басни по ролям. - Сейчас мы будем читать по ролям. -Сколько должно быть исполнителей для выразительного чтения по ролям по басне “Стрекоза и Муравей”? ( Трое: тот, кто произносит слова автора, Стрекоза, Муравей)
- Каким голосом нужно читать слова Стрекозы? Почему?
- С какой интонацией будете читать слова Муравья?
- Какую позицию выберете для себя – осуждение Стрекозы или жалость к ней?
- Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации. - Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит (учащиеся читают по ролям).
V. Итог урока - Мы прочитали и разобрали басню.
- Что хотел сказать нам Крылов своей басней? (Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям.)
- Какие недостатки людей здесь высмеиваются? (Беспечность, лень, легкомысленность, беззаботность, несерьёзность)
-В каких словах басни заключается мораль? ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!")
- Как вы понимаете эти строки? - Полезным ли для вас оказался урок? - Какой вывод для себя сделали?
- Все басни "дедушки Крылова" интересны и поучительны.
VI. Домашнее задание
СЛАЙД 12. - Для домашнего задания выбираете одно из четырёх заданий (вы получите листочки с заданиями): 1) Читать басню наизусть.
VII. Самооценка Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? -Оцените своё состояние после урока. (смайлики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".
.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...
Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"
В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей....
урок литературного чтения В.Бианки "Как муравей домой спешил"
Урок расчитан для детей 2-3 класса КРО...
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей"
Автор: Калиева Жания Аяповна, учитель начальных классовТема, класс: ...
Конспект урока литературного чтения "И. Крылов Басня "Стрекоза и муравей"
Конспект урока литературного чтения по теме:"И. Крылов Басня "Стрекоза и Муравей"....
Конспект урока по развитию устной речи "Насекомые-муравьи"
Конспек урока для 3 класса коррекционной школы 8 вида...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: И.А.Крылов. «Стрекоза и Муравей».
Тема урока: И.А.Крылов. «Стрекоза и Муравей»....