Конспект урока литературного чтения "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кошлань Виктория Валентиновна

Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения

Развивать воображение, творческие способности учащихся

Развивать словарный запас, способствовать развитию связной речи

Учить читать басню выразительно, по ролям

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цель: 

Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения

Развивать воображение, творческие способности учащихся

Развивать словарный запас, способствовать развитию связной речи

Учить читать басню выразительно, по ролям

Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Крылова  Ивана Андреевича, его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать  учебную деятельность; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить  чувствовать за строками басни глубокий смысл ; воспитывать положительные моральные качества, трудолюбие, доброту.
коммуникативные:  прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно  оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная,  парная, групповая..
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку,

Ход урока.

I. Организационный момент (психологический настрой).

- Добрый день, ребята! Я приглашаю вас всех в чудесный мир литературы. Для того чтобы получить знания на уроке чтения и уметь ими воспользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие? (Ответы учащихся)

- Верно. Вам необходимы внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.

 II. Постановка темы и целей урока.

- Ребята , как называется раздел учебника, произведения которого мы изучаем в данный момент?

Пересказ сказки «Ашик – Кериб»

- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение из этого раздела. А кто его автор, попробуйте догадаться. Я зашифровала псевдоним этого известного нам человека.

Что такое псевдоним? (вымышленное имя)

СЛАЙД 2.  НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов)

Постановка целей и задач  урока. - Верно, это Иван Крылов. Именно так подписывался сначала Крылов под своими произведениями. - Что вы о нём знаете?

 Как считаете, достаточно ли хорошо знаете о Крылове и его творчестве?
- Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок.

Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, узнать что-то новое о Крылове, прочитать и проанализировать новое для нас произведение.)

СЛАЙД 3. III Изучение нового материала 

1. Знакомство с биографией И.А. Крылова

-Родился будущий знаменитый писатель в бедной семье армейского офицера, и поэтому Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. Позже ему довелось учиться «из милости» вместе с детьми одного богатого помещика.

 Когда Ивану Крылову исполнилось 10 лет, умер его отец. Ване пришлось поступить на работу. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь компьютеров в то время ещё не было), разносил пакеты с документами. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.

 Всю жизнь Иван Андреевич работал и учился. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике и к языкам. Он читал и писал на французском, немецком, итальянском, английском языках.

 А в 50 лет Крылов начал изучать греческий язык и за два года овладел им в совершенстве. Его считали одним из самых образованных и просвещённых людей своего времени.

Крылову поставили памятники в разных городах. А в Санкт – Петербурге памятник имеет название «Дедушке Крылову».

 С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,

СЛАЙД 4. - Он,  рассказывает нам про нравы странные и глупости зверей, И все смеются вокруг и сам он тихо-весел.

 -Что же такое рассказывает Крылов, что все вокруг смеются? (басни)

 - Знаете ли вы, что за 30 лет своей литературной работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков мира.

 Актуализация знаний 

- Что такое басня? (Басня - это небольшая сказка или короткий рассказ, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. А под животными подразумеваются люди. Через поведение животных показываются недостатки людей.) –

- В басне есть нравоучение? Как оно называется?

 - В какой части басни может находиться мораль? (располагается либо в начале, либо в конце басни)

- Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

 Речевая разминка 

- Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова? А вот с какой, вы узнаете на речевой разминке. ( текст на слайде)

СЛАЙД 5. 

Без работы, хоть убей,  

жить не может … (муравей)

Вот летает над водой

Вертолётик голубой:

Хвостик, крылья и глаза

Это просто …(Стрекоза)

 Сообщение учащихся о стрекозе и муравье

-Герои разминки пришли к нам сегодня в гости. Вы внимательно их послушайте. Вполне возможно, стрекоза и муравей расскажут вам о себе такие сведения, о которых вы и не знали.

СЛАЙД 6. Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более ста миллионов лет. Они всегда передвигаются строем и безошибочно находят дорогу к своему муравейнику. Муравьи почти всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут совладать. В Африке и Америке существуют так называемые воинственные муравьи, которые убивают всё, что попадается на их пути, и от которых спасаются бегством даже львы. Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят.

 СЛАЙД 7. Стрекоза - одно из самых древних летающих насекомых на земле. Стрекоза, жившая несколько миллионов лет назад, была размером с чайку! Современная стрекоза не больше 10 см в длину. У неё бесшумный и очень быстрый полёт. Она может за один час преодолеть расстояние в восемьдесят километров. Стрекоза живёт вблизи прудов и рек. В них она и начинает свою жизнь, ведь самка откладывает яички на водяные растения, из которых появляются личинки. Личинка стрекозы - очень большой хищник: она охотится на личинки комаров и на головастиков, иногда нападает на мальков рыб. Взрослая стрекоза питается мухами и бабочками.

-Ребята, что в рассказе наших героев было для вас новым?

 - Оцените, пожалуйста, работу артистов.

 - Как вы думаете, почему к нам на урок пришли именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и муравей».)

           СЛАЙД 8. - Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой         буквы? (Потому что это герои произведения.)

 Работа над басней "Стрекоза и Муравей"

 1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)

 - Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональная актриса. Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После, попробуем объяснить их значение.

2) Беседа по первичному восприятию

- Какие чувства были во время чтения басни и после прочтения?

3) Словарно – лексическая работа 

- Были ли непонятные слова и выражения?

- Я предполагала это и выделила слова и выражения, которые необходимо объяснить.

 СЛАЙД 9. Попрыгунья - тот, кто все время вертится , прыгает, не сидит на месте лето красное — тёплое, красивое, солнечное оглянуться не успела — очень быстро зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал) помертвело чисто поле - опустело, урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина. нужда — недостаток в необходимом злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена кум, кумушка - родственники до вешних дней — до весенних дней мурава - молодая трава резвость - подвижность, веселость голову вскружило — обо всём забыла

Чтение басни учащимися - Слова разобрали. А теперь прочитаем басню. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки. При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.

 Гимнастика для глаз. - После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт. Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.

Анализ текста басни и выборочное чтение - Ребята, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

- Кто является героями басни? (Героями басни являются Стрекоза и Муравей.)

- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале басни. Что она делала целое лето? ("Лето красное пропела.")

 -Как её называет автор? (Попрыгунья)

- Был ли домик у Стрекозы? (У Стрекозы не было домика.)

- Тогда где жила Стрекоза, прочитайте. ("Как под каждым ей листком был готов и стол и дом.")

- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? (Для Стрекозы пришло тяжёлое время.)

- Как об этом пишет автор? ("С зимой холодной нужда, голод настаёт.")

- Настали ли нужда и голод для Муравья? (Нет, потому что он приготовился к холодам.)

- Как вы думаете, почему Стрекоза пришла именно к Муравью? (Потому что Муравей труженик.)

 - Какими словами обратилась Стрекоза? ("Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей!")

- Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? (Нет, не откликнулся.)

 - Почему он отказал Стрекозе в помощи?

 - Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

- Не жестоко ли это? - Как бы вы поступили на его месте?

- Как вы думаете, раскаивается ли Стрекоза в своём поведении?

-Автор басни её осуждает или смеётся над ней?

-А как вы относитесь к Стрекозе?

- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Кого имел в виду Крылов вместо насекомых? (Людей.)

 - Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал людям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

-Чему учит нас эта басня?

-Что человеческие качества осуждает? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость) - Найдите слова, в которых заключается главная мысль - мораль произведения. ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!")

СЛАЙД 10. - Как вы понимаете данные слова?

 IV. Закрепление изученного материала 

         Работа по определению черт  характера главных героев.

1. Работа в парах. - Продолжим разговор о героях басни Крылова. - На партах у вас лежат листочки с напечатанными на них личностными качествами. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Стрекозы и Муравья, и соединить стрелочками с изображениями героев. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком. Стрекоза Муравей (Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, усердие, лень, несерьёзность, трудолюбие, бессердечность, весёлость, думающий о будущем).

 Работа над пословицами.

2. Групповая  работа. - На уроках литературного чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. Соберите пословицы.

 СЛАЙД 11. « Поспешишь – людей насмешишь.»

 «Скучен день до вечера, коли делать нечего.»

 « Делу - время, потехе -час.»

- На какую тему данные пословицы?

 - Какая из них наиболее подходит к басне "Стрекоза и Муравей"? Объясните.

- Кому, Стрекозе или Муравью, вам хотелось бы адресовать пословицу: "Делу - время, потехе - час"?

- А вы сами всегда ли помните об этой пословице? Приведите примеры.

3. Чтение басни по ролям. - Сейчас мы будем читать по ролям. -Сколько должно быть исполнителей для выразительного чтения по ролям по басне “Стрекоза и Муравей”? ( Трое: тот, кто произносит слова автора, Стрекоза, Муравей)

- Каким голосом нужно читать слова Стрекозы? Почему?

 - С какой интонацией будете читать слова Муравья?

- Какую позицию выберете для себя – осуждение Стрекозы или жалость к ней?

 - Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации. - Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит (учащиеся читают по ролям).

 V. Итог урока -  Мы прочитали и разобрали басню.

 - Что хотел сказать нам Крылов своей басней? (Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям.)

- Какие недостатки людей здесь высмеиваются? (Беспечность, лень, легкомысленность, беззаботность, несерьёзность)

 -В каких словах басни заключается мораль? ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!")

 - Как вы понимаете эти строки? - Полезным ли для вас оказался урок? - Какой вывод для себя сделали?

- Все басни "дедушки Крылова" интересны и поучительны.

VI. Домашнее задание

СЛАЙД 12. - Для домашнего задания выбираете одно из четырёх заданий (вы получите листочки с заданиями): 1) Читать басню наизусть.

VII. Самооценка  Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? -Оцените своё состояние после урока. (смайлики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".

.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...

Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"

В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей....

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей"

Автор:                 Калиева Жания Аяповна, учитель начальных классовТема, класс: ...

Конспект урока литературного чтения "И. Крылов Басня "Стрекоза и муравей"

Конспект урока литературного чтения по теме:"И. Крылов Басня "Стрекоза и Муравей"....

Конспект урока по развитию устной речи "Насекомые-муравьи"

Конспек урока для 3 класса коррекционной школы 8 вида...