Конспект урока по развитию устной речи "Насекомые-муравьи"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспек урока для 3 класса коррекционной школы 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 220.46 КБ |
Презентация к уроку | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Насекомые - муравьи". РУР. 26.02.
Цель: познакомить учащихся с насекомым - муравьём.
Задачи:1. Познакомить учащихся с жизнью муравьёв; познакомить со строением тела и жилищем муравья; закреплять навыки в составлении рассказа по смысловому описанию; расширять знания об окружающем мире.
2. Коррекция и развитие речи, слухового восприятия на основе упражнений в узнавании, зрительной памяти на основе упражнений в воспроизведении.
3. Воспитывать любовь к природе, умение наблюдать за ее изменениями, умение охранять природу.
Тип: изучение нового.
Вид: смешанный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-образный.
Оборудование: картинки с изображением животных; карточки со словами, пазлы с изображением муравья; изображение муравья, название частей тела муравья, муравейник в разрезе, опорные схемы, пословицы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
а) Доклад дежурного - 1мин
б) Упражнение на развитие внимания: "Кто быстрее ответит: сколько раз в квадрате встретится буква "М"?" - 1 мин
В | Г | Ш | М | О | Р | Ь | С | У | Я |
Д | Э | М | Ц | Щ | М | З | В | Й | И |
Б | Е | Ю | У | Ы | Ё | Г | С | А | П |
Ж | М | Ч | С | Й | М | Н | Ь | М | Р |
К | Л | Ф | М | Д | Ж | М | М | Ы | Ф |
2. Актуализация знаний.
в) Упражнение для развития зрительной памяти:
- запомни последовательность картинок (6-7) с изображением животных.
Что изменилось? Какая картинка лишняя? Почему? - 2мин
3. Сообщение темы урока. - 1 мин
- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень удивительным животным, узнаете, если отгадаете загадку :
И под тяжёлой ношей
Спешит на помощь друг -
Тут народ хороший:
В беде не бросят вдруг.
Без работы - хоть убей! -
Жить не может ....(муравей). (СЛАЙД)
4. Изучение нового.
а) объяснительная беседа.
- Мы знаем, что животные бывают :домашние, дикие, насекомые, птицы.
Животные |
Домашние животные | Дикие животные | Насекомые | Птицы |
- Как вы думаете, к какой группе животных относится муравей? - 1 мин.
- Правильно - это насекомое, на этом уроке познакомимся с муравьём и
будем работать по плану:
ПЛАН
- Кто это?
- Какого цвета.
- Внешнее строение.
- Как передвигается.
- Чем питается.
- Где живет.
- Пользу или вред приносит
- Бережное отношение.
1. Как можно спросить об этом насекомом? - Кто это? (Муравей.) - на доску вывешивается слово на карточке - муравей;
- Произносим это слово хором, выделяя ударение голосом.
а) запиши в тетради число, классная работа, тема.
- Запишите слово муравей в тетрадь.
- Составьте предложение со словом муравей.
(Муравей - это насекомое.)
- Запиши его в тетрадь.
- Рассказ учителя о муравьях.
Я хочу рассказать вам немного о муравьях. Вы узнаете очень много интересного о жизни этих проворных и неутомимых насекомых.
2. Какого цвета?
- Начнем с того, какого он цвета? (черные, коричневые)
- Верно, но есть еще и красные, и желтые, и даже полосатые муравьи? (СЛАЙД 1)
3. Анализ строения муравья на основе рассмотрения картинки и внесение названий частей в схему. (5 мин.)
- Ребята кто из вас видел живого муравья? Давайте вспомним, как он выглядит. Напишем его портрет.
а) строение тела.
- Из каких отделов состоит его тело? (На доске схема муравья)
- Работа в тетрадях:
- наклейте схему муравья в тетрадь.
- Как и все насекомые, они имеют 3 отдела: голову, грудь, брюшко - и 3 пары лапок, т.е. 6 ног.
- Подпишите части тела муравья в тетради.
- Давайте опишем его голову.
Голова подвижная, с сильно развитыми грызущими челюстями. На голове - глаза и усики.
- К первой части (груди) прикреплены ноги, а второй является брюшко, на конце которого находится жало, которое выбрызгивает яд.
- А как вы думаете, опасен ли этот яд для человека? (Нет, он смертелен только для насекомых.)
- Вот мы написали портрет муравья.
4. Как передвигается муравей.
- У муравья три пары ног, с их помощью он ползает. Но у матки -муравья есть крылья, поэтому она может не только ползать, но и летать. (Слайд 2)
5. Чем питается? (1мин)
- Муравьи питаются насекомыми. (Слайд 3)
- Муравей маленький, но очень сильный, может поднять груз в 50 раз больше своего веса.
Муравьи среднего по размеру муравейника
за один день уничтожают несколько десятков тысяч вредных насекомых.
За один час муравьи уничтожают более 100 тысяч тлей и 2тысячи гусениц.
За один день одна муравьиная семья уничтожает 1кг гусениц.
За один месяц - 1млн. гусениц.
6. Где живут муравьи? (10мин)
- Ребята, а где живут муравьи? (В муравейнике) (Слайд 4)
На доске и у каждого ученика схема муравейника.
- На какой вопрос отвечает слово муравейник.
- Как связаны между собой слова муравей и муравейник?
(Это слова родственники).
- На доску вывешивается слово написанное на карточке - муравейник.
- Запишите слово в тетрадь.
- Родственная часть слова - мурав. Подчеркните её.
- Составьте предложение по схеме со словами: муравей и муравейник.
муравейнике муравьи.
- Запишите его в тетрадь.
(В муравейнике живут муравьи.)
- Кто видел муравейники? Как он выглядит? (Это большая, куполообразная куча из хвои, веточек, черенков листьев, с множеством ходов и выходов). (Слайд 4.)
- Муравейник состоит из наземной части и подземной. наземная, то. что видим над землёй, а подземная находится под землёй.
- А вы знаете, как построен муравейник внутри?
Давайте рассмотрим его строение. (Учитель показывает на доске, ученики ищут на карточка, которые у них на столах)
1. Покрыт муравейник иголочками и веточками. Они Защищают жилище от непогоды , ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.
3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.
4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.
6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна.
7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.
8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.
9. "Коровник", где муравьи содержат тлей, тля выделяет сладкую жидкость и муравьи её едят.
10. "Мясная кладовка", куда они приносят гусениц и другую добычу.
-В муравейнике муравьи исполняют разные обязанности.
- В верхней части муравейника живут и несут свою службу муравьи-солдаты. Муравьи-солдаты охраняют все входы и выходы в муравейнике. Не пускают чужих муравьёв.
В самом центре муравейника живет муравьиная царица. Она откладывает яйца. А вокруг нее живут муравьи-няньки.
Муравьи-няньки ухаживают за “царицей”. Они следят за ее чистотой, а так же берегут яйца и личинки.
- Чтобы узнать какая обязанность у муравья рабочего, вы должны востановить предложение.
- В предложении рассыпались слова, востановите предложение, расставив слова в нужной форме.
постройкой, муравейника, и ремонтом, Муравьи-рабочие, занимаются.
- Запиши предложение: Муравьи - рабочие занимаются постройкой и ремонтом муравейника.
- Домик муравья похож на лабиринт.
- Игра лабиринт: "Помоги муравью выбраться из домика" . (1 мин)
7. Пользу или вред приносит.
- Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят муравьи?
- Муравьи - представители полезных насекомых.
-Люди давно уже поняли пользу муравьёв и начали их разводить на новых местах, заставляя "работать" там, где много гусениц и других вредителей.
8. Бережное отношение.
- Вот видите, какой многоэтажный дом-крепость выстраивают себе муравьи. Так его долго и трудно строить и так легко некоторым людям сломать его. Подошел кто-нибудь, просто так пнул ногой муравейник или расковырял его палкой, что бы посмотреть, как начнет бегать и сердится муравьиный народ. А представьте себе, какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет вся муравьиная семья. В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев-санитаров леса. Без муравьёв лесу плохо. Меньше будет муравьёв в лесу, больше разведется вредных жуков, гусениц, тли, которые поедают лесные насаждения.
И даже муравьи-солдаты стойкие защитники муравейника не помогут здесь. Ведь бессильны они против злого человека. Не очень уж страшны человеку их муравьиные челюсти и не действует на человека, муравьиный яд.
Муравьи - наши друзья. Муравейники надо беречь!
9. Закрепление знаний.
- Ребята, вы сегодня узнали очень много о муравьях.
- Я хочу проверить ваши знания.
- Расскажи по плану о муравье. Составь рассказ- описание.
- Сначала учитель читает вопросы, а ученики отвечают.
- Затем ученик читает вопрос, а другой ученик отвечает.
- Один ученик выходит и рассказывает по опорной схеме рассказ-описание о муравье.
ПЛАН
1. Кто это?
2. Какого цвета.
3. Внешнее строение.
4. Как передвигается.
5. Чем питается.
6. Где живет.
7. Пользу или вред приносит (5мин)
8. Бережное отношение.
- Один ученик выходит к доске и составляет рассказ-описание про муравья.
9. Итог.
- С каким животным познакомились?
- Что было особенно интересно?
- Что было трудно?
10. Оценивание.
- У вас на столе цветные круги.
- Поставьте сами себе оценку, которую вы заслужили.
Красный - пять, жёлтый - четыре, зелёный - три.
- Работа по таблице. (У каждого ученика на столе таблица.)
- Ответьте на вопросы таблицы. (2 мин)
Кто это? | Какого цвета? | Где живёт? | Чем питается? | Польза |
Это .... .
Он ... цвета.
Тело муравья состоит из ..., ..., ..., ... .
С помощью ... муравей ползает.
Питается он ..., ... .
Живёт в .... .
Приносит огромную .... лесу и человеку.
Муравьёв надо .... .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полосатые муравьи
Чёрные муравьи
Рацион питания Насекомые – 41 %
Лакомство муравьев Сочные придатки твердых семян (5%) привлекают муравьев вкусом и запахом
Кто питается муравьями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию устной речи специальная(коррекционная) школа 8 вида 2 класс
Специальная( коррекционная школа 8 вида)...
Конспект урока по развитию устной речи специальной коррекционной школы 8 вида
Данная разработка урока поможет в работе учителю коррекционной школы 8 вида....
Конспект урока по развитию устной речи специальной коррекционной школы 8 вида "Посуда.Уход за посудой."
Данная разработка урока поможет в работе учителю коррекционной школы 8 вида....
Конспект урока по развитию устной речи специальной коррекционной школы 8 вида "Овощи" 3 класс
Открытый урок по развитию речи в 3 б классе...
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы".
Конспект урока по развитию речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида. тема: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы"....
План - конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Польза овощей и фруктов"
Данный урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида. Урак был дан как мастер - класс для педагогов, на курсах повышения квалификации по программе: "Современные образов...
План-конспект урока по развитию устной речи в 3 классе по теме «Осень золотая».
Урок в 3 классе для обучающихся с нарушениями интеллекта....