урок обучения грамоты
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Данилова Анна Борисовна

урок обучения грамоте 1 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_azbuki_1_kl._dab.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Екатерининская средняя общеобразовательная школа»,

Третьяковского района, Алтайского края.

Технологическая карта урока

по обучению грамоте (Литературное чтение)

(УМК  «Школа России», авторы  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л, л»

Класс: 1.

Составила и провела:

Данилова А.Б.,

учитель начальных классов

с. Екатерининское, 2024г.

Технологическая карта  урока

по учебнику «Азбука, 1 класс» автор В.Г. Горецкий

Тема урока: «Звуки [л], [л’], буква Л, л»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: создать условия для  закрепления и систематизации знания о звуках [л], [л’], букве Л, л.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование умения отличать букву Л, л, среди других букв
  • формирование умения определять место звуков [л], [л’]  в слове, обозначать их буквой;
  • формирование умения читать слоги и слова с  буквой Л, л;
  • формирование умения выполнять звуко-буквенные сопоставления.
  • Метапредметные:

регулятивные:

  • формулировать учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того что еще неизвестно;
  • прогнозировать  результат усвоения знаний;
  • контролировать свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки;

познавательные:

  • уметь использовать полученную информацию в новой учебной ситуации;
  • формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и  делать выводы.

коммуникативные:

  • уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • уметь слушать собеседника и понимать речь других;
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Личностные:

  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • осознавать роль языка в речи людей, быть толерантным к чужим ответам;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Оборудование к уроку: учебник «Азбука» 1 класс, 1 часть (автор В.Г. Горецкий), ИКТ.

Содержание урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Модули ,приёмы

Организационный момент.

 Эмоцион. настр.

    - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Повернитесь, посмотрите, поздоровайтесь, улыбнитесь.

  – Прозвенел звонок весёлый,

 Все готовы? Всё готово?

 Мы сейчас не отдыхаем,

 Мы работать начинаем.

- Повернитесь  друг к другу лицом. Возьмитесь за руки. Передайте тепло, доброжелательность и хорошее настроение.

Садитесь. Молодцы!

Выполняют движения в паре

НП Создание коллаборативной среды

Дыхательная гимнастика

- Карандаш – свеча. Вдохнём много воздуха и подуем на свечу.

-Ещё сильнее подуем. 4 раза

-А теперь представьте, что перед вами торт, а на нем много свечей, наберем много воздуха и задуем каждую свечу.2 раза.

- А сейчас вдохнём воздуха и на выдохе произнесем звук у, с, о.

-Молодцы.

Актуализация опорных знаний

Игровой момент.

Работа с загадками.  Выделение звуков [л], [л’]   из слов – отгадок.

Этап вызова

Этап осмысления

1. Характеристика звука

Игра «Найди свой домик». 

-Была хорошая погода, буквы вышли погулять (а, о, у, ы, и, н, к, т, с ). Вдруг небо потемнело. Начался дождь. Буквы увидели домики и побежали к ним. Но растерялись, кому в какой домик. Поможем буквам?

- Кто в какой домик попадает? Почему?

а о у ы и   -    гласные

н, к, т, с - согласные

- Молодцы, все буквы дома.

Повторение о гласных и согласных звуках.

-Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поются, а согласные встречают преграду и их нельзя петъ.)

-Какие бывают согласные? (Мягкие, твёрдые; звонкие и глухие;.)

-Как произносятся звонкие согласные'? (С шумом и голосом.)

-Как произносятся глухие согласные? (Только с шумом.)

-Когда согласные произносятся мягко? (Перед гласной и.)

-Когда согласные произносятся твёрдо? (Перед гласными а о у ы.)

-К нам на урок сегодня пришла ещё гости, они принесли нам подарок.

Угадайте, кто это?

1. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …
(Лиса)                                

 ПОКАЗ

-Что вы знаете о лисе?                СООБЩЕНИЕ

2. Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.  (лось).

Картинка – лось.

-Что вы знаете о лосе?                СООБЩЕНИЕ

-Кто догадался, какой подарок они нам принесли? (Новую букву и её звуки, с которых начинается их название Л.)

А кто знает,  какой буквой мы обозначаем  звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем?  Как  называется эта буква?

Я вам открою секрет. Она называется -  буква эль.

- Посмотрите внимательно на букву, на что она похожа?

Алфавит продолжит наш

Буква Л- лесной шалаш.

-Что такое шалаш?

Шалаш-это постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой.
(Словарь С.И. Ожегова).

- На что похожа эта буква? (На лесной шалаш.)

- Как называется новая буква? (Эль).

-Встанем и покажем букву Л, так как вы её себе представляете.

-Напечатайте её в тетради, простым карандашом(Л)

- А сейчас скажите мне, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Тема  урока:  Звуки [л], [л’], буквы Л, л.  

- Сформулируйте цель нашего урока.

Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке:

Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.

Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать  эти звуки.  

Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

Научиться читать слоги и слова с этими буквами.

-Что мы для этого будем делать?

Составляем план работы на уроке.

    1. Составим характеристику звуков.

    2. Будем работать со схемами слов.

    3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами.

    4. Будем читать слоги.

    5. Будем читать слова и предложения.

    Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску.

 -Ребята.  А для чего мы всё это будем делать?

Звукобуквенный анализ слов лось и лиса

Выделение новых звуков [Л], [Л']. Приготовьте карандаши.
-Произнесите хором слово лось.

-Сколько слогов в слове? (1)

Сколько звуков? Вытащим звуки из кулачка, произносим и считаем.(3)

-Нарисуем 3 квартирки в тетради.

Поймаем и послушаем первый звук.

-Какой звук слышите в начале слова? (Звук [л] и звук [л'])

-Гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Какой фишкой обозначим?

-Произнесём и поймаем второй звук. Какой фишкой обозначим?

-Произнесём и поймаем третий звук. Какой фишкой обозначим?

                                 

           [о] [c’]

-Произнесите хором слово лиса.

-Сколько слогов в слове? (2)

Сколько звуков? Вытащим звуки из кулачка, произносим и считаем.(4)

-Нарисуем 4 квартирки в тетради. Поставим ударение.

Поймаем и послушаем первый звук.

-Какой звук слышите в начале слова? (Звук [л] и звук [л'])

-Гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Какой фишкой обозначим?

-Произнесём и поймаем второй звук. Какой фишкой обозначим?

-Произнесём и поймаем третий звук. Какой фишкой обозначим?

-Произнесём и поймаем четвёртый звук. Какой фишкой обозначим?

[Л’] [И] [С] [А]

-Сравним первые звуки. Каким может быть звук Л? (твердым и мягким)

-Звонкий или глухой? Проверьте, нужен Звуковичку колокольчик или нет. Звонкий, дадим колокольчик Звуковичку.

-Какой буквой обозначаются звуки л, л’? (эль)

-В какой домик её поселим? На какую улицу?

-Найдем её в алфавите.

2. Игра «Кто больше назовёт слов со звуком Л». 

-Назовите слова, в которых живёт звук л и л’

-Молодцы.

3. Распознавание нового звука в словах. 

- 1) Я буду называть слова, а вы, если услышите звуки [л], [л’] в слове, то хлопайте в ладоши, а если этих звуков нет, то просто сидите.

Лес, радуга, поле, дорога, ласточка, дождь, полоса, лукошко, весло, грибы, половинка.

2) А сейчас, если услышите звуки вначале слова, то встанут из-за парт девочки, а если в середине или конце слова, то встанут мальчики.

Лето, пол, лесенка, велосипед, полка, лимон, лук, потолок, лак, стол.

     Физминутка

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

                   До чего же хороша!

Работа по учебнику с.59

-Откройте учебник с.59

-Рассмотрите справа картинку и схему, какое слово? Стул.

-Что такое стул? (мебель)

Какое следующее слово? (руль)

-Что такое руль?

-Чем отличаются последние звуки?  Произнесите слова и послушайте(ТВ и мяг)

-Какой буквой обозначаются? (эль)

1.Чтение слогов:

- На доске прочитаем слияние звука с известными нам гласными.

Произносим л тянем и называем гласные

     А   о    у   ы      и

С

-Чтение «по цепочке»

-Молодцы, а сейчас каждый сам прочитайте слоги в учебнике.

Потренируемся игра «Вышли буквы погулять»

Карточки с буквами, дети выходят каждый со своей карточкой. Все прочитывают слог.

-Поднимите руку, кто научился читать слоги с новой буквой?

2. Чтение слов.

-Давайте, попробуем прочитать слова на с.59 в учебнике.

 Начинаем читать первое слово, пальчики поставили, хором -кукла. Следующее слово -куклы.

Аналогично: уснули-уснул, катала – катал, стол-стул.

-Чем отличаются слова по значению?

-Игра «Собери слово»

 -На столе у вас лежит набор букв. В паре составьте слово из этих букв. (Кукла, слон, лук, лиса)

-Поднимите руки домиком, если вы готовы.

-Прочитайте, какое слово у вас получилось.

-Поднимите руку кто научился читать слова с новой буквой.

-Молодцы.

3. Чтение предложений: 

-А сейчас прочитаем предложения.

У Оли куклы. Она катала кукол. Куклы уснули.

Пальчики поставили. Читают по предложению читающие дети.

-Рассмотрите картинку.

-Как можно озаглавить текст?

Придумайте такой же рассказ про мальчика.

-Прочитаем хором по предложению. Я паровоз, вы мои вагоны, не отставайте.

-Поднимите руку, у кого получилось прочитать предложения?

отвечают по очереди

В паре

В паре

В паре

В паре

В группах

В паре

индивидуально

отвечают по очереди

В группах

Мыло, сила, шило, игла

Лиса, лето, лама, лото,

Моль, соль,  роль, вол, боль, ноль

В паре

   

НП. Диалоговое обучение

УВО

НП. Диалоговое обучение

НП. Диалоговое обучение

НП. Диалоговое обучение

КМ «Кластер»

ИКТ

ОдО «Похвала»

ОдО «Похвала»

ОдО «Похвала»

НП. Диалоговое обучение

КМ

ИКТ

На странице 58 рассмотрите рисунок. К какому произведению К.Чуковского он подходит? (Путаница)

-Прочитаем отрывок из этого произведения. (Читают читающие дети).

-Как слониху называет автор? (Щеголиха)

- Как вы понимаете, что значит щеголиха?

-Что значит кубарем упала?

Дома выясните значение этих слов у взрослых или в словаре посмотрите.

Итог урока

Оценивание (рефлексия).

-  Что нового узнали на уроке?

Какие задачи мы ставили?

-Покажите мне плюс или полуплюс кто может различать согласные звуки [л], [л'], и правильно их произносить.

-А какой буквой их можно обозначить?

-Покажите плюс или полуплюс,  кто может читать слоги, слова с буквами Лл.

- Какое задание было трудным?

-Молодцы, спасибо за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....