МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Звуки [р], [р̉], Буквы Р, р»
методическая разработка по чтению (1 класс)

Алена Александровна Мендель

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Звуки [р], [р̉], Буквы Р, р»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_evsyukova.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «
Звуки [р], [р̉], Буквы Р, р»

Автор: Мендель Алена Александровна

МБОУ СОШ №1 г. Советский

Аннотация

Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 1 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-методическим комплексом «Школа России». Практическая направленность заданий и применение активных методов обучения позволяют в полной мере достичь планируемых результатов и цели урока.

Тема: Звуки [р], [р̉], Буквы Р, р

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить с буквой Р и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке. Развитие речи, памяти и логического мышления.

Задачи урока:

Обучающие:

познакомить с новыми звуками;

– учить выделять эти звуки в речи, находить новую букву в словах;

читать слова с новыми буквами

Развивающие:

развивать речь, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: анализировать, обобщать, делать выводы; развивать словесно–логическое и наглядно–образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);

Воспитательные:

способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, воспитание трудолюбия: уважение к труду, осознание значимости труда других людей.

Планируемые результаты

Предметные:

  • различать строчную и заглавную буквы; умение сравнить письменную и печатную букву Р,р;
  • выполнять звуковой анализ слов со звуком [Р], [Р`]; подбирать слова со звуком [Р], [Р`];
  • использовать заглавную букву в именах собственных, грамотно оформлять предложение на письме, отвечать на вопросы учителя;
  • читать по слогам и целыми словами.

Личностные:

  • выражение собственного мнения, овладение культурой общения и поведения, уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблематике.

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Познавательные: находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей.

Методы и приемы: словесный, наглядно-демонстрационный, проблемный, интерактивный.

Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Учебно-методический комплекс:

  1. Азбука. 1 класс. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А.
  2. Оборудование - компьютер учителя, интерактивная доска, проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент

- Приветствие учащихся; Для того чтобы быстро настроится на работу, мы сделаем массаж для наших ушек:

Взяли ушки за макушки,

потянули, пощипали,

вниз до мочек добежали.

- Проверка готовности к уроку.

Выполняют массаж ушей.

Настраиваются на работу

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II. Актуализация

знаний.

- Сегодня к нам в гости пришла золотая рыбка, но пришла она не просто так, а для того, чтобы пригласить нас в настоящее морское путешествие. Кто желает отправится в путешествие?

- Но для начала, нам нужно определиться с транспортом, на котором мы отправимся, какой существуют водный транспорт?

- Золотая рыбка предлагает нам отправится на подводной лодке, и просит с собой взять все звуки, которые мы с вами уже изучили, их нужно поделить на 2 группы, какие?

- Правильно, согласные и гласные. У каждого из вас есть 2 подводные лодки, первая с одной стороны синяя, а с другой стороны зеленая. Вторая лодка красного цвета. Если я называю гласный звук, то вы поднимаете красный цвет, а если согласный, то синего или зеленого.

- А, О, Б, В, Н, У, Ы, К, И.

- Золотая рыбка спрашивает, как отличить гласный звук от согласного?

- Ответы детей;

- Корабль, подводная лодка, пароход;

- Гласные и согласные;

- Поднимают соответствующий цвет;

-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград. Бывают ударные и безударные.

-Согласные не тянутся, встречают во рту преграды.

Согласные бывают твёрдые, мягкие

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: умение распознавать гласные и согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

III. Постановка проблемной ситуации и

формулирование темы урока (самоопределение к деятельности).

- Посмотрите, в одной из подводных лодок мы нашли записку с загадками, давайте попробуем их разгадать?

1. Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска,

И хозяин гордый:

"Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый".

2. Посмотрите, как идет:

Точно задом наперед!

Это, братцы, не пустяк!

Так умеет только …

3. В море плавает, в реке, С плавниками в чешуе. Она ни с кем не говорит, Пузырьки пускает и молчит.

- Ребята, посмотрите на все эти слова, как вы думаете что их объединяет?

- Правильно все они начинается на букву Р.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

- Чему научимся?

- Отгадывают загадки: ракушка, рак, рыба.

- Все слова начинаются на букву Р;

- Размышлять над темой урока;

- Узнаем, как звучит звук Р и научимся различать его среди других звуков.

Личностные:

самостоятельное формулирование темы урока;

принятие целей урока

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей

Физминутка

Стихотворение.

Выполняют движения.

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму.

IV. Речевая разминка

- Учитель произносить одну строчку, дети повторяют:

Ра-ра-ра начинается игра

Ру-ру-ру прискакало кенгуру;

Ри-ри-ри прилетели снегири;

Ры-ры-ры – искусали комары;

Ро-ро-ро несу тяжелое ведро;

Ра-ра-ра и закончилась игра!

- Повторяют за учителем.

Познавательные:

  • Научатся правильно произносить звуки [Р], [Р`]

V. Первичное усвоение новых знаний.

Звуковой анализ слов «рыба», «река».

«рыба»

- Назовите первый звук в слове.

- Какой это звук?

- Какой фишкой обозначим?

- Назовите второй звук в слове?

- Что знаете об этом звуке?

- Назовите третий звук.

- Какой это звук?

- Какой фишкой обозначим?

Определите, звонкий или глухой звук?

Сколько звуков в этом слове?

Аналогично проводится анализ слова «река»

- Какие звуки вы слышали в начале слов рыба и река?

Можем ли мы сделать вывод, что буква Р может обозначать мягкий и твердый звуки?

Какой буквой на письме будем обозначать звуки [р][р,]

-Буква, которой обозначаются звуки [р] [р,], называется «эр».

-Показываю букву. Задаю вопрос.

На что она похожа?

Попробуйте изобразить разными способами букву Р.

Напишите печатную букву Р в тетради и превратите её в какой-нибудь предмет, дорисовав различные детали.

Дети выкладывают фишки

-[р]

-Синей.

-[ы]

-Гласный, ударный, обозначим красной фишкой.

-[б]

- согласный звук.

- [а]

гласный, безударный.

Красной фишкой.

-[р,] - согласный, мягкий

Зелёной фишкой.

[и]

–гласный, безударный.

Красной фишкой.

[к]

- согласный, твёрдый, глухой.

Синей фишкой.

[а]

гласный, ударный.

Красной фишкой.

-[р], [р ,]

-Да

- Рисуют.

Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению;

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: самоопределение.

VII. Разминка для глаз

Пройти глазами лабиринт на экране

Проходят лабиринт

VIII. Физкультминутка

Игра «Поймай звук»

- Ребята, я буду называть слова, а вы, если в слове услышите звуки

[р] [р,] хлопаете в ладоши, если нет этих звуков топаете ножками.

Рак, книга, ручка, лодка, рука, яблоко, карандаш, редиска, школа

- Выполняют задание.

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму

VIII. Работа с иллюстрацией к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Ребята, а вы знаете из какой сказки к нам приплыла золотая рыбка? Ответ кроется на странице 64 учебника.

Кто помнит, как называется эта сказка?

Кто ее автор?

Сколько желаний было выполнено золотой рыбкой?

Прочитайте выразительно отрывок из сказки, и найдите слова в которых встречается буква Р.

- Рассматривают рисунок, отвечают на вопрос учителя.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, отвечать на вопросы.

IX. Первичное закрепление

- Мы видим большую стаю рыб, на каждой рыбке есть буква, вам необходимо найти среди них букву Р и обвести в кружок. Посмотрите на экран и проверьте себя.

- Посмотрите на дне моря можно встретить много разных предметов, назовите те предметы, в названии которых есть буква Р. Посмотрите на экран и проверьте себя.

- На карточке находят рыбку с буквой Р и обводят в кружок.

- Обводят в кружок предметы в которых есть буква Р.

Познавательные: умение применять полученные знания в заданиях различной сложности.

X. Рефлексия

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- С какой буквой сегодня познакомились?

- Какие звуки обозначает буква Р?

- Возникали ли затруднения при чтении?

Смогли ли вы их преодолеть?

- Оцените, смогли ли вы достичь поставленных целей. Выберите веселого, среднего или грустного смайлика.

- Оценивание своей работы на уроке

- Познакомились с новой буквой.

- Узнали какие звуки обозначает эта буква.

- Научились читать слоги и слова с новой буквой

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;


Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

слушать и понимать речь других;


Личностные:

самостоятельное определение качества своей работы на уроке;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Звуки [з], [з\']. Буквы "З,з".

Урок изучения нового материала. Будет интересен начинающим учителям, работающим по УМК "Планета знаний"....

урок литературного чтения, "Звуки [з], [з\']. Буквы З,з, 1 класс

Урок литературного чтения по теме "Звуки [з], [з]. Буквы З,з....

Конспект урока по литературному чтению: «Звуки [х], [х\'], буквы Х х.» (1 класс)

Цель деятельности учителя:создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Звуки [т], [т’], буквы Т, т. "

Цель: Создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [т], [т’], познакомить с буквами Т, т; способствовать формированию навыков правильного ч...

Конспект урока по литературному чтению "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление" 1 класс

Методическая разработка урока по литературному чтению  в 1 классе на тему "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление"....

Урок литературного чтения "Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х".

Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; развитие  речи, внимания, мышления,  памяти, фон...

Конспект урока литературного чтения: Звуки [М], [М*], буква Мм.

Конспект урока литературного чтения: Звуки [М], [М*], буква Мм....