МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Звуки [р], [р̉], Буквы Р, р»
методическая разработка по чтению (1 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Звуки [р], [р̉], Буквы Р, р»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_evsyukova.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Звуки [р], [р̉], Буквы Р, р»
Автор: Мендель Алена Александровна
МБОУ СОШ №1 г. Советский
Аннотация
Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 1 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-методическим комплексом «Школа России». Практическая направленность заданий и применение активных методов обучения позволяют в полной мере достичь планируемых результатов и цели урока.
Тема: Звуки [р], [р̉], Буквы Р, р
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить с буквой Р и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке. Развитие речи, памяти и логического мышления.
Задачи урока:
Обучающие:
– познакомить с новыми звуками;
– учить выделять эти звуки в речи, находить новую букву в словах;
читать слова с новыми буквами
Развивающие:
– развивать речь, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: анализировать, обобщать, делать выводы; развивать словесно–логическое и наглядно–образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
Воспитательные:
– способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, воспитание трудолюбия: уважение к труду, осознание значимости труда других людей.
Планируемые результаты
Предметные:
- различать строчную и заглавную буквы; умение сравнить письменную и печатную букву Р,р;
- выполнять звуковой анализ слов со звуком [Р], [Р`]; подбирать слова со звуком [Р], [Р`];
- использовать заглавную букву в именах собственных, грамотно оформлять предложение на письме, отвечать на вопросы учителя;
- читать по слогам и целыми словами.
Личностные:
- выражение собственного мнения, овладение культурой общения и поведения, уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблематике.
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Познавательные: находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей.
Методы и приемы: словесный, наглядно-демонстрационный, проблемный, интерактивный.
Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Учебно-методический комплекс:
- Азбука. 1 класс. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А.
- Оборудование - компьютер учителя, интерактивная доска, проектор.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент | - Приветствие учащихся; Для того чтобы быстро настроится на работу, мы сделаем массаж для наших ушек: Взяли ушки за макушки, потянули, пощипали, вниз до мочек добежали. - Проверка готовности к уроку. | Выполняют массаж ушей. Настраиваются на работу | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний. | - Сегодня к нам в гости пришла золотая рыбка, но пришла она не просто так, а для того, чтобы пригласить нас в настоящее морское путешествие. Кто желает отправится в путешествие?
- Но для начала, нам нужно определиться с транспортом, на котором мы отправимся, какой существуют водный транспорт? - Золотая рыбка предлагает нам отправится на подводной лодке, и просит с собой взять все звуки, которые мы с вами уже изучили, их нужно поделить на 2 группы, какие? - Правильно, согласные и гласные. У каждого из вас есть 2 подводные лодки, первая с одной стороны синяя, а с другой стороны зеленая. Вторая лодка красного цвета. Если я называю гласный звук, то вы поднимаете красный цвет, а если согласный, то синего или зеленого. - А, О, Б, В, Н, У, Ы, К, И. - Золотая рыбка спрашивает, как отличить гласный звук от согласного? | - Ответы детей; - Корабль, подводная лодка, пароход; - Гласные и согласные; - Поднимают соответствующий цвет; -Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград. Бывают ударные и безударные. -Согласные не тянутся, встречают во рту преграды. Согласные бывают твёрдые, мягкие | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: умение распознавать гласные и согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. |
III. Постановка проблемной ситуации и формулирование темы урока (самоопределение к деятельности). | - Посмотрите, в одной из подводных лодок мы нашли записку с загадками, давайте попробуем их разгадать? 1. Этот домик я могу Отыскать на берегу. В нем укрытие моллюска, И хозяин гордый: "Домик выдержит нагрузку, Известковый, твердый". 2. Посмотрите, как идет: Точно задом наперед! Это, братцы, не пустяк! Так умеет только … 3. В море плавает, в реке, С плавниками в чешуе. Она ни с кем не говорит, Пузырьки пускает и молчит. - Правильно все они начинается на букву Р. - Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? - Чему научимся? | - Отгадывают загадки: ракушка, рак, рыба. - Все слова начинаются на букву Р; - Размышлять над темой урока; - Узнаем, как звучит звук Р и научимся различать его среди других звуков. | Личностные: самостоятельное формулирование темы урока; принятие целей урока Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей |
Физминутка | Стихотворение. | Выполняют движения. | Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму. |
IV. Речевая разминка | - Учитель произносить одну строчку, дети повторяют: Ра-ра-ра начинается игра Ру-ру-ру прискакало кенгуру; Ри-ри-ри прилетели снегири; Ры-ры-ры – искусали комары; Ро-ро-ро несу тяжелое ведро; Ра-ра-ра и закончилась игра! | - Повторяют за учителем. | Познавательные:
|
V. Первичное усвоение новых знаний. | Звуковой анализ слов «рыба», «река». «рыба» - Назовите первый звук в слове. - Какой это звук? - Какой фишкой обозначим? - Назовите второй звук в слове? - Что знаете об этом звуке? - Назовите третий звук. - Какой это звук? - Какой фишкой обозначим? Определите, звонкий или глухой звук? Сколько звуков в этом слове? Аналогично проводится анализ слова «река» - Какие звуки вы слышали в начале слов рыба и река? Можем ли мы сделать вывод, что буква Р может обозначать мягкий и твердый звуки? Какой буквой на письме будем обозначать звуки [р][р,] -Буква, которой обозначаются звуки [р] [р,], называется «эр». -Показываю букву. Задаю вопрос. На что она похожа? Попробуйте изобразить разными способами букву Р. Напишите печатную букву Р в тетради и превратите её в какой-нибудь предмет, дорисовав различные детали. | Дети выкладывают фишки -[р] -Синей. -[ы] -Гласный, ударный, обозначим красной фишкой. -[б] - согласный звук. - [а] гласный, безударный. Красной фишкой. -[р,] - согласный, мягкий Зелёной фишкой. [и] –гласный, безударный. Красной фишкой. [к] - согласный, твёрдый, глухой. Синей фишкой. [а] гласный, ударный. Красной фишкой. -[р], [р ,] -Да - Рисуют. | Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению; Коммуникативные: умение слушать и понимать других Личностные: самоопределение. |
VII. Разминка для глаз | Пройти глазами лабиринт на экране | Проходят лабиринт | |
VIII. Физкультминутка | Игра «Поймай звук» - Ребята, я буду называть слова, а вы, если в слове услышите звуки [р] [р,] хлопаете в ладоши, если нет этих звуков топаете ножками. Рак, книга, ручка, лодка, рука, яблоко, карандаш, редиска, школа | - Выполняют задание. | Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму |
VIII. Работа с иллюстрацией к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | - Ребята, а вы знаете из какой сказки к нам приплыла золотая рыбка? Ответ кроется на странице 64 учебника. Кто помнит, как называется эта сказка? Кто ее автор? Сколько желаний было выполнено золотой рыбкой? Прочитайте выразительно отрывок из сказки, и найдите слова в которых встречается буква Р. | - Рассматривают рисунок, отвечают на вопрос учителя. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, отвечать на вопросы. |
IX. Первичное закрепление | - Мы видим большую стаю рыб, на каждой рыбке есть буква, вам необходимо найти среди них букву Р и обвести в кружок. Посмотрите на экран и проверьте себя. - Посмотрите на дне моря можно встретить много разных предметов, назовите те предметы, в названии которых есть буква Р. Посмотрите на экран и проверьте себя. | - На карточке находят рыбку с буквой Р и обводят в кружок. - Обводят в кружок предметы в которых есть буква Р. | Познавательные: умение применять полученные знания в заданиях различной сложности.
|
X. Рефлексия | Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. - С какой буквой сегодня познакомились? - Какие звуки обозначает буква Р? - Возникали ли затруднения при чтении? Смогли ли вы их преодолеть? - Оцените, смогли ли вы достичь поставленных целей. Выберите веселого, среднего или грустного смайлика. | - Оценивание своей работы на уроке - Познакомились с новой буквой. - Узнали какие звуки обозначает эта буква. - Научились читать слоги и слова с новой буквой | Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. слушать и понимать речь других;
самостоятельное определение качества своей работы на уроке; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Звуки [з], [з\']. Буквы "З,з".
Урок изучения нового материала. Будет интересен начинающим учителям, работающим по УМК "Планета знаний"....
урок литературного чтения, "Звуки [з], [з\']. Буквы З,з, 1 класс
Урок литературного чтения по теме "Звуки [з], [з]. Буквы З,з....
Конспект урока по литературному чтению: «Звуки [х], [х\'], буквы Х х.» (1 класс)
Цель деятельности учителя:создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Звуки [т], [т’], буквы Т, т. "
Цель: Создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [т], [т’], познакомить с буквами Т, т; способствовать формированию навыков правильного ч...
Конспект урока по литературному чтению "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление" 1 класс
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе на тему "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление"....
Урок литературного чтения "Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х".
Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; развитие речи, внимания, мышления, памяти, фон...
Конспект урока литературного чтения: Звуки [М], [М*], буква Мм.
Конспект урока литературного чтения: Звуки [М], [М*], буква Мм....