Урок литературного чтения "Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; развитие  речи, внимания, мышления,  памяти, фонематического слуха; воспитание интереса  к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_h_h.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение      17.12.19

Звуки [х], [х’]. Буквы  Х, х.

        Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; развитие  речи, внимания, мышления,  памяти, фонематического слуха; воспитание интереса  к чтению.

        Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

        Метапредметные УУД:

        Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:  сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; формирование умения работать по условным обозначениям.

        Регулятивные УУД: умение следовать точной инструкции учителя; самоконтроль результата учебной деятельности. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

        Коммуникативные УУД: предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах); вести устный диалог при ответах на вопросы.

Ход урока

1. Оргмомент.

Дети: Мы умные, мы дружные,

Мы старательные, мы внимательные,

Мы в 1 классе учимся.

Всё у нас получится.

2. Актуализация знаний

- Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»

- Верите ли вы, что…

- Звуки бывают гласные и согласные? (да)

- Гласные звуки не поются? (нет)

- Согласные звуки произносятся с преградой?(да)

- Согласные бывают звонкие и глухие? (да)

- Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)

- Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да)

- Звуки [ж], [ш] всегда мягкие? (нет)

- Есть буква, не имеющая звука?(да)

- Звуки мы видим и пишем.(нет)

- На письме звук обозначается буквой ? (да)

- Что мы сейчас делали в игре? (Повторили)

3. Постановка целей и определение темы урока

Поиграем в игру  «Доскажи словечко».

1е задание мальчикам. Готовы?

Хрюша сел на петуха.Мы смеялись: …! (ха — ха — ха!)

2е задание девочкам. Готовы?

Сочинять он стал стихи — Мы смеялись :...!(хи — хи — хи!)

Как смеялись мальчики? Девочки?

 Кто догадался  какая тема урока сегодня у нас будет?

Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.

- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений (опорные слова), сформулируйте задачи урока: Слайд 1.

Познакомиться с …буквами Х,х и  звуком[ х ], [х,],

Узнать, какие … звуки она обозначает;

Научиться читать… слоги и слова с новой буквой.

- Мы познакомимся сегодня с важной буквой, а вот почему она такая важная, вы узнаете на уроке.

4. Работа по теме урока

1). Звуковой анализ слов: пастух, пастухи в распознавании звуков [х]и [х'].

- Откройте азбуки на с. 39.

- Кто изображен на картинке справа?

- Кто такой пастух? (Человек, пасущий скот)

Давайте попробуем разделить это слово на слоги.

-Пас-тух.

-Верно, сколько слогов в слове?

-2

- Как определили количество слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Проанализируйте слово пастух.

-Произнесите последний звук в слове.

-[х]

-Дайте ему характеристику, какой он?

-Согласный, глухой, твёрдый.

-Позовите пастуха, на какую гласную букву падает ударение?

- У.

- Один – пастух, а много?

-Они пастухи.

-Верно, произнесите слово по слогам.

-Пас-ту-хи.

- Проанализируйте слово.

-Произнесите 3 слог, в нём 1 звук.

- Хи,[х`]

Из этих двух слов выделяются звуки [x], [x’].

Вывод:

В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый.

В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий.

Молодцы!

2). Игра «Твёрдый - мягкий».

- Поднимайте синюю карточку, если звук  [Х ] твёрдый, а зелёную – если согласный мягкий.

Халат, холод, хитрец, хомяк, хоккей, хижина, химик, хлопушка, петухи, холодильник, черепахи, подсолнухи.

3). Какая картинка лишняя? Почему?

- Подсолнух, кисточка, халат, мухомор

- Художник, сухари, тарелка, холодильник

5. Физкультминутка

Все встали. Сейчас я буду называть слова. Если в слове встретиться буква Х, то девочки будут приседать, а если в слове нет буквы Х, то мальчики будут хлопать в ладоши. Готовы? Хохот, слон, муравей, бухгалтер, мох, песок, хижина, ошибка, хомяк.

А теперь давайте поменяемся ролями: мальчики приседают, а девочки хлопают в ладоши! Утка, молоко, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка.

-  Все справились! Молодцы!

6. Продолжение работы по теме урока.

1). Знакомство с буквой «Хх»

- Ребята! Твёрдый и мягкий  согласные звуки [х] и [х']обозначаются на письме вот такой буквой. (Показ буквы).  Её называют буквой «ха».

-  Давайте пофантазируем,  на что похожа буква « х»?

 Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

X — на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь,

Хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь.

- Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков.

-А теперь сложите букву «ха» из карандашей парами.

- Напечатаем буквы Х, х.

- Какие звуки мы обозначаем буквой Х?

- Пользуясь рамочками на с. 39 азбуки, дайте характеристику этим звукам.

–На верхнем или нижнем этаже живёт буква Х на ленте букв? Почему? (обозначает глухие звуки)

2) Работа в «Азбуке»        

- Почитаем слоги в учебнике стр.39.

1ряд - сверху вниз, 2 ряд - снизу вверх, 3 ряд –громко, где Х – твердый; понижая голос, тихо, где х –мягкий.

- Почему решили, что х – мягкий?

- Поиграем в игру «Наоборот». Девочки  читают слог, а вы, мальчики, произносите его наоборот.

ХА (ах) ХИ (их) ХО (ох) ХЕ (ех) ХУ (Ух)

3) Чтение слов с буквой Х.

- Найдём букву в словах. (на экране  слова):

Ложка, лопата, муха, хлопушка, пастух, хоккей, хорошо, запах.

- Читаем слова только с буквой Х.

- Прочитайте  слова с буквой Х в начале слова (хлопушка, хоккей, хорошо)

- Прочитайте слово с буквой Х в середине слова (муха)

- Прочитайте  слова с буквой Х  в конце слова (пастух, запах)

- Молодцы!

4). Хлеб - наше богатство

-Я неслучайно сказала, что X — это очень важная буква. С нее начинается важное слово. А какое, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

            ( Хлеб)  (Слайд)

- Рассмотрите картинку на стр.38, что изображено в центре? (Хлеб.)

- Как называется хлеб, который изображен на картинке? (Каравай.)

- Кого у нас принято встречать хлебом и солью? (Гостей.)

Мы гостей всегда встречаем
Пышным, круглым караваем.

- Что изображено в нижней части иллюстрации?

- Какую роль в жизни человека играет пшеница?

- Обычно хлеб пекут из пшеничной и ржаной муки.
- О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – хлеб – кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство. Так поступают только самые чуткие и добрые люди.

- Откуда же хлеб берётся на нашем столе, ребята?

- Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим.

- Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба?  

- Правильно, ребята. Землю сначала надо вспахать, посеять в тёплую, мягкую землю крошечные зёрна, поливать и ухаживать за всходами, которые наливаются в колосья. (Учитель показывает колоски пшеницы). А вот в каждом колосе находится зерно, которое тоже проходит долгий путь, прежде чем из него напекут хлеб. Зерно размалывают в муку, но прежде его хранят на элеваторе. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.    С элеватора зерно идёт на мельницу, Здесь зерно превращают в муку.

120 профессий трудится, чтобы на нашем столе  был всегда хлеб.

- Как мы должны относиться к хлебу?   (бережно…..)  

–А как это бережно?

- Не надо покупать много хлеба.

- Если хлеб стал чёрствым, можно сделать сухарики.

- Где можно использовать сухарики? (супы, салаты…..)

Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.

7. Физкультминутка

Мы зернышки (присели)

Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись)

Скосили колоски (движение руками)

Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)

Замесили тесто (сжимаем - расжимаем кулачки)

Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)

Вот какой хлеб получился!

8. Работа по азбуке.

1). Чтение слов с х (стр.39)

Хорошо – плохо

Как  называются такие слова? (Противоположные по смыслу.)

Хлеб

Что  заметили в этом слове? (оглушение согласного)

Как можно проверить какую букву писать?

Хлеба

Холод - холода

2) Чтение и озаглавливание текста на стр. 39 учебника.

   а) первичное чтение рассказа детьми

- Рассмотрите картинку в самом низу с. 39. Что видите?

 - О чем будет текст? (О том, как убирают хлеб)

   б) оценка качества первичного восприятия рассказа учащимися:

- Верны наши предположения?

- О чем этот рассказ? ( Скоро зима, надо убирать хлеб)

- Какие стали дни? (дни стали короткими).

-  Как можно озаглавить текст? ( «Уборка урожая»  и др.)

  в) выборочное чтение рассказа учащимися:

- Что появилось в мелких озёрах? (в мелких озерах появился ледок)

- Почему ледок, а не лед? (в озерах появился ледок,  а не лед потому, что морозы ещё слабые, это только начало осени)

- Почему дрожат осины? (осины дрожат от холода)

- Кто еще может дрожать? (дрожать от холода могут люди)

- Когда нужно убирать хлеб? (до зимних холодов надо убрать хлеб).

- Какая техника выходит на поля?

- Хлеб никогда не давался людям легко. Более ста лет назад хлеб убирали вручную, с помощью серпа.

3) Работа с пословицами с. 38 азбуки.

4) Чтение стихотворения «Хлеб» с. 42 азбуки.

8. Подведение итогов урока 
- Ребята, какие два новых звука мы сегодня изучили?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Назовите, пожалуйста, слова, в которых есть звуки [х] и [х’]

- Какой буквой на письме обозначаются звуки [х],  [х’]?

- Какая это буква?

- Почему она согласная?

9. Рефлексия.

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

- Покажите  ваше настроение в конце урока.

- Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]». 1 класс

Урок обучения грамоте по теме «Буквы Ш, ш, обозначающие  согласный звук [ш]» и его презентационное сопровождение направлены на формирование навыков правильного, сознательного, выразительного чтен...

Урок литературного чтения по теме: "Буква Г" в 1 классе

На данном уроке происходит знакомство с новыми буквами и звуками. Формируется навык чтения. Проводится фонетическая зарядка. Дети при работе в парах, читают по слоговым таблицам. Работа над развитием ...

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

Урок литературного чтения 1 класс. Буква Пп

Этот урок создан в соответствии с требованием ФГОС. Детям этот урок понравился. Он достиг хороших результатов....

Урок литературного чтения. Знакомство с буквой "Т, т". 1 класс. Начальная школа ХХI века.

Урок изучения нового материала.Использован деятельностный метод обучения, рефлексивные техники эмоционального состояния детей.В начале урока учащиеся отделили известный материал от неизветстного, сфор...

Проект урока литературного чтения на тему: "Буквы Е, е"

На уроке раскрывается первичное знакомство обучающихся с йотированными гласными....