Конспект урока по литературному чтению: «Звуки [х], [х'], буквы Х х.» (1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Мотовилова Ольга Александровна

Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

Задачи:
1. Предметные результаты:  создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], [x’] , соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику  буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
2. Метапредметные результаты:
продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности; продолжить формирование интереса к новому учебному материалу,  учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; искать нужную информацию в Азбуке;  продолжать учить строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.

3. Здоровьесберегающие:

С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока45 КБ
Файл презентация2.01 МБ
Файл презентация1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 Д классе.

Учитель начальных классов

Мотовилова Ольга Александровна

 Тема : «Звуки [х], [х'], буквы Х х.»

Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

Задачи:
1. Предметные результаты:  создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], [x’] , соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику  буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
2. Метапредметные результаты:
продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности; продолжить формирование интереса к новому учебному материалу,  учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; искать нужную информацию в Азбуке;  продолжать учить строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.

3. Здоровьесберегающие:

С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей

Оборудование урока: у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.

1. Организационный момент.

Слайд 1.

-Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)

-Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.

2.Повторение изученного. 
Слайд 2.

- На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?

«Песнезнайка!»

Слайд 3.

-Вспомним алфавит и споем песню «Азбука».

3. Подготовка к объяснению нового материала

Слайд 4.

1) Дыхательная гимнастика

-Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании:

А И У Н

-А теперь коротко и отрывисто:

ыыыы кккк уууу

4. Работа с новым материалом

На партах у детей лежат квадратные листочки.

Слайд 5.

– Выполните указания.

Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

-Какую букву будем изучать?

-Какова тема урока?

 Слайд 6.

-Пропечатаем эту букву на доске.
-Произнесём звук, обозначенный буквой х. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.

Слайд 7.

-Назовите слова.

-Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)

-Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.

Слайд 8.

-Откройте "Азбуку" на стр.91 и внимательно рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых можно услышать звук [х], [х'] 

Игра «Третье лишне».

-Прочитайте слоги.

-Какой слог лишний?

-Почему? (хи, звук мягкий)

Чтение столбиков слов.

-Прочитайте первый столбик слов.

-Что общего?

Работа в парах.

-Поработайте в парах. Какое слово лишнее? Покажите условный сигнал.

-Прочитайте второй столбик слов. Что общего?

-В какой части слова встречается буква х?

-Поработайте в парах. Разделите слова на группы. Покажите условный сигнал.

-По какому признаку делили слова а группы?

-Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!

  1. Физкультминутка с фонематической разминкой.

     Слайд 9.

 - Вы, наверное, устали,

   И теперь все дружно встали.

  Следите глазами за предметами.

Продолжение работы.

Слайд 10.

-Хитрый худенький Хорек
В городе открыл ларек.
Хоть реви, Хорек, хоть плачь –
Вдруг в ларек ворвался мяч!
– О-хо-хо да о-ха-ха! –
Раздается у ларька.

– Что может продаваться в ларьке хитрого худенького Хорька? Вам поможет иллюстрация на с.91 (Ответы детей.)

Слайд 11.

– Каким может быть хлеб? (Свежим, душистым, хрустящим, теплым и т. д.).

Слайд 12.

Первичное чтение текста о хлебе учителем и анализ.

- О чем текст?

-Как ласково называют хлеб?

Слайд 13.

-Не одно важное событие с приглашением гостей не обходится без  душистого каравая.

 -В нашу страну, в город Сочи, приехало много гостей с разных стран мира.  

- С каким важным событием связан их приезд?

-Как будут встречать почетных гостей Олимпийских игр?

Слайд 14.

-Это традиция русского народа, потому, что хлеб – вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

-Представьте, сколько людей вкладывают свой труд, чтобы на столе появился каравай!

Повторное чтение текста учащимися.

-Какие пословицы встретились в тексте? Найдите и прочитайте их.

Слайд 15.

«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА!»

– Как вы понимаете эту пословицу?

Выслушиваются ответы. ( без хлеба пища кажется не такая вкусная, если есть хлеб- уже праздник.)

«Кто пахал, не ленился, у того и хлеб родился

-Как вы понимаете эту пословицу?

(Он не падает с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.)

-В народе есть еще много пословиц о хлебе. Прочитайте их:        

Слайд 16.

  • Не будет хлеба, не будет обеда
  • Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат
  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
  • Горька работа, да хлеб сладок.

Слайд 17.

-Посчитайте, сколько раз встретилось слово хлеб в этом тексте.

6. Подведение итогов

-Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились.

Я рада, что вы внимательно слушали не только меня, но и своих товарищей, хорошо размышляли, анализировали.

-А вам понравился урок?

-А что особенно понравилось, запомнилось?

-Что нового для себя открыли?

- Как можете использовать в жизни полученные знания? (дети отвечают)

Слайд 18.

- Закончить урок мне хочется следующими словами. 

Мы относимся к хлебу как к чему-то привычному. А  правильно ли это?  На свете нет ничего дороже, чем кусочек хлеба. Хлеб это имя существительное. Не от того что он относится к этой части речи. А потому что это самое существенное в нашей жизни!

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ в 1 классе

Слайд 2

а о у ы э н л р м й б в г д ж з ь я ё ю и е п ф к т ш с х ч щ ц ъ

Слайд 3

Песнезнайка

Слайд 6

Буква Х х


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Хлеб – всему голова! Кто пахал ,не ленился, у того и хлеб родился.

Слайд 8

Не будет хлеба, не будет обеда. Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат . Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Горька работа, да хлеб сладок.

Слайд 10

Мы относимся к хлебу как к чему-то привычному. А правильно ли это? На свете нет ничего дороже, чем кусочек хлеба. Хлеб -это имя существительное. Не от того что он относится к этой части речи. А потому что это самое существенное в нашей жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока обучения грамоте (чтение) "Звуки [м], [м\'], буквы М,м."

Цели урока:1) продолжить работу по знакомству с новыми согласными звуками, познакомить со звуками [м], [м\'];2) продолжить знакомство с явлением парности согласных звуков по звонкости и глухости;3) обр...

урок литературного чтения, "Звуки [з], [з\']. Буквы З,з, 1 класс

Урок литературного чтения по теме "Звуки [з], [з]. Буквы З,з....

Конспект урока по русскому языку: "Звуки [р], [р’], буквы Р, р." 1 класс

Звуки [р], [р’], буквы Р, р. 1 класс. Азбука Н.Г.Агаркова...

Конспект урока по литературному чтению "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление" 1 класс

Методическая разработка урока по литературному чтению  в 1 классе на тему "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление"....

Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский "Заколдованная буква"

Цели урока: продолжить работу над произведением В. Драгунского;развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся;развивать умение правильно и грамотно читать;воспитывать убежденность в хороших качест...

Конспект урока по литературному чтению "Звук [и], буквы Ии" 1 класс

Познакомить с буквами Ии, обозначающими гласный звук [и]Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков;Развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память, мышление, закреплять знания ...