Гласный звук [а] и буквы Аа
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Знакомство со звуком и буквой А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx91.55 КБ

Предварительный просмотр:

.                                                                                                                                

Тема: Гласный звук [а] и буквы Аа

Цели урока:

Учебные:

  • акцентировать внимание детей на первой букве алфавита;
  • учить различать понятия «звук» и «буква»;
  • закрепить понятия деления слов на слоги, научиться выделять ударные слоги.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся;
  • активизировать словарный запас детей.

Воспитательные:

Ход урока

1.Мобилизирующая часть урока

На страницах букваря –

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

 - Как вы думаете, о каких мудрецах идет речь?

Правильно о буквах. Сегодня мы начинаем путешествие в чудесную страну букв.

2. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Все ли вы запомнили?

- Из чего состоит наша речь?

- Что такое предложение?

- Из чего состоит предложения?

- Из чего состоят слова?

- Из чего состоят слоги?

- Молодцы. Вы хорошо запомнили все то, о чём мы говорили на предыдущих уроках.

3. Формирование новых ЗУН

- Ребята, а вы любите загадки? Тогда попробуем их отгадать.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус

И зовут его…(арбуз)

 

Буквы-значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все …(алфавит)

- Определите, сколько слогов в слове «арбуз». (Два)

- Назовите первый слог, второй слог.

- Давайте хором произнесем первый слог. (ар)

- Какой первый звук в этом слоге? («а»)

- Сколько слогов в слове «алфавит»? (Три)

- Назовите первый слог, второй, третий.

- Давайте хором произнесём первый слог этого слова. («ал»)

- Какой первый звук в этом слове? («а»)

- Придумайте слова, в которых есть звук «а» в начале слова, в середине, в конце.

- Когда мы произносим звук, воздух свободно проходит не встречает во рту преград.

- Такие звуки называются гласные.

- На письме звук «а» обозначается буквой «А». (Показ буквы в алфавите и показ на карточке.)

- Посмотрите, как ровно и четко стоят буквы, каждая на определённом месте. Русский алфавит состоит из 33 букв. Посмотрите с какой буквы начинается алфавит? («с буквы А»)

- Правильно. С этой буквы и мы начинаем знакомство с алфавитом.

4. Физминутка

Буратино потянулся,

(Дети потягиваются)

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

(Дети наклоняются)

Руки в стороны развёл,

(Руки разводят в стороны)

Ключик, видно, не нашёл.

(Руки вверх)

Чтобы ключик нам достать,

(встают на носочки)

Надо на носочки встать.

5.Формирование практических знаний.

 Работа по учебнику

- Как вы думаете, где дети знакомятся с алфавитом? (в школе)

- Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию. Кого изобразил художник? Чем они занимаются?

- Составьте предложения о «лесной школе» так, чтобы в нем было три слова.

- Так какую букву и звук изучают звери?

- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что иногда «А» я называю звуком, а иногда буквой.

- Как вы думаете, это одно и то же или есть все-таки разница?

- Что написано на доске в «лесной школе»?

- А теперь послушайте, что я произнесу. (произносится звук «а»)

- Давайте попробуем вывести правило, чем отличается звук от буквы. (ответы детей)

- Итак звук мы слышим и произносим, а букву – видим и пишем.

- Послушайте (произносит: «А») Что я произнесла? (звук)

- А теперь посмотрите на карточку. (на ней написаны заглавная и маленькая буквы «А» «а»)

- Что я показала вам? (буквы)

- Есть буква маленькая, когда надо написать обычные простые слова: аист, арбуз, аптека….

- А есть буква большая, когда надо написать имена, клички животных или название городов, морей, рек.

- Приведите примеры слов, которые будут писаться с большой буквы.

- Сейчас я вам прочту стихотворение., а вы внимательно его прослушайте, и назовите слова на звук «а»

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончается на А

Астра, азбука, айва.

- Какие слова на звук «а» вы услышали?

- Назовите последний слог в слове «астра». (ра)

- Назовите первый звук в этом слоге. («р»)

-Какой он гласный или согласный? Почему?

- Как звучит звук «р» в слоге? (твёрдо)

- Назовите последний слог в слове «азбука». (ка)

- Как звучит звук «к» в слоге? (твёрдо)

- Назовите первый звук в этом слоге. («к»)

 - Какой он гласный или согласный? Почему?

- Как звучит звук «к» в слоге? (твёрдо)

- Назовите последний слог в слове «айва». (ва)

- Назови первый звук в слоге.

- Как он звучит.

- Все слоги заканчивались на звук «а» и согласные в этих слогах были твердые.

- Какой вывод мы можем сделать?

 (Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука)

6. Закрепление изученного.

Ученики выполняют задание на рабочем листе.  (Приложение 1)

7. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

Ножка, ножка и черта-

Получилась буква «А».

С этой буквой подружись

И скорей читать учись!

Приложение 1

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/4397559/img_id3240567095195717470.jpeg/orig


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте "Гласный звук [а] и буквы А а".

На этом уроке дети знакомятся со звуком [а] и буквами А а, и их употреблением в речи, научатся выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический образ этих букв....

Безударные гласныеТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУ «УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами....

Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"

На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных....

Гласный звук [у] и буква у.

Данный урок предназначен для 1 класса по УМК "Перспектива"....

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Повторяем гласные звуки и их буквы.

Обеспечить условия для усвоения содержания учебника и отработки действий при работе с учебником, рабочей тетрадью.Создать благоприятную атмосферу для развития эмоциональной сферы, интереса к русскому ...

Урок русского языка 1класс. УМК Перспектива. Тема:Гласные звуки. Обозначение их буквами.

Урок русского языка по теме "Гласные звуки. Обозначение их буквами" построен в соответствии с требованиями ФГОСС. Материал включает конспект урока и презентацию....

Повторяем гласные звуки и их буквы

Урок русского языка в 1 классе по программе "2100"...