Обучение грамоте "Гласный звук [а] и буквы А а".
план-конспект урока чтения (1 класс) на тему
На этом уроке дети знакомятся со звуком [а] и буквами А а, и их употреблением в речи, научатся выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический образ этих букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnyy_zvuk_a..docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Гласный звук [а] и буквы Аа.
Цель:
Образовательная: - Познакомить детей со звуком [а], буквами А а,
и их употреблением в речи, учить выделять из слов
на слух гласный звук [а] , узнавать графический
образ этих букв.
Развивающая: - развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.
Оборудование: компьютер, проектор, счетные палочки, цветные карандаши, тексты для каждого ученика, книга К. Чуковский "Айболит», касса букв.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учись читать !
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.(с.2)
II. Формулирование темы урока.
-Добрый день дорогие ребята. Начинаем урок с игры.
1.Игра называется «Подскажи словечко».
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Это доктор………….(Айболит).(с.3)
-Правильно!
-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?
-Молодцы! Он лечит больных зверей.
-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)
-Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)
- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)
- С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком А)
- Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .
-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят:»Ай болит!»)
-А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а].(с.4) (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)
-Очень хорошо!
- Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке?(с.5) (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).
-Правильно!
-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята и т.д.) (с.6)
-Молодцы!
-Сколько звуков [а] слышится в словах : малина, ромашка, липа, мята?
-Молодцы!
-Ребята, звук [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.(с.7)
-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.
2. Чтение учителем стихотворения.
-А теперь слушайте стихотворение про букву А.
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.(с.8)
III. Изучение нового материала.
1.– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.
– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный)(с.9)
Звук [А] – гласный.(с.10) Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.(с.11)
2.Разминка.
-А теперь вместе со мной повторяем:
Астра, азбука, айва
Начинается на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.(с.12)
-Очень хорошо!
3.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)
- С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].(с.13)
- Какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)
_Молодцы! А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:
4.»Доскажи словечки».
-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его….(арбуз)(с.14)
-Правильно, арбуз.
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявший пыль,
Побежит …(автомобиль)(с.15)
-Правильно , автомобиль.
Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква… (с.16)
-Молодцы! С заданием справились.
-Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной. (с.17)
-А теперь придумайте слова со звукам [а].
-Молодцы!
- Как вы думаете. Из чего бывают буквы?
- Буквы бывают из всего! Смотрите!( с.18, 19,20)
- Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста)
- Попробуйте и вы сделать букву А. Что вам необходимо? Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки.
- Напишите букву в воздухе, на столе;( выложить печатную букву из выбранных материалов).
- Молодцы!!! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.
IV. Физминутка. (С. 21)
-А теперь ребята, немножко отдохнем.
V. Закрепление.
-Мы с вами отдохнули. А теперь давайте поможем аисту.
1.Помоги Аисту собрать все буквы А.
-С какого звука начинается слово «аист»? (со звука А)
(с.22)
-Молодцы! Вы помогли аисту собрать буквы. Она очень рада.
-А теперь аист дает вам задание. Слушайте очень внимательно.
2. Зачеркни все буквы А (а) в стихотворении.
(с.23)
(У каждого ученика есть это задание)
-Очень хорошо.
- –Ребята, скажите, звук может быть каким? (Ударным, безударным.)
- А сейчас определим в словах : астра, азбука, айва ударный звук.
-Звук, буква «А» могут находиться в слове по – разному: в начале, в середине и в конце. А теперь мы с вами поиграем в такую игру, игра называется:
3. Игра «Кто внимательный» . – Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине - топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.
1-й раз – арбуз- встали, тетради – хлопаем, дома – топаем,
2-й раз – апельсин – встать, лекарство - топаем,доска- хлопаем.
3-й раз-Амур, лошади, лягушка.
-Молодцы! Внимательные!
5.Запомните слова со звуком [а] , которые встретятся вам в сказке.(с.24)
-Ребята, вы любите сказки? Сейчас я прочитаю вам сказку, но сказка с заданием. Вы должны запомнить слова со звуком [а] , которые встретятся вам в сказке.
«Почему А первая?»
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. -Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а?- шипели шипящие. –Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали гласные буквы,-ведь недаром самые вкусные вещи- арбуз , апельсин, абрикос, ананас-начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
-Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому, -сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово?-неунималась Я.
- Агу, -сказала А. –И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике . А всем известно , что адмирал должен быть всегда впереди!
-Так!-сказал твердый знак.
Вот такая история случилась с буквой А. После того случая буквы жили дружно и никогда не ссорились.
-Какие слова вы запомнили?
-Молодцы! Много слов вы запомнили.
6. «Сочиним сказку».
-А теперь ребята мы с вами попробуем сочинить сказку. Поможете мне?
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)(с.24) Правильно.
У него был огород , в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.)(с.25) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей –зайчат. Как вы думаете , что это были за игрушки? (с.26)(Машина, кукла, пирамидка , мозайка и т.д.) Зайчатки были рады!
-Спасибо ребята , вы мне очень помогли.
-А сейчас мы с вами научимся писать заглавную и строчную букву А.
VI. Итог занятия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
Ножка, ножка и черта-
Получилась буква «А».
С этой буквой подружись
И скорей читать учись! (с.27)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.
Урок - путешествие .Знакомство со звуками с, сь и буквами Сс.УМК Перспективная начальная школа.К уроку прилагается презент...
урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.
Урок - путешествие .Знакомство со звуками с, сь и буквами Сс.УМК Перспективная начальная школа.К уроку прилагается презент...
Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.»
Знакомство с новым звуком, 1 класс, обучение грамоте по "Гармонии"...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".
Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....
Урок обучения чтению.Звуки с, с. Буквы С, с.
Цели урока:- продолжить работу по развитию умения читать слоги- ознакомить с новыми звуками и буквами-...
Урок обучения грамоте. Звуки д, д. Буквы Д,д.
Образовательная система: «Школа 2100».Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.На урок...
Урок обучения грамоте "Звуки [ б], [б ] , буква б.
Урок обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...