Технологическая карта урка литературного чтения в 3 классе на тему: А.С. Пушкин "Зимнее утро"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Макарова Марина Юрьевна

Технологическая карта урка литературного чтения в 3 классе на тему: А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урка литературного чтения в 3 классе на тему: А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

 Я  рада видеть каждого из вас,

 И пусть зима прохладой в окна дышит,

 Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

 Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Здравствуйте, дорогие ребята, коллеги. Сегодня на уроке у нас гости, но пусть вас нисколько это не смущает. Будем работать активно, творчески и с интересом. Желаю вам удачи!

- На уроке литературного чтения сегодня будет еще один гость, но кто это, вы узнаете, если посмотрите видеоролик. Смотрим! (Трейлер об А.С. Пушкине).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, кто этот гость? (А.С. Пушкин)

- Как вы это поняли? (Называют признаки)

- А что вы еще знаете об этом писателе? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята. Встречаем нашего гостя!

(Видео с А.С. Пушкиным.)

Слова писателя: - Добрый день, дорогие ребята. Я счастлив побывать у вас на уроке и рад, что моя персона вам уже знакома.  Но сегодня вы узнаете обо мне много всего интересного. А для начала познакомьтесь с моей биографией.

(Видеоролик – биография автора)

- Ребята, что нового вы узнали о писателе?

 (6 июня 1799 г. г. Москва, 9 февраля 1837 г.)

- А вы бы хотели, чтобы Александр Сергеевич жил в наше время? (да)

- А как бы вы с ним познакомились? (ответы детей)

- А если он будет жить в другом городе, то, как с ним можно общаться?

- Конечно, можно общаться через социальные сети, а у вас есть страничка в социальных сетях?

- А как могла бы выглядеть страничка Александра Сергеевича Пушкина?

- Я предлагаю первой группе создать эту страницу, как бы она выглядела?

(Дети создают страничку писателя по информации, которую узнали из ролика: фото, дата рождения, город, любимый предмет, друзья (няня, бабушка, сказки).

- Вторая группа, вы уже знаете, что Александр Сергеевич писал сказки.  Соотнесите  иллюстрации сказок с названиями? Для вас это задание.

(выполняют работу)

- Вторая группа, расскажите, как вы распределили иллюстрации? (Выход к доске, оценивание)

- Оценим работу группы.

- Ребята, у нас получилась страничка писателя. Расскажите о нем. (Выход к доске, оценивание)

- Оценим работу группы.

- Молодцы, ребята, вы отлично справились, какую работу вы выполнили?

  1. Постановка учебной задачи.

(Видео с А.С. Пушкиным.)

Слова писателя: - Ребята, я польщен, какие красивые

странички у вас получились. Пожалуй, заведу профиль в социальных сетях. Друзья мои, как-то раз, в далеком 1829 году, я отдыхал в Тверской губернии, в имении Вульфов. Местная красота природы меня настолько очаровала, что я посвятил ей стихотворение «Зимнее утро».

- Александр Сергеевич, большое спасибо.

- А вам интересно познакомиться со стихотворением «Зимнее утро»? (да)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Откроем учебники на странице 5.

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны не только слушать, но и отметить карандашом все незнакомые слова. Готовы?! (Словари на столе)

 (Чтение стихотворения)

- Скажите, понравилось вам стихотворение?

- Ребята, какие слова вам были не понятны?

 - Попробуем объяснить их. (Своими словами или пользуясь словарями)

  1. Первичное закрепление.

- Все стихотворение делится на части – каждую часть называют строфой

- Сейчас мы будем читать по одной строфе и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать вам автор.

1 строфа. Читает учитель.

- Какая картина вам представляется? (Образ морозного и солнечного утра, образ прелестного друга). 

- Какая картинка подойдет первой строфе? (Выбрать на доске)

- Кого поэт просит разделить с ним радость общения с природой. («Друг прелестный»)

- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)  

- С кем сравнивает поэт этот образ? (С Авророй, мифической богиней утренней зари).

- К чему призывает автор красавицу? (Открыть глаза навстречу богини)

- Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости)

                               

2 строфа.

- Как вы думаете, почему красавица сидела в печали? (На небе мгла, вьюга злится - такое состояние вызывает у человека печаль)

-Какие выразительные средства использует автор в этой строфе? (Олицетворение: вьюга злится, мгла носилась, сравнение: луна, как ….)                     

- Какое чувство вызывало у вас эта строфа? (печаль)

- Какая картина подходит этой части стихотворения?

- Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное)

3 строфа.

- Какие картины рисует поэт? (Небо, снег, лес, речка)

- Какая картина подходит этому описанию?

- Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое)

4 строфа.

- Как вы понимаете «янтарный»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет)

- Почему все стало янтарным? (Затоплена печь)

- Можно ли услышать, что происходит в доме?

- Послушайте:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь…

 - Обратите внимание на последнюю строчку. Какой знак стоит? (?)

- С какой интонацией надо читать? (С вопросительной)

- К чему призывает герой? (Ответы детей)

- Какая картина подойдет?

- Какое настроение у героя? (Мечтательное, восторженное)        

5 строфа.

- Что рисует поэт в последней строфе? (Ожидаемая прогулка, места, близкие и милые сердцу поэта.)

-Какая картина подойдет?

-Как обращается поэт к своей красавице? (Друг милый)

-Что можно сказать о выражении друг милый? (Ощущение теплоты и нежных чувств к близкому человеку.)

- Ребята, посмотрите, какой картинный план у нас получился.

- О чем же это стихотворение? (О красоте зимнего утра).

- В чем главная идея автора? (Русская природа вызывает радость, желание посетить родные места и разделить это с лучшим другом).

- Молодцы, какую работу над стихотворение мы выполнили?  (Незнакомые слова, выразительные средства, картинный план, анализ эмоций героев).

Динамическая пауза.

- Ребята, Александр Сергеевич с 7 лет стал очень активным мальчиком, давайте тоже поактивничаем.

- Возьмемся за руки. Наша цель: скрутиться змейкой, нужно вместе присесть, сделать 4 шага вправо, 2 шага влево, улыбнуться друг другу и покрутиться.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-  Молодцы, ребята. Сейчас мы будем читать выразительно. Первая группа вам нужно выразительно отчитать  строфу, вторая группа читает 3 строфу. (Подготовка, чтение по цепочке, оценивание)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Сейчас я предлагаю проверить ваши знания. Пройдем тест

(Тест - Joyteka https://joyteka.com/100139163 )

- Поднимите руки, кто набрал 10 или 9 баллов – вы молодцы.

- 8 или 7 баллов – вы хорошо поработали.

- Меньше 7 баллов – в следующий раз у вас все получится.

8. Рефлексия деятельности. 

-  Александр Сергеевич, как вам наша работа?

(Видео с А.С. Пушкиным.)

Слова писателя:

Ребята, я в восторге от вашей работы.  Мне будет приятно, если вы выучите это стихотворение.

Кстати, я завел страничку в социальной сети. И буду ждать ваши отклики на мои произведения. Спасибо вам и до новых встреч!

- Ребята, правда, давайте сделаем первые записи на стене поэта об изученном стихотворении и нашем уроке.

(Выбирают листки и делают записи, крепят на доску и комментируют)

- Ребята, вы большие молодцы. Я очень рада встрече с вами. Оставайтесь такими же активными и любознательными. Большое спасибо!

Олицетворения – прием перенесения качеств одушевленного предмета на неодушевленное.

Мгла носилась

Сравнения – это сопоставление двух предметов/явлений, зачастую с помощью союзов как, словно, будто.

Луна, как бледное пятно

Звездою севера явись – красавица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...