Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.М.Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Копытова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: М.М.Зощенко  «Великие путешественники» .

 

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и  правильной речи.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выразительно и осознанно читать, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 26. 04. 2019

Школа: «№154»

Класс: 3

ФИО учителя: Ким А.Х.

ФИО студента: Масальских Н.А.

ФИО руководителя практики: Солопова Т.В.

Оценка ______________________

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: М.М.Зощенко  «Великие путешественники» .

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и  правильной речи.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выразительно и осознанно читать, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал

Этап урока

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределение к деятельности

Психологический настрой, организация урока.

Словесный: слово учителя

Психологический настрой.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда на протяжении всего занятия дела будут идти хорошо и всё будет получаться.

- Сделайте хлопок, если вы пришли на урок с хорошим настроением.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

Приветствуют учителя.

Психологически готовятся на урок.

Слушают учителя.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: артикуляционная разминка

5 мин.

Фронтальная форма работы

Речевая разминка

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.
Для разминки мы с вами возьмем скороговорку.

  • Читаем с повышением тона, с понижением тона.
  • Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.
  • Читаем вместе со мной хором выразительно.
  • Читаем выразительно без меня.
  • Читаем медленно, быстро.

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили Факира.

-На доске картинки данных предметов: рюкзак, палатка, котелок, костер, спички, спальный мешок.

-С чем у вас ассоциируются эти предметы?

-Поднимите руки, кто любит ходить в походы? Или те, кто ходил в походы с родителями.

-Хорошо! Подберите к слову поход синоним?

-А как вы думаете, кто эти люди?(на слайде портреты путешественников) Что их объединяет?
Христофор Колумб – именно с его именем связывают открытие в 1492 году целого континента – Америки.

Васко да Гама – командующий португальской экспедицией, которому в 1498 году удалось проложить прямой торговый путь из Европы в Азию.

-Что же делают великие путешественники в начале своего пути?

-Хорошо! Молодцы!

С походом.

Путешествие

Р.:  принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы

К.: построение монологического высказывания; развитие речи

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Фронтальный опрос

4 мин.

- Тема нашего урока будет звучать «Михаил Михайлович Зощенко. Великие путешественники».

- Какие цели мы с вами поставим?

 - Замечательно!

Тема нашего урока: «Михаил Михайлович Зощенко. Великие путешественники»

- Познакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Познакомиться с рассказом «Великие путешественники».

К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р.: принятие и сохранение учебной задачи,

П.: установление причинно-следственных связей,

анализ объекты с целью выделения общих признаков, подведение под понятие.

IV. «Открытие» детьми нового знания

Словесный: слово об авторе

Первоначальное знакомство с текстом.

Словесный: анализ текса

Практический: поиск соответствий.

 8 мин.

Фронтальная форма работы

-Прежде чем приступить к изучению рассказа, давайте вспомним, что вы запомнили об авторе.

  • -Что вы знаете о Михаиле Зощенко?
  • -Где родился?
  • -Кто его родители?
  • -Какая семья?
  • -Какими были его рассказы?

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Великие путешественники». Может быть, кто-то из вас в героях рассказа узнает себя.

Словарная  работа.

/На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте./

Рукомойник- небольшой висячий умывальник.
Выбилась из сил- 
очень устала
Куда Макар телят не водил-
 очень далеко
Блаженная (улыбка) – 
в высшей степени счастливый, очень счастливая
В аккурат похожа – 
в точности, очень сильно похожа
Всыплю не меньше 20 розог – 
пучками из прутиков различных деревьев наказание порка
Космография – 
наука, изучающая Вселенную.

/У детей на партах лежат задание «Найди соответствие», ребята работают в парах.

-Как вы думаете, о чем этот рассказ? 

Слушают учителя

П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Р.: осознают и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия,

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

V. Первичное закрепление

Практический: выборочное чтение, выразительное чтение. Анализ выразительного чтения.

5 мин.

Чтение с остановками. Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка.   (1 часть заканчивается  предложением: «…мы покинули нашу деревню Пески».)

-От чего имени ведётся рассказ?

- Что ребята взяли с собой в путешествие?

 Свои ответы дети подтверждают словами из текста.

-Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

2 остановка. (2 часть заканчивается  предложением: «…Тут Степка решил сделать привал…».)

-Что случилось у ребят? Почему в мешке разбилась посуда?

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

3 остановка. (2 часть заканчивается  предложением: «… …».)

-Как поступали все великие путешественники?

-Что Степка собрался делать с теми, кто захочет вернуться домой?

-Что случилось с Минькой?

Чтение рассказа до конца.

- Что сделали Минька и Леля?

-Чему удивлялся Степка, когда они отправились в путешествие дальше?

-Что подумала нянька?

-Что предложила бабушка?

-Что сказал папа?

-Как наказали Степку?

Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VI. Самостоятельная работа в парах

Практический : выразительное чтение.

 

5 мин.

Индивидуальная форма работы

-Выполните задания в рабочем листе.

Ответь на вопросы

1.Кто рассказал Миньке, что Земля имеет форму шара?________________

2.Что подарил Минька Стёпке, чтобы отправится в путешествие?___________________

3.Где Стёпка устроил общее собрание для путешественников?_____________

4.Что приготовил Минька для ловли тропических бабочек?______________

5.Почему Стёпка хотел вернуться домой?_________________________

6.На чем дети вернулись домой?________________________
7.Как бабушка предложила наказать детей?________________

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

8 мин.

Индивидуальная форма работы

Восстанови порядок событий в рассказе

Стёпка предлагает Лёле и Миньке отправиться в кругосветное путешествие и устраивает общее собрание путешественников.

Лёля и Минька встречаются с родителями.

Дети готовятся к путешествию.

Путешественники устраиваются на ночлег в лесу. Хитрость Лёли.

Дети возвращаются домой.

Путешественники отправляются в путь.

Опиши главных героев рассказа

Минька____________________________________________

______________________________________________

Стёпка_____________________________________________

Лёля______________________________________________

Отвечают на вопросы и заполняют рабочий лис..

К.: построение речевых высказываний

П.: восприятие информации.

Р.: принимать и сохранять задачу

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин.

- Какая тема нашего урока была?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Оцените свою работу. На слайде выберите фразу и продолжите её.

(Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… я попробую… меня удивило…)

- Спасибо за урок.

Тема нашего урока: «Михаил Михайлович Зощенко. Золотые слова»

- Познакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Познакомиться с рассказом «Золотые слова».

Оценивают и анализируют свою деятельность.

Л: умение ставить оценку собственной деятельности



Предварительный просмотр:

Восстановите последовательность действий в рассказе:

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngНаказание Степы.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngСобрание в огороде.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngРазбитая посуда.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngЛегли спать в темноте.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngПовернули ноги в обратную сторону.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngМужчина на тележке или возвращение домой.

https://mega-talant.com/uploads/files/473194/90694/95906_html/images/90694.011.pngОса укусила Миньку.

Нарисуй  свою собственную обложку к рассказу.

Тест:

1.Что Минька подарил Стёпке, чтобы тот взял его в кругосветное путешествие?

А.компас

Б.перочинный ножик

В.увеличительное стекло

2.Сколько денег для путешествия  Лёля  взяла из копилки?

А.три рубля

Б.пять рублей

В.десять рублей

Г. шесть рублей

3.Как звали собаку Стёпки?

А.Дружок

Б.Тузик

В.Рой

Г.Грей

4.Что съела собака Степки, когда прогрызла мешок с запасами?

А.конфеты

Б.колбасу

В.кусок сала

Г.печенье

5. Стёпка пригрозил, что каждого, кто захочет вернуться домой, он привяжет к дереву и оставит на съедение… ?

А.волкам

Б.медведем

В.муравьями

Г.разбойникам

6.Кого ужалила оса?

А.Миньку

Б.Лелю

В.Степу

Г.Тузика

7.Что собирали ребята, чтобы разжечь костер?

А.поленья

Б.солому

В.хворост

Г.березовые почки

8. На чём дети-путешественники попросили дяденьку их подвезти?

А.на тракторе

Б.на телеге

В.на машине

Г.на велосипеде

9.До какого места дяденька подвез детей?

А.до вокзала

Б.до пристани

В.до дома

Г.до леса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.Планируемые результаты:Предметные: знать биографию В. Белова;уметь характеризовать героев...

Конспект урока литературного чтения Б. Заходер "Товарищам детям". "Что красивей всего?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера; развитие умения работать с текст...

Конспект урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворением Э. Успенско...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...

Конспект урока литературного чтения Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой»(УМК "Школа России" , 4 класс)

Конспект урока литературного чтенияТема: Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Э. Успенского «Если был бы я девч...

Конспект урока литературного чтения "Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с новым разделов; с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые ре...

Конспект урока литературного чтения "Общение и поступки детей. М.Зощенко «Великие путешественники" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; осознание учащимися жизненных ценностей; совершенствование навыка беглого, осознан...