Конспект урока Литературное чтение 3 класс «И.С.Соколов - Микитов «Листопадничек»»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Задачи урока:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
- формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширение читательского кругозора детей;
- формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Время Знаний
Конспект урока
Литературное чтение
3 класс
«И.С.Соколов- Микитов «Листопадничек»»
Тема: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»
Цель урока: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Задачи урока:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
- формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширение читательского кругозора детей;
- формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; презентация; компьютер с проектором; портрет И. Соколова-Микитова; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; раздаточный материал; смайлики; картинки с изображением животных на доске; ключевые слова.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок
- Дорогие ребята, здравствуйте! Начинаем урок литературного чтения.
II. Мотивация к учебной деятельности.
1. Беседа.
- О чём мы сегодня будем говорить и читать вы узнаете из загадки?
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
- Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе осенью ? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; насекомые прячутся; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)
- Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва)
- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (Линяют, запасают корм, рождают детёнышей, готовятся к спячке, глубже заползают в утепленные норы)
- Посмотрите внимательно на доску. (Рисунки с изображением животных: белка, бурундук, заяц, медведь ,еж, лиса, барсук)
- Распределите животных по группам по группам ,беря во внимание, как они готовятся к зиме
Игра «Кто как готовится к зиме?»
1. Белка, бурундук, мыши;
2. Медведь, ёж, барсук;
3. Лиса, волк, заяц.
( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;
II группа: животные ложатся в спячку;
III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).
- Кто может сказать, у каких животных детёныши появляются осенью? (Обучающиеся высказывают мнения).
- Это заяц.
Проблемный вопрос:
- А как вы думаете, как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат.
Зайцев называют листопадничками.
- Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)
- Зайчиха может приносить приплод три раза в год. Зайчата первого выводка
– «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели):
-летние зайчата – «колосовики» или «травники»,:
- осенние – «листопадники».
2. Речевая разминка (слайд 7)
- Листопаднички приготовили нам разминку.
Не хочет косой
Косить косой
Говорит: «Коса коса».
— Прочитайте медленно.
— Прочитайте с вопросительной интонацией (с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).
III. Целеполагание.
- Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы Иваном Сергеевичом Соколовым – Микитовым и его произведением.
Видео- ролик об авторе, выставка книг с его произведениями
— Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)
— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ. (Дети высказывают предположения)
- Назовите тему урока.
- Определите задачи урока
Мы познакомимся…
Мы научимся…
Мы будем учиться…
IV. Изучение нового материала
1. Словарная работа. Работа с толковым словарем
- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.
Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:
- долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
- обглоданные – объеденный;
- робеть -пугаться, стесняться, бояться;
- озябнуть – испытывать чувство холода;
- ходко работают - работают быстро;
- настлано –настелено;
- плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
- запрудили – перегородили реку плотиной;
- хатка – название небольшого дома на Украине;
- кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
- штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;
- росома́ха — хищное млекопитающее семейства куньих;
- выдра — вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.
2. Чтение произведения И.С. Соколова-Микитова (Читают учитель и обучающиеся.)
1 часть – чтение по 1 абзацу.
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.)
- Что может произойти с зайчонком дальше?
2 часть – выборочное чтение.
— Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?
- Чего испугался Листопадничек?
- О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.)
- О чем может идти речь после данного фрагмента?
3 часть – чтение по ролям (автор, зайчонок, бобр.)
— Кого встретил зайчонок во время путешествия?
- Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.)
— Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?
- Как вы думаете, что будет дальше?
4 часть – чтение за диктором. (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию).
- Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?
- Подберите заглавие к этой части. (Зайчонок в хатке бобров.)
- Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?
5 часть – хоровое чтение.
- Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.
- Как мы можем озаглавить 5 часть текста? ( За долгую зиму страху натерпелся.)
- Что может произойти с Листопадничком дальше?
6 часть – самостоятельное жужжащее чтение.
- Расскажите, как зайчонок попал на болото.
- Что стали говорить о нём в лесу?
- Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)
3. Беседа по рассказу «Листопадничек»
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).
- Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)
- Какая эта сказка? (Литературная)
— Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)
V. Физкультминутка. (слайд 19)
VI. Продолжение работы по теме урока
Анализ литературного произведения
1. Выборочное чтение с комментарием
- Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из дома.
- Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров.
- Найдите и прочитайте как произошла встреча Листопадничка с матерью.
2. Чтение – поиск
- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.
- А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.
-Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.
3. Характеристика героя
- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
- любознательный (задаёт вопросы бобрам);
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
- добрый (помогал нянчить бобрят);
- заботливый (кормит бобрят);
- смелый (научился плавать);
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
4. Работа в группах:
1 группа: составляет синквейн о зайчике
1 – существительное;
2 – 2 прилагательных;
3 – 3 глагола;
4 – ключевое предложение из текста;
5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)
Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, , ныряет, боится
Листопадничек познакомился с бобрами .
Листопадничек.
5 Работа с пословицами
- Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.
- Много спать – дела не знать.
- Дома и стены помогают.
- Чужая сторона – дремучий бор.
- В гостях хорошо, а дома лучше!
- Друзья познаются в беде.
- Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— Что было интересным?
— Что вас удивило?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
— Какой вывод вы сделали для себя?
VIII. Итог урока.
- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?
- Почему автор так назвал?
Домашнее задание, выставление оценок.
1. Перечитать ещё раз произведение И. С. Соколова- Микитова «Листопадничек».
#1054;тветить на вопросы из учебника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"...
Конспект урока литературного чтения "Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек» 3 класс
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: Соколов-Микитов "Листопадничек"
Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С. Соколова-Микитова; развивать навыки выразительного, беглого чтения, внимание, память, воображение. ...
Конспект урока литературного чтения 2 класс И.С. Соколов-Микитов "Узоры на снегу"
Технологическая карта урока литературного чтения УМК: «Начальная школа ХХI века»Класс: 2 Тема:И. С. Соколов - Микитов «Узоры на снегу»Тип: Урок открытия нового знания...