Конспект урока Литературное чтение 3 класс «И.С.Соколов - Микитов «Листопадничек»»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  •  формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);
  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
  • формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • расширение читательского кругозора детей;
  • формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Время Знаний

Конспект урока

Литературное чтение

3 класс

«И.С.Соколов- Микитов «Листопадничек»»

Тема: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

Цель урока: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  • формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);
  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
  • формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • расширение читательского кругозора детей;
  • формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; презентация; компьютер с проектором; портрет И. Соколова-Микитова; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; раздаточный материал; смайлики; картинки с изображением животных на доске; ключевые слова.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

- Дорогие ребята, здравствуйте! Начинаем урок литературного чтения.

II. Мотивация к учебной деятельности.

1. Беседа.

- О чём мы сегодня будем говорить и читать вы узнаете из загадки?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»

- Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе осенью ? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; насекомые прячутся; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)

- Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва)

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (Линяют, запасают корм, рождают детёнышей, готовятся к спячке, глубже заползают в утепленные норы)

- Посмотрите внимательно на доску. (Рисунки с изображением животных: белка, бурундук, заяц, медведь ,еж, лиса, барсук)

- Распределите животных по группам по группам ,беря во внимание, как они готовятся к зиме

Игра «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бурундук, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

- Кто может сказать, у каких животных детёныши появляются осенью? (Обучающиеся высказывают мнения).

- Это заяц.

Проблемный вопрос:

- А как вы думаете, как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат.

Зайцев называют листопадничками.

- Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)

- Зайчиха может приносить приплод три раза в год. Зайчата первого выводка

– «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели):

-летние зайчата – «колосовики» или «травники»,:

- осенние – «листопадники».

2. Речевая разминка (слайд 7)

- Листопаднички приготовили нам разминку.

Не хочет косой

Косить косой
Говорит: «Коса коса
».

— Прочитайте медленно.

— Прочитайте с вопросительной интонацией (с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).

III. Целеполагание.

- Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы Иваном Сергеевичом Соколовым – Микитовым и его произведением.

Видео- ролик об авторе, выставка книг с его произведениями

Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)

— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ. (Дети высказывают предположения)

- Назовите тему урока.

- Определите задачи урока

Мы познакомимся…

Мы научимся…

Мы будем учиться…

IV. Изучение нового материала

1. Словарная работа. Работа с толковым словарем

- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

  • долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
  • обглоданные – объеденный;
  • робеть -пугаться, стесняться, бояться;
  • озябнуть – испытывать чувство холода;
  • ходко работают - работают быстро;
  • настлано –настелено;
  • плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
  • запрудили – перегородили реку плотиной;
  • хатка – название небольшого дома на Украине;
  • кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
  • штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;
  • росома́ха — хищное млекопитающее семейства куньих;
  • выдра — вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.

2. Чтение произведения И.С. Соколова-Микитова (Читают учитель и обучающиеся.)

1 часть – чтение по 1 абзацу.

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

- Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.)

- Что может произойти с зайчонком дальше?

2 часть – выборочное чтение.

— Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?

- Чего испугался Листопадничек?

- О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.)

- О чем может идти речь после данного фрагмента?

3 часть – чтение по ролям (автор, зайчонок, бобр.)

— Кого встретил зайчонок во время путешествия?

- Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.)

— Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?

- Как вы думаете, что будет дальше?

4 часть – чтение за диктором. (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию).

- Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?

- Подберите заглавие к этой части. (Зайчонок в хатке бобров.)

- Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?

5 часть – хоровое чтение.

- Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.

- Как мы можем озаглавить 5 часть текста? ( За долгую зиму страху натерпелся.)

- Что может произойти с Листопадничком дальше?

6 часть – самостоятельное жужжащее чтение.

- Расскажите, как зайчонок попал на болото.

- Что стали говорить о нём в лесу?

- Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)

3. Беседа по рассказу «Листопадничек»

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

- Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

- Какая эта сказка? (Литературная)

— Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)

V. Физкультминутка. (слайд 19)

VI. Продолжение работы по теме урока

Анализ литературного произведения

1. Выборочное чтение с комментарием

  • Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из дома.
  • Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров.
  • Найдите и прочитайте как произошла встреча Листопадничка с матерью.

2. Чтение – поиск

- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

- А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

-Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.

3. Характеристика героя

- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- смелый (научился плавать);

- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

4. Работа в группах:

1 группа: составляет синквейн о зайчике

1 – существительное;

2 – 2 прилагательных;

3 – 3 глагола;

4 – ключевое предложение из текста;

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, , ныряет, боится

Листопадничек познакомился с бобрами .

Листопадничек.

5 Работа с пословицами

- Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

  • Много спать – дела не знать.
  • Дома и стены помогают.
  • Чужая сторона – дремучий бор.
  • В гостях хорошо, а дома лучше!
  • Друзья познаются в беде.

- Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Что было интересным?

— Что вас удивило?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

— Какой вывод вы сделали для себя?

VIII. Итог урока.

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

- Почему автор так назвал?

Домашнее задание, выставление оценок.

1. Перечитать ещё раз произведение И. С. Соколова- Микитова «Листопадничек».

#1054;тветить на вопросы из учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: Соколов-Микитов "Листопадничек"

Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С. Соколова-Микитова; развивать навыки выразительного, беглого чтения, внимание, память, воображение.                ...

Конспект урока литературного чтения 2 класс И.С. Соколов-Микитов "Узоры на снегу"

Технологическая карта урока литературного чтения УМК: «Начальная школа ХХI века»Класс: 2 Тема:И. С. Соколов - Микитов «Узоры на снегу»Тип: Урок открытия нового знания...