Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listopadnichek.teh_.karta_.docx | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок | - Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения. Прозвенел звонок для нас! Урок чтения начнем. | - Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. | - Настраиваются на работу. | Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность. |
II. Мотивация к учебной деятельности. 1. Беседа. 2. Разминка | - О чём мы сегодня будем говорить и читать? Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (Осень) - Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме). - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад) - Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва) - Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей) - Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (Линяют, запасают корм, рождают детёнышей) - Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами? Игра «Кто как готовится к зиме?» 1. Белка, бобр, мыши; 2. Медведь, ёж, барсук; 3. Лиса, волк, заяц. ( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм; II группа: животные ложатся в спячку; III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку). - У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают мнения). Проблемный вопрос: - Как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.) У нас в семье большая радость (Зайцев называют листопадничками.) - Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.) - А что вы можете рассказать о зайцах? - Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны? - Листопаднички приготовили нам разминку. Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны. Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра. Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр. — Прочитайте медленно. — Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро). — Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.) | Работают с информацией, решают примеры, проговаривая правила | Регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности. Познавательные УУД: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные УУД: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. | |
Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения действия деления. | ||||
III Целеполагание. | - Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением. – Что вы интересного узнали о творчестве этого писателя при подготовке домашнего задания? Вопросы и предложения. — Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».) — Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ. (Дети высказывают предположения) - Как вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями? - Назовите тему урока. - Определите задачи урока. Мы познакомимся… Мы научимся… Мы будем учиться… | Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока. | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь формулировать тему и цель урока. |
IV Изучение нового материала.
2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова | Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:
1 часть – чтение по 1 абзацу. - Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? - Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.) - Что может произойти с зайчонком дальше? 2 часть – чтение по цепочке. — Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери? - Чего испугался Листопадничек? - О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.) - О чем может идти речь после данного фрагмента? 3 часть – чтение по ролям (автор, зайчонок, бобр.) — Кого встретил зайчонок во время путешествия? - Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.) — Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить? - Как вы думаете, что будет дальше? - Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров? - Подберите заглавие к этой части. (Зайчонок в хатке бобров.) - Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему? 4 часть – хоровое чтение. - Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают. - Как мы можем озаглавить 5 часть текста? ( За долгую зиму страху натерпелся.) - Что может произойти с Листопадничком дальше? | Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную работу. Помогает сформулировать правило. Организует процесс чтения и понимания текста. Направляет учащихся на верный путь решения. | Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ. Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него. | Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные УУД: классифицировать объекты. Коммуникативные УУД: проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи. |
3. Беседа по рассказу «Листопадничек» | - Понравилось ли вам произведение? Чем? - К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных). - Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.) - Какая эта сказка? (Литературная) — Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.) | Проверяет понимание способа действия. | Проговаривают алгоритм работы при решении примеров. | Регулятивные УУД: Планировать решение учебной задачи, встраивать алгоритм действий Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор. Личностные УУД: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные УУД: Проявлять активность во взаимодействии. |
VI. Продолжение работы по теме урока Анализ литературного произведения | Характеристика героев - Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор. - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края); - непослушный (убежал из дома, ослушался маму); - любознательный (задаёт вопросы бобрам); - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров); - добрый (помогал нянчить бобрят); - заботливый (кормит бобрят); - смелый (научился плавать); - любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров). - Дайте характеристику бобрам: - трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу); - запасливые (готовят корм на зиму); - гостеприимные (приютили зайца); - заботливые (волнуются за бобрят); - смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении); - чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок). Работа по карточкам - Вставьте подходящее слово из текста:
| Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся | Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания. | Регулятивные УУД: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Развивать операции мышления. Коммуникативные УУД: Осуществлять самоконтроль. |
2. Работа с пословицами | - Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.
- Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!» | Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей. | Подводят итог под руководством учителя | Регулятивные УУД: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные УУД: Проявлять активность в деятельности |
VII. Рефлексия
VIII. Итог урока.
Домашнее задание, выставление оценок. 1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию). 2. Придумать продолжение этой истории. 3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки. | — Что вы узнали на сегодняшнем уроке? — За что вы похвалили бы себя? — Что вам захотелось сделать после этого урока? - Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке? - Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.) - Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему? 1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию). 2. Придумать продолжение этой истории. 3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки. | Личностные УУД: Способность к самооценке. Коммуникативные УУД: Проявлять активность в деятельности |
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение, УМК «Школа России», 3 класс
Учитель: Козорезова И.А.
Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: организовать учебную деятельность учащихся по совершенствованию техники чтения, развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса, формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения путем использования разных видов чтения, анализа, обобщения и выделения главного в тексте.
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
- Познавательные
- создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством И. С. Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; создать условия для формирования умений видеть и понимать окружающую природу; формировать читательские умения детей при работе с текстом. развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.
2. Развивающие
- создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся, мышление, речь, внимание;
3. Воспитывающие
- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, парах, в группах.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Межпредметные связи: технология
Ресурсы для учителя:
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 3 класс, часть 2. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 у издание. – М. : Просвещение, 2013. – 223с.
Ресурсы для учащихся:
- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 3 класс, часть 2. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 у издание. – М. : Просвещение, 2013. – 223с.
карточки для работы в группах;
- наглядный материал для исследовательской работы в парах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Введение в тему "Самое великое чудо на свете"
Технологическая карта разработана ко второму уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Технологическая карта к уроку литературного чтения на тувинском языке по теме: С. Сарыг-оол "Саны-Мөге"
4-ку класска литературлуг номчулга кичээлинде С.Сарыг-оолдуң "Саны-Мөге" деп шулуглелин өөредириниң технологтуг картазы....
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...
Технологическая карта к уроку литературного чтения. Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Аннатация.Тип урока: урок получения новых знаний.Цель: изучить пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать о театральном искусстве на примере сказки С....
Технологическая карта пробного урока литературного чтения ТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»
Технологическая карта пробного урока литературного чтения в 3 классеТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»...