Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Козорезова Инесса Александровна

Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listopadnichek.teh_.karta_.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок

- Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения  начнем.

- Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

- Настраиваются на работу.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность.

II. Мотивация к учебной деятельности.

1.  Беседа.    

2. Разминка

- О чём мы сегодня  будем говорить и  читать?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.           (Осень)

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают  на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)    

- Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва)

- Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей)

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они  готовятся к зиме?  (Линяют,  запасают корм,  рождают детёнышей)

- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?  

Игра  «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

- У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают мнения).

        Проблемный вопрос:

- Как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)    

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой 
Три листопадничка лежат
.

 (Зайцев называют листопадничками.)  

- Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)

- А что вы можете рассказать о зайцах?

- Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны?

-   Листопаднички  приготовили нам разминку.

Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.

Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.

—  Прочитайте медленно.

—  Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).

—  Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.)

Работают с информацией, решают примеры, проговаривая правила

Регулятивные УУД:  оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные УУД:

Формируют умения

слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения действия деления.

III Целеполагание.

- Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым  и его произведением.

 – Что вы интересного узнали о творчестве этого писателя при подготовке домашнего задания?

Вопросы и предложения. —  Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)

— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ. (Дети высказывают предположения)    

- Как вы думаете, что могло  произойти осенью с этими героями?

- Назовите тему урока.

- Определите задачи урока.

        Мы познакомимся…

        Мы научимся…

        Мы будем учиться…

Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные УУД:

Уметь формулировать тему и цель урока.

IV Изучение нового материала.

  1. Словарная работа.  Работа с толковым словарем  

2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

  • долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
  • обглоданные – объеденный;
  • робеть – пугаться, стесняться, бояться;
  • озяб – замёрз, продрог;
  • ходко работают - работают быстро;
  • настлано –настелено;
  • плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
  • запрудили – перегородили реку плотиной;
  • хатка – название небольшого дома на Украине;

1 часть – чтение по 1 абзацу. 

-  Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

-  Так о чем же эта часть? (О  мечте листопадничка.)        

        - Что может произойти с зайчонком дальше?

        2 часть – чтение по цепочке.

—  Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?

-     Чего испугался Листопадничек?

        -     О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.)

        -     О чем может идти речь после данного фрагмента?

         3 часть – чтение  по ролям (автор, зайчонок, бобр.)

        —  Кого встретил зайчонок во время путешествия?

        -      Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.)

        —  Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?

-  Как вы думаете, что будет дальше?

- Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?

- Подберите заглавие к этой части.  (Зайчонок в хатке бобров.)

- Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?        

        4 часть – хоровое чтение.

- Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.

- Как мы можем озаглавить 5 часть текста? ( За долгую зиму страху натерпелся.)

- Что может произойти с Листопадничком дальше?

Организует практическую поисковую  работу, обеспечивает контроль  за выполнением задания. Организует коллективную работу. Помогает сформулировать правило.

 Организует  процесс чтения и понимания текста. Направляет учащихся на верный путь решения.

Выполняют работу

 в  группах, доказывают  свой ответ.

Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него.

Личностные УУД:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные УУД: классифицировать объекты.

Коммуникативные УУД: проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи.

3. Беседа по рассказу «Листопадничек»

-  Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

- Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)     - Какая эта сказка?  (Литературная)

—  Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)

Проверяет понимание способа действия.

Проговаривают алгоритм работы при решении примеров.

Регулятивные УУД: Планировать решение учебной задачи, встраивать алгоритм действий

Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор.

Личностные УУД: Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность во взаимодействии.

VI. Продолжение работы по теме урока

 Анализ литературного произведения  

Характеристика героев   

        - Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

        - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

        - непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

        - любознательный (задаёт вопросы бобрам);

        - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

        - добрый (помогал нянчить бобрят);

        - заботливый (кормит бобрят);

        - смелый (научился плавать);

        - любящий  (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя  в хатке у бобров).

            - Дайте характеристику бобрам:

            - трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

            - запасливые (готовят корм на зиму);

            - гостеприимные (приютили зайца);

            - заботливые (волнуются за бобрят);

            - смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);         

            - чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).  

Работа по карточкам  

             - Вставьте  подходящее слово из текста:

  • Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).
  • Остался Листопадничек в бобровой (хатке).
  • Любят (бобры) чистоту и порядок.
  • За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.
  • Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).
  • Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.

Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся

Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.

Регулятивные УУД: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: Развивать операции мышления.

Коммуникативные УУД: Осуществлять самоконтроль.

2. Работа с пословицами

        - Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

  • Много спать – дела не знать.
  • Дома и стены помогают.
  • Всякий кулик своё болото хвалит.
  • Чужая сторона – дремучий бор.
  • В гостях хорошо, а дома лучше!
  • Друзья познаются в беде.
  • Сердце матери лучше солнца греет.

        - Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей.

Подводят итог под руководством учителя

Регулятивные УУД:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные УУД: Проявлять активность в деятельности

VII.  Рефлексия  

        

VIII.  Итог урока.

         

        Домашнее задание, выставление оценок.  

        1.  Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).

        2. Придумать продолжение этой истории.

        3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.

—  Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

        —  За что вы похвалили бы себя?

        —  Что вам захотелось сделать после этого урока?

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

        - Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

        - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

        - Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек?  (Лягушку-путешественницу).  Почему?

1.  Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).

        2. Придумать продолжение этой истории.

        3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.

Личностные УУД: Способность к самооценке.

Коммуникативные УУД: Проявлять активность в деятельности

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение, УМК «Школа России», 3 класс

Учитель: Козорезова И.А.

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель:  организовать учебную деятельность  учащихся по совершенствованию техники чтения, развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса, формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения путем использования разных видов чтения, анализа, обобщения и выделения главного в тексте.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. Познавательные

-  создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством И. С.  Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; создать условия для формирования умений видеть и понимать окружающую природу; формировать читательские умения детей при работе с текстом. развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.

     2. Развивающие

        - создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся, мышление, речь, внимание;

     3. Воспитывающие

        - создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Межпредметные связи: технология

Ресурсы для учителя:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 3 класс, часть 2. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 у издание. – М. : Просвещение, 2013. – 223с.

Ресурсы для учащихся:

- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 3 класс, часть 2. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 у издание. – М. : Просвещение, 2013. – 223с.

карточки для работы в группах;

- наглядный материал для исследовательской работы в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Введение в тему "Самое великое чудо на свете"

Технологическая карта разработана ко второму уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения на тувинском языке по теме: С. Сарыг-оол "Саны-Мөге"

4-ку класска литературлуг номчулга кичээлинде С.Сарыг-оолдуң "Саны-Мөге" деп шулуглелин өөредириниң технологтуг картазы....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Технологическая карта к уроку литературного чтения. Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Аннатация.Тип урока: урок получения  новых знаний.Цель: изучить  пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать  о театральном искусстве на примере сказки С....

Технологическая карта пробного урока литературного чтения ТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Технологическая карта пробного урока литературного чтения в 3 классеТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»...