Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 часа в неделю.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально – чувственной сферы, их личным жизненным опытом и предоставляют возможность формировать у учащихся умения:
- решать творческие задачи;
- распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности;
- самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач;
- формировать навыки самоконтроля.
Урок по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» включён в раздел «Осень пришла», в 1-ю часть – «Вспомним лето».
Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Урок литературного чтения проведён 6 сентября 2011 года во 2В классе МОУ СОШ № 5 города Слободского Кировской области.
В классе 25 учеников (14 мальчиков и 11 девочек), 22 ребёнка воспитываются в полных семьях. Многие родители проявляют заинтересованность в успехах своего ребёнка, но некоторые дети не получают в семье должного внимания.
Большинство учащихся на уроках старательны и ответственны, но не всегда внимательны. Есть ученики с низкой школьной мотивацией, испытывающие трудности в учебной деятельности. Большая часть детей стремится к общению, доброжелательны друг к другу. Но некоторые учащиеся проявляют агрессию по отношению к другим, создают конфликтные ситуации, поэтому с этими детьми не всегда охотно общаются. На уроке для формирования умения общаться для этих детей предусмотрена парная работа, проговариваются правила сотрудничества. Работа в паре потребовала от учащихся умения договариваться, выслушивать друг друга.
В классе учащиеся разного уровня интеллектуального развития:
высокий уровень – 5 человек, выше среднего – 4 человека, средний – 10 человек, ниже среднего – 4 человека, низкий – 1 человек.
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 часа в неделю.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально – чувственной сферы, их личным жизненным опытом и предоставляют возможность формировать у учащихся умения:
- решать творческие задачи;
- распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности;
- самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач;
- формировать навыки самоконтроля.
Урок по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» включён в раздел «Осень пришла», в 1-ю часть – «Вспомним лето».
Тип урока: изучение нового материала.
Этапы урока:
- Организационный момент.
Эмоционально - психологический настрой.
Приём «Улыбнёмся друг другу», настрой в стихах.
- Проверка домашнего задания.
Использование критериев для оценивания ответов одноклассников.
- Мобилизующий этап.
Метод: частично – поисковый.
Формулируют тему урока через творческие задания; целеполагание.
- Изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный.
Демонстрация компьютерной презентации;
определение словарных слов (ребусы);
самопроверка;
работа с толковым словарём учебника;
антиципация по названию, иллюстрации, ключевым словам;
первичное чтение, проверка первичного восприятия.
- Физкультминутка.
Упражнения в игровой форме, связанные с содержанием прочитанного произведения.
- Работа над текстом.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый, творческий.
Чтение произведения учащимися по «цепочке»;
анализ содержания текста, выборочное чтение, определение художественных средств, позиции автора;
дифференцированные творческие задания (по уровню интеллектуального развития).
- Подведение итогов урока.
Методы: частично – поисковый, творческий.
Приём: синквейн - средство выражения творческого осмысленного материала.
- Рефлексия.
Приёмы: карточки с изображением лиц, «Закончи предложение».
Самооценка и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, своего партнёра, выявление эмоционального состояния каждого ученика.
- Информация о домашнем задании.
Дифференцированные задания.
Урок вызвал интерес учащихся. Дети были внимательны и активны. Использованные на уроке разные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная позволили включиться в работу всем учащимся. В парной работе отрабатывались приёмы учебного сотрудничества, делового и личного общения. Дифференцированные творческие задания были направлены на усиление глубины понимания школьниками прочитанного произведения, активизации познавательной деятельности учащихся и развитие их индивидуальных способностей. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития успешно выполнили посильное для них задание. Дети смогли правильно оценить свою работу на уроке, своего партнёра, попытались выявить причины успеха и неуспеха собственной деятельности. Всем учащимся была поставлена оценка за выполнение заданий. Результатом деятельности детей стала книжка с рисунками, сочинениями (приложение 3).
Конспект урока.
Тема: И. Соколов-Микитов «Вертушинка».
Цели: 1. Познакомить учащихся с произведением И Соколова-Микитова;
создать условия для формирования читательских умений: прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрации, ключевым словам;
анализировать содержание;
выделять фрагменты, необходимые для ответа на вопрос;
составлять выборочный пересказ;
2. Развивать умения оценивать свои эмоциональные реакции;
развивать коммуникативные и информационные умения.
3. Воспитывать чувство любви к природе;
формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: мультимедиа, компьютерная презентация, карточки с изображением лиц для рефлексии, учебник «Литературное чтение» Э.Э. Кац 1 часть, карточки – опоры: «Признаки литературных жанров», «Художественные приёмы», раздаточный материал для учащихся (тексты с заданиями).
Продолжительность урока – 45 минут.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Эмоционально – психологический настрой:
Уч. – Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
- Как вы понимаете последние строки?
2. Проверка домашнего задания.
- Сегодня мы продолжаем вспоминать чудесные летние дни.
- Иллюстрация и рассказ о растении, которое встретилось летом и особенно запомнилось.
Критерии оценки: интерес, аккуратность, знание текста. (выслушиваются 2-3 ч.).
- Чьи выступления вам понравились больше всего? Почему?
3.Мобилизующий этап.
1.Выполните задание на карточке и сформулируйте тему нашего урока.
2.Формулирование темы урока учащимися: _________________________
(слайд 1).
3.Целеполагание:
Познакомиться с… и…
Учиться…и ??? произведение
4. Изучение нового материала
1.Знакомство с биографией автора, произведениями (слайды 2, 3, 4).
2. Словарная работа.
- Расшифруйте слова (слайд 5).
- Объясните значение слов ключ, затон.
- Найдите эти слова в толковом словаре учебника.
3. Антиципация по названию, иллюстрации, ключевым словам (слайд 6).
- Как вы думаете, о чём это произведение? (Дети высказывают предположения).
- Мы услышали несколько версий, а какая из них верная, мы узнаем, когда прочитаем произведение.
4. Чтение произведения учителем.
5.Проверка первичного восприятия.
- Чьё предположение оказалось более точным?
- Какие чувства вызвало у вас это произведение?
- К какому жанру относится это произведение?
Докажите. (Карточки-опоры «Признаки жанров произведений» у каждого ученика).
5. Физкультминутка.
Уч. А сейчас и мы отправимся к речке.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
6. Работа над текстом.
1.Чтение по цепочке.
2. Анализ произведения. Выборочное чтение.
Уч.- Прочитайте, где река берёт своё начало.
- Как вы думаете, почему речушку назвали Вертушинкой?
- Что можно увидеть на берегу реки летом? Зимой?
- Какие звуки можно услышать?
- Что делал писатель возле речки?
- Какой художественный приём использовал автор при описании реки летом? (Карточка – опора «Художественные приёмы»).
- Выполним работу на карточках (индивидуальная работа).
Карточка 1. Прочитай слова. Соедини их с эпитетами. При затруднении пользуйся текстом. пчёлы быстрые ковёр чистый, прозрачный стрекозы шмели лёгкие ключ голубой белки тяжёлые кораблики |
(Самопроверка, слайд 7).
- Подумайте, как писатель относится к Вертушинке. Выполните задание в парах.
Повторение правил «вежливого спора» (плакат на доске):
- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»
- слушай партнёра внимательно;
- если ты не согласен, выскажи своё мнение.
(Работа в парах).
Карточка 2. Читайте отрывки по очереди. Отметьте значком V те, в которых автор передаёт своё отношение к Вертушинке. Объясните.
|
(Выслушиваются ответы 2 пар).
- Найдите в тексте другие отрывки, передающие отношение автора к маленьким речкам.
- Что Вертушинка напоминает Соколову-Микитову? Почему?
- К какому фрагменту текста дана иллюстрация? Согласны ли вы с художником?
3. Выполнение дифференцированных творческих заданий на карточках (по уровню интеллектуального развития).
Летом много … растёт на … Вертушинки. Цветут голубые…. Плавают жёлтые … . Порхают над цветами … . Резвятся … бабочки, перелетают быстрые … . Садятся на кашку … шмели. |
|
|
Заслушать по 2 ученика по каждому уровню заданий.
7. Подведение итогов.
Уч.- С каким произведением познакомились?
- Что узнали из рассказа о речках?
- Заканчивая разговор о произведении Соколова-Микитова, я предлагаю вам составить синквейн.
- Правила составления:
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) или ассоциация. (Составление синквейна вместе с учителем).
Пример синквейна:
Вертушинка.
Маленькая, быстрая.
Бежит, журчит, радует.
Дом для растений и животных.
Жизнь.
8. Рефлексия.
1. На доске рисунок реки, на реке кораблики, на которых – этапы урока (словарная работа, работа с текстом, творческие задания).
Уч. У вас на парте по 2 карточки: «весёлое личико» и «грустное личико». Прикрепите «весёлое личико» на кораблик, указывающий на задание, которое у вас хорошо получилось, а «грустное личико» на кораблик с заданием, при выполнении которого были трудности. Можно использовать только одну карточку.
Уч. Посмотрите, ребята, на всех корабликах весёлые «личики».
2.Закончите высказывания: (б), в) – выслушать детей с низкой школьной мотивацией и с проблемами в общении).
а)«Мне на уроке было трудно, потому что…»
б)«У меня всё получилось, потому что…»
в)«За что ты бы себя похвалил?»
г)«За что ты бы похвалил партнёра?»
9.Информация о домашнем задании.
Страница 9, задание 6:
- составить рассказ о реке, возле которой ты бывал, по плану в учебнике;
- подготовить иллюстрацию и пересказ отрывка с использованием эпитетов;
- подготовить иллюстрацию и пересказ, используя текст – опору;
- написать мини-сочинение;
Приложение 1.
Художественные приёмы.
Олицетворение – наделение неживых предметов признаками, свойствами, действиями человека.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет.
То заплачет, как дитя.
(А. Пушкин)
Сравнение – образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, явления с целью пояснить один из них с помощью другого.
Мой спутник – дождик! Ты в речной воде
Шипишь, как масло на сковороде…
(В. Берестов)
Эпитет – художественное определение предмета или действия.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду…
(С. Есенин)
Признаки литературных жанров.
Признаки сказки. 1.Наличие вымысла. 2.Своеобразное начало (зачин), продолжения, концовка. 3.Повтор (чаще троекратный повтор) 4.Сказочные слова и выражения. 5.Добро побеждает зло. |
Признаки рассказа. 1.Повествование о реальных событиях. 2.Небольшой объём. 3.Немного действующих лиц. 4.Описание одного эпизода. |
Признаки стихотворения. 1.Короткая строка (столбик). 2.Рифма. 3.Ритм. 4.Выражение переживаний, чувств. |
Приложение 2.
Синквейн – приём технологии критического мышления. В переводе с французкого слово «синквейн» означает «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.
Правила построения синквейна:
- 1 строка – 1 ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющее содержание.
- 2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.
- 3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
- 4 строка – короткое предложение, фраза из 4 слов, показывающая отношение автора синквейна к теме.
- 5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, информатики, истории.
Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, применяется в качестве средства творческой выразительности.
Синквейн может использоваться на разных стадиях урока:
- на этапе актуализации опорных знаний;
- на этапе осмысления - вдумчивая работа над новыми понятиями;
- на этапе подведения итогов и на этапе рефлексии – средство творческого выражения осмысленного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...
Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"
Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...
Открытый урок по чтению по теме "Иван Соколов-Микитов «Черёмуха». 3 класс VIII вид
Тема: Иван Соколов-Микитов «Черѐмуха».Цели: учить детей любить, понимать и беречь природу;создавать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и миру природы;развивать память, речь, мы...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»...
Конспект урока литературного чтения по теме: А.Куприн " Слон"(3 класс)
На данном уроке используются различные творческие задания, сочетается коллективная и индивидуальная работа, работа в группах. На уроке присутствует викторина, электронная физминутка, в конце урока пок...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "И.Соколов-Микитов "Узоры на снегу"
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе....