Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: Соколов-Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Булатова Ольга Александровна

Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С. Соколова-Микитова; развивать навыки выразительного, беглого чтения, внимание, память, воображение.                                                                                                             Задачи:

  • учить определять особенности жанра;
  • учить приводить доказательства, что произведение относится к жанру рассказа;
  • учить придумывать собственные заголовки

Планируемые результаты:

Предметные: называть особенности жанра рассказа; приводить доказательства, что произведение относится к жанру рассказа; объяснять смысл заголовка; самостоятельно придумывать заголовки; представлять книгу, выбирать книгу по описанию;

Личностные: уметь управление своим настроением, выражать эмоции, формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;

Метапредметные

Познавательные: развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста.

Коммуникативные: уметь слушать учителя, правильно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других уч-ся; формировать умение коротко, ясно и интересно излагать информацию.

Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Тип урока: открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listopadnichek.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Литература

Тема: И. С. Соколов- Микитов «Листопадничек».

Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С. Соколова-Микитова; развивать навыки выразительного, беглого чтения, внимание, память, воображение.                                                                                                                                                                                                                         Задачи:

  • учить определять особенности жанра;
  • учить приводить доказательства, что произведение относится к жанру рассказа;
  • учить придумывать собственные заголовки

Планируемые результаты:

Предметные: называть особенности жанра рассказа; приводить доказательства, что произведение относится к жанру рассказа; объяснять смысл заголовка; самостоятельно придумывать заголовки; представлять книгу, выбирать книгу по описанию;

Личностные: уметь управление своим настроением, выражать эмоции, формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;

Метапредметные:  

Познавательные: развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста.

Коммуникативные: уметь слушать учителя, правильно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других уч-ся; формировать умение коротко, ясно и интересно излагать информацию.

Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: Учебник,ч. 2, с. 60-67; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. Соколова- Микитова.

Сценарий урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивационный этап

Словесное приветствие.

Слайд 1.

-Дорогие ребята, приветствую вас! Мы начинаем урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.

Чтобы урок пошёл наш впрок-

Активно включайся в работу дружок!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите чётко, внятно

Чтобы всё было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

- Итак, за дело!

Настраиваются на эмоциональное восприятие материала урока.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

  1. Актуализация знаний

Слайд 2.

-Какие признаки осени вы знаете?

 -Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья?

-А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

- Чтобы перейти к новой теме давайте вспомним название раздела, по которому мы с вами работаем.

-Кто герои этого раздела?

- Листья желтеют, становится холодно.

- Листопад.

Варианты ответов.

«Люби всё живое».

Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации.

Познавательные: умение осмыслить учебный материал,  выделить главные, существенные признаки,.

Коммуникативные: формировать умение коротко, ясно и интересно излагать информацию.

  1. Постановка учебной задачи

Работа в парах.

Коллективная проверка.

Работа в парах.

Самопроверка.

- Сегодня мы продолжаем  изучать тему «Люби живое» и  на уроке познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя, а  какого вы узнаете, если расшифруете запись. 

Каждое слово читаем справа - налево.

Слайд 3.

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС -ВОТИКИМ

Слайд 4.

 Иван Сергеевич Соколов-Микитов. (1892-1975)

-А сейчас из букв , попробуйте составить название рассказа

Откройте учебники, прочитайте название рассказа.

- Как звучит тема нашего урока?

-Какие цели мы можем поставить на урок?

Дети работают в парах.

Дети работают в парах.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

-Познакомиться с творчеством И.С. Соколова-Микитова, прочитать и проанализировать рассказ.

Познавательные: уметь осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.  

Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации.

Коммуникативные: строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

  1. Открытие новых знаний.

Работа с текстом                          до чтения

Введение в тему.

 Игра «Узнай меня!» 

Прогнозирование.

Словарная работа.

-Хотите узнать подробнее об авторе? (Приложение 1)

Слайд 5. Выставка книг.

Среди самых знаменитых его книг: «Зеленый луг», «Рассказы охотника», «Дружба зверей», «Звуки земли».

Книги И. С. Соколова-Микитова – это богатый источник  сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

- К нам в гости торопятся герои нового произведения

– Послушайте отрывки и узнайте героев нашего произведения. (Приложение 2)

– О ком идёт речь?

Слайды 6-7.

Слайд 8.

- Как называют зайцев, родившихся осенью?

Слайд 9.

- Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием?  

- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении?

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

- Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

Слайд 10 .

долговязый (очень высокий, худой и нескладный)

плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды)

запрудили (перегородили реку плотиной)

настлано (настелено)

хатка (название небольшого дома на Украине)

зябнуть (испытывать чувство холода)

робеть (пугаться, стесняться, бояться)

ходко работают (работают быстро)

Подготовленные ученики  рассказывают об авторе (Ковалёва Соня, Попов Рома).

Отрывки читают два ученика (Гаськов Кирилл, Дервцова Даша)

-Листопадничек

Отвечают на вопросы, рассуждают, отстаивают свою точку зрения.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, удерживать внимание при восприятии информации, определять последовательность действий для достижения результата.

Коммуникативные: уметь правильно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других уч-ся;

  1. Открытие новых знаний.

Работа с текстом                           во время чтения

Первичное восприятие текста.

Учитель читает текст.

Задание: придумать вопросы по содержанию текста.

Дети слушают. Придумывают вопросы.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: удерживать внимание при восприятии информации, определять последовательность действий для достижения результата.

Коммуникативные: уметь правильно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других уч-ся;

Выборочное чтение.

Работа в парах.

Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.

Найдите слова, которые спрятались в слове 

ЛИСТОПАДНИЧЕК

Поиск ответа на вопрос в работе с текстом.

Выборочное чтение отрывков из текста.

Лиса, слон, лист, стоп, стон, топ, листопад, аист, енот, пони, ласточки.

Познавательные: уметь осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале.

Коммуникативные: уметь работать в паре, формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других уч-ся;

  1. Итог урока

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

-. Какова была тема нашего занятия?

- Достигли ли вы для себя поставленных целей?

-Что нового для себя узнали?

- Как вы считаете Листопадничек это сказка или рассказ?

Понравился ли вам урок?

-Запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение.

Познавательные: уметь осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, выбирать эффективные   способы деятельности в решении поставленных задач.  

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 14.

А теперь оцените свою работу на уроке:

  • Я работал(а) на уроке много и с удовольствием.
  • Мне было интересно на уроке, но я работал(а) мало.
  • Я сегодня работал(а) не очень хорошо, но на следующем уроке буду работать лучше.

Учащиеся выбирают позицию, комментируют.

Регулятивные: принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом.

Личностные: уметь осознавать свои возможности в учении; судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Приложение 1.

        Автобиография

  Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

   Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

     Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

     С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Соколов-Микитов посвятил свое творчество нашим «соседям по планете». За долгую жизнь он создал огромное количество книг, в которых утверждал любовь к природе.

Приложение 2.

  1. «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея у меня малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я шею не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово. Я очень хитрый и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защита: маскировка и ноги. Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. Первые – настовички, вторые – летнички и есть ещё третьи. Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья. Узнайте, как их зовут?».
  2. 2) «Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи. Семья у меня очень дружная, мы всегда живём вместе. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и  сигнальное приспособление, и регулятор температуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Если бы у меня был цветик-семицветик..." (УМК "Система Л.В. Занкова", 2 класс)

Учащиеся научатся сочинять рассуждение на тему, подбирать и создавать иллюстрации к литературному произведению; оформлять сочинение...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...