Открытый урок Литературное чтение Городок в табакерке 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Данный урок является уроком литературного чтения раздела Литературные сказки УМК "Школа России". Дети знакомятся с научно-познавательной сказкой В.Ф. Одоевского. Учитель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки, развивая интерес к механике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_lit_cht_4_klass_gorodok_v_tabakerke.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»
4 класс УМК «Школа России»
I этап. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Юлия Сергеевна, я приехала к вам из села Шара – Тогот. Вы слышали про такое село, может быть даже кто-нибудь был там?
(Слайд 2)
- А сейчас поделитесь своим хорошим настроением, улыбнитесь друг другу, мне. Садитесь. Начинаем урок.
II этап. Фаза вызова интереса. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, что у меня в руках? (шкатулка)
- Я ее открываю (…), и что мы слышим? (мы слышим музыку)
- А как называется такая шкатулка? (музыкальная шкатулка)
- Дайте характеристику мелодии? Какая она?
- Она нежная, похожа на колыбельную. Звуки как будто «хрустальные». Мелодия очень красивая.
(Слайд 3)
- А как красивы эти шкатулки!
- Давайте посмотрим, какие бывают музыкальные шкатулки? (на экране)
- Ювелирная работа! Прекрасный подарок! Слушая мелодию шкатулки, так и хочется узнать, что внутри.
- Интересно ли вам узнать, как устроена музыкальная шкатулка? (да)
(Слайд 4)
- Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет русский писатель, философ и педагог Владимир Федорович Одоевский.
Знакомство с творчеством В.Ф.Одоевского.
Родился он в городе Москва и происходил из старинного княжеского рода. Рано лишился отца и поэтому воспитывался в семье дяди. Образование получил в Благородном пансионе Московского университета.
Владимир Федорович очень любил детей, любил общаться с ними, был их другом. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей. (Слайд 5)
Именно любовь к детям побудила Одоевского писать детские произведения, организовывать детские приюты и больницы.
(Слайд 6) Его первый сборник это «Сказки дедушки Иринея». В него вошли такие произведения как (Слайд 7): «Разбитый кувшин», «Бедный Гнедко», «Сиротинка», «Мороз Иванович» и другие. 2:25 сек
III этап. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним произведением В. Ф. Одоевского. А чтобы узнать, что это за произведение, надо расшифровать его название.
- Работаем в паре. У вас на столах лежат листочки. Возьмите листы под № 1. Прочитайте сначала нечетные слоги, потом четные. Пара, которая закончит расшифровку, поднимают руки вместе: (на классной доске) (Слайд 8)
Го – та – ро – ба – док – кер – в – ке
- Как называется произведение? («Городок в табакерке») крепим на классной доске 4 мин (Слайд 9)
IV этап. Первичное восприятие текста сказки
1. Работа с текстом до чтения (прогнозирование)
Антиципация (предвосхищение содержания текста по заглавию)
- Ребята, как вы думаете, о чем может быть произведение с таким названием? (о шкатулке, о табакерке и о городе)
- Знаете ли вы, что такое табакерка? (да, нет)
- Где мы можем выяснить значение этого слова? (в толковом словаре) (Слайд 10)
Работа со словарем. Один ученик читает
- Нарана, прочитай пожалуйста значение слова ТАБАКЕРКА в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Читает)
- Табакерка – коробочка для табака. (Слайд 11)
- (Слайд 12) Она похожа на шкатулку. Изготавливали такие коробочки из папье-маше, дерева, серебра, золота, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, украшали бриллиантами. В годы, когда Одоевский сочинял свою сказку, табак был дорогим удовольствием. Позволить его себе могли только богатые люди. Поэтому и шкатулки для хранения табака обычно были дорогими.
- (Слайд 13) Особенно были в моде музыкальные табакерки.
- Вот об одной такой музыкальной табакерке и пойдет речь в сказке, которую мы сегодня будем читать. Помните, нам необходимо исследовать устройство табакерки. (крепим вывеску на классную доску) 6 мин
(Слайд 14) Словарная работа. Работа в паре/группе
- Сказка «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в ней встречаются слова и выражения, которые в наше время не употребляются. Нам необходимо выяснить значение некоторых слов и словосочетаний.
- У меня в шкатулке спрятаны слова. Я попрошу сейчас подойти ко мне представителя от каждой парты и выбрать листочек. Работаете вы в паре. Ваша задача –дать определение слова или словосочетания.
Проверка
- Давайте прочитаем эти слова и узнаем, какое значение они имеют.
1. Пёстренькая – окрашенная в несколько цветов.
2. Счесть нельзя – сосчитать нельзя.
3. Бюро – стол для письменных занятий и хранения бумаг.
4. Горка – предмет мебели, разновидность застекленного шкафа.
Го́рка — возвышение на местности, холм
Горка — модель горно-штормового костюма, специальное обмундирование,
5. Уверился – убедился.
6. Ставни – затвор на окнах в деревянных домах.
7. Померкли – утратили яркость.
8. Затеплились звездочки – начали загораться.
9. Мудрено – трудно, сложно.
10. Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения. 10 мин (Слайд 24)
2. Работа с текстом во время чтения (понимание текста)
- Ребята, произведение достаточно объемное, поэтому мы только начнем изучать устройство музыкальной табакерки. А дома вы продолжите.
- А сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами прослушаем отрывок этой сказки. Во время слушания следите по тексту произведения (прослушивание сказки до слов «Да отчего же…» на стр. 120. 4:09)
Прослушивание до 0:57 сек
- Давайте сейчас проверим, как вы внимательно следили по тексту. Найди в тексте описание табакерки (находят, читают. Стр. 118, первый абзац)
- Как назвал этот «волшебный городок» папенька Миши? (Динь - Динь)
Прослушивание до 2:18 сек
- Удалось ли вам представить себе этот городок?
- Как он выглядел?
Прослушивание до 3:20 сек
- Ребята, с какой просьбой Миша обратился к папеньке? (Нельзя ли войти в этот городок?)
- Почему Мише очень захотелось попасть в табакерку?
- Что увидел Миша, когда папенька открыл крышку табакерки? Найдите и прочитайте. (стр. 119. И колокольчики, и молоточки, и валик, и колеса…)
- Почему папенька не объяснил Мише, зачем все эти колокольчики, молоточки… (потому что папенька хотел, чтобы Миша сам догадался, понаблюдал)
Прослушивание до 4:09 сек
- Ребята, кто и куда манит Мишу? (мальчик в городок в табакерке)
Физминутка 18 мин.
- А сейчас давайте продолжим чтение сказки. (с. 120 - 121)
- Костя, начни, пожалуйста, читать. А остальные внимательно следите. (Паша, Нарана, Алексей, Полина)
- Ребята, и с этих слов Миша отправляется в путешествие в городок Динь – Динь. Как и все путешественники он будет совершать для себя какие – то открытия. (крепим к доске надпись ОТКРЫТИЯ) Нам необходимо внимательно слушать и читать произведение, чтобы ничего не упустить. Договорились?!
- Почему Миша не согласился пойти с мальчиком – колокольчиком? (Миша боялся, что и ползком не сможет пройти под такими низкими сводами)
- Давайте прочитаем, что же случилось дальше (читают. Стр. 121 от слов «Миша послушался… до слов «… Миша был удивлен.»)
- Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под сводами? (Он удивился тому, что первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился)
- Как вы думаете, как это ему объяснил провожатый?
Чтение текста на заранее подготовленных листах. Выделение того, какое открытие совершил Миша (Чтение текста. Стр. 121 – 122. От слов «Отчего это? – спросил он своего проводника…» до слов «… очень благодарен»)
- Сейчас работа в паре/группе. У вас на партах лежат листы под № 3. Переверните их. Вам необходимо внимательно прочитать текст и маркером выделить главную мысль этого отрывка. После завершения работы поднимаем руки. (работают в паре)
- Какую главную мысль вы выделили?
- Какое открытие сделал Миша? (Запись на доске. Открытие 1. Вдали все кажется маленьким, а подойдешь - большое)
- Какую историю вспомнил Миша? (как он хотел нарисовать, как маменька возле него играет на фортепьяно, а папенька на другом конце комнаты читает книжку) 26 мин
(Слайд 26) Работа с иллюстрацией на с. 121
- Ребята, сейчас рассмотрите иллюстрацию на с. 121.
- Кто изображен на ней? (Жители городка Динь – Динь, Миша, мальчики – колокольчики, дяденьки с молоточками).
- Ребята, вспомните, что увидел Миша, когда папенька поднял крышку на табакерке? (И колокольчики, и молоточки, и валик, и колеса)
- Можем ли мы предположить, что мальчики – колокольчики и эти дяденьки с молоточками как раз таки и являются частью устройства музыкальной табакерки? (да) (крепим к доске надписи КОЛОКОЛЬЧИКИ и МОЛОТОЧКИ)
- Продолжим чтение по группам на листочках (5 текстов) (с. 122 со слов «Мальчик – колокольчик смеялся … »)
- Какие открытия вы сделали? 35 мин
V этап. Рефлексия
- Какое впечатление у вас сложилось о мальчике Мише? ()
- Чему научился Миша во время своего путешествия?
- Вернемся к цели нашего урока. Исследовать устройство музыкальной табакерки.
- Мы с вами начали исследование, но не завершили. Что вы узнали об устройстве табакерки? (оно состоит из колокольчиков и молоточков)
- Как можно назвать эту сказку, если Миша узнавал в ней много нового об устройстве шкатулки? (научно – познавательная сказка)
- А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите колокольчик и позвените им. Как звенит колокольчик? (Динь – динь – динь), а кто ничего не понял, звенеть не нужно.
(Слайд 27)
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Меня удивило…"
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...
Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно».
Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно», проведенный на районном семинаре "Проблема преемственности и успешной адаптации при переходе д...
Технологическая карта урока литературного чтения "Городок в табакерке" В.Ф.Одоевский.
Данная карта послужит отличным материалом для урока литературного чтения. В карте представлен фрагмент работы по составлению плана литературной сказки учащимися....
Открытый урок литературного чтения в 3 Б классе К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)
Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В.(районный семинар для учителей начальных классов) Тема: К.Г. Паустовс...
Открытый урок литературного чтения во 2 Б классе Ш.Перро "Кот в сапогах" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)
Открытый урок литературного чтения во 2 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В. Тема: Литература зарубежных стран. Ш. Перро «Кот в сапогах». ...
Презентация для ученика пропустившего урок литературного чтения "Городок в табакерке" 4 класс
Данный вид работы позволит ученику заполнить пробелы в знаниях во время болезни или пропуска урока....