Открытый урок литературного чтения в 3 Б классе К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Семяшкина Алеся Васильевна

Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классе

Учитель-Семяшкина А.В.

(районный семинар для учителей начальных классов)

         Тема: К.Г. Паустовский "Растрепанный воробей" (2 урок по теме)

        УМК «Школа России». Учебник для 3 класса в двух частях «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.В.Горецкий   (Часть 2). 

         Цель: продолжить работу над произведением  К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей".

         Задачи: образовательные:

                         обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации;

              развивающие:

              развитие навыков групповой работы,  умений анализировать, сравнивать, формулировать выводы;

              воспитательные:

              воспитание активной читательской позиции, чувства сопереживания, культуры общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классе

Учитель-Семяшкина А.В.

(районный семинар для учителей начальных классов)

         Тема: К.Г. Паустовский "Растрепанный воробей" (2 урок по теме)

        УМК «Школа России». Учебник для 3 класса в двух частях «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.В.Горецкий          (Часть 2).  

Цель: продолжить работу над произведением  К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей".

Задачи: образовательные:

обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации;

              развивающие:

              развитие навыков групповой работы,  умений анализировать, сравнивать, формулировать выводы;

              воспитательные:

              воспитание активной читательской позиции, чувства сопереживания, культуры общения.

Планируемые результаты

Предметные

  • продолжить знакомство с авторской (литературной) сказкой;
  • формирование умения воспринимать на слух художественное произведение;
  • формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту.

Личностные

  • эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;
  • формирования умения работать в группе, договариваться о совместном выполнении заданий;
  • способность к самооценке своей работы  на основе совместного обсуждения.

Метапредметные:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • развивать речевые умений при работе с текстом, развитие умений делать выводы, обосновывать свою точку зрения;
  • развитие наблюдательности, воображения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация Microsoft  Office Power Point, выставка книг К.Г. Паустовского.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Повернитесь и подарите им свои улыбки.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

Психологический настрой на урок.

На уроке наши глаза внимательно смотрят

И всё...(видят)

Уши внимательно слушают

И всё...(слышат)

Голова хорошо...(работает)

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные (развитие навыков речевого этикета и культуры общения)

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

Проверка дом.задания

3. Постановка

учебной задачи

-Ребята, к нам на урок пришел гость. Угадайте, кто это?

В классе на доске развешаны рисунки, на которых изображены воробьи (5 ИЗОБРАЖЕНИЙ)

- Как вы думаете, зачем они к нам прилетели?

- О чем они могут чирикать нам зимой?

(Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)

- Кто им может помочь?

 (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм)

- Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться?

- Почему мы с вами говорим о воробье?

- Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение К.Г. Паустовского

 “ Растрёпанный воробей”.

- В какой из сборников вы бы поместили текст этого произведения? Почему?

- Что вы знаете о писателе?

- Скажите, что было вашим домашним заданием?

(Р.Т. С. 56 ВОПРОС 1: В рассказе «Растрепанный воробей» животные изображены как люди. Ворона наделена скупым,  сварливым характером. Проследи, как описывается воробей Пашка).

- Какая тема нашего урока? Найдите тему урока глазками.

(К.Г. Паустовский “ Растрёпанный воробей”)

- Какую цель поставим перед собой?

(Дочитать сказку до конца)

-Какие задачи?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения.

Формулируют тему и цель урока, задачи.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Личностные (участие  в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения)

 Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование)

Артикуляционная гимнастика

Работа с учебником.

- Давайте сделаем с вами дыхательную артикуляционную и речевую гимнастику.

1. Дыхательная гимнастика.

Вдох через нос – выдох через нос;
Вдох через нос – выдох через нос; (частями)
Вдох через рот – выдох через рот;
Вдох через рот – выдох через рот; (частями)

2. Артикуляционная гимнастика, массаж

Массаж висков, ушки, крылья носа (круговые движения)

Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется.

3. Речевая разминка.

Ворона влетела в веранду и выхватила у воробья вареник.

Чтение про себя, вслух, по рядам с увеличением темпа. Работа в парах, какая пара быстрее и дружнее расскажет скороговорку.

Значение слов: ВЕРАНДА и ВАРЕНИК (словарь)

-Откройте учебники на стр. 19 и вспомним, на каком эпизоде мы с вами остановились?

(Пашка возвращает украденные вороной вещи)

- Кто из героев предстает перед нами первым?

- С кем жила Маша?

- Внимательно посмотрите на вопросы. Найдите те, которые не относятся к произведению. Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования эпизодов текста.

(Отвечают на вопросы)

Коммуникативные (умение составлять устные высказывания)

Познавательные (умение сформулировать тему и цель урока)

Личностные (умение сотрудничать в совместном обсуждении.)

Регулятивные (определение целей деятельности на уроке с помощью учителя)

4. Физминутка

(1-2 мин.)

Цель: снятие напряжения

5. Работа по теме урока. Первичное закрепление

Физминутка для глаз

(1 мин)

6. Работа в группах. Творческие задания

7. Итог урока

Словарная работа:

- Встретятся сложные и незнакомые для вас слова. Перед тем, как мы начнём читать, давайте выясним их значение.

- Ребята, кому из вас я давала индивидуальное задание?

Денис

Взъерошилась – растрепаться, встать на дыбы, прийти в  раздражённое состояние

Глеб

Нахохлился - съёжиться, втянув голову, взъерошив перья, принять мрачный, унылый вид.

- Прочитаем сказку и узнаем, чем же она закончилась.

Чтение сказки

1) Читает учитель

2) 5 человек хорошо читающих

- Ребята, понравилась вам сказка? Чем понравилась?

Есения

Физминутка

 - Воробушек спит.

(Дети опустили голову на грудь и расслабились.)

- Воробушек проснулся.

(Дети встают, потягиваются.)

- Воробушек чистит перья.

(Дети выполняют наклоны влево и вправо.)

- В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

(Дети машут руками.)

-Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.

 (Дети садятся.)

Стр 19 (учебник)

Чтение по цепочке

Вопросы по тексту:

- Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла букетик? Найдите этот эпизод в тексте.

(Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого не видела. Поэтому она влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.)

- Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик? 

       (Нет, об этом она даже думать не могла.)

- Какова была реакция домашних на это происшествие? 

(Петровна заохала и заругалась. А мама так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.)

- Как повел себя Пашка? Найдите этот эпизод в тексте.

(Пашка услышал рассказ об украденном букетике, нахохлился и задумался. Когда мама пошла на репетицию, Пашка полетел за ней. А потом он собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек.)

Выборочное чтение.

- Почитайте диалог мамы и дочери в конце текста (работаем в парах, чтение по ролям)

                    (Жужжащее чтение)

Гимнастика для глаз (слайд)

- Ребята, а вы как думаете, разве от радости можно плакать? Докажите свой ответ примерами. (Ответы учеников.)

- Как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ?

- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? (Ворона на самом деле могла забираться в дом и воровать вещи. А вот воробей не мог принести стеклянный букетик в театр маме.)

- Найдите 3-й вопрос в учебнике на странице 24. Ответьте на него.

- Назовите главных героев. Как автор относится к ним: с любовью; с нежностью; с осуждением; с юмором; с пониманием; с состраданием?

- Скажите, а чему нас сказка учит?

(Любить животных, никогда не отчаиваться, дружбе и взаимовыручке).

- Какой вывод для себя вы сделали после прочтения этой сказки?

 (Никогда нельзя опускать руки, в любой ситуации можно всё изменить. Надо уметь дружить и сопереживать, помогать друг другу).

 Работа в группах. Творческие задания.

- А сейчас мы с вами поработаем в группах. В начале урока вы тянули жетон, распределитесь в группы по цвету жетона.

- Давайте вспомним правила работы в группе!

- Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя. Ваша задача вписать в ваши листочки  пропущенные слова и словосочетания в  предложения. (Работа в группах)

1 группа

 -На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза,  (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).

2 группа

- Пашку подобрал (милиционер). «Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода).  Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень).  Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).

3 группа

 - Пашка каждый день прилетал к Машиному окну и соображал, (чем  бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал  ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде «букетик мамы» Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).

4 группа

Составление синквейна

Воробей

1 – я строка – одно слово                              

2 – строка - два прилагательных                

3 –я строка  три глагола                            

4 -я строка  - четыре слова                          

5 – строка – одно слово (вывод, оценка)      

Например:

Воробей.

Взъерошенный, голодный.

Прилетел, подрался, отблагодарил

Девочку  за её заботу.

Молодец!

Проверка выполнения заданий.

- В каком порядке, основываясь на содержание произведения вы бы расставили эти кадры? (диафильм)

3) Чтение по цепочке

4) Жужжащее чтение

Высказывают своё мнение, предварительно обсудив свой ответ в группе.

Личностные (умение высказывать своё отношение к героям произведения и их поступкам)

Коммуникативные (осуществление совместной познавательной деятельности, в группе, осваивание  различных способов взаимной помощи партнёров по общению)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

– Давайте еще раз вспомним: какая мечта была у Машиной мамы?

(Мама мечтала танцевать Золушку)

– Давайте послушаем музыку Сергея Прокофьева – Вальс «Полночь» из балета «Золушка».

 – О чем же рассказывает музыка? Золушка уже попала на бал или нет?

Выставляет отметки за урок.

Домашнее задание на выбор:

1) Подумайте, как бы Вы хотели закончить эту сказку.

2) Подготовить подробный пересказ любой из частей.

Рефлексия

-Какую цель мы поставили в начале урока? Мы её достигли?

-Что вам понравилось больше всего?

-Что осталось непонятным?

- Кто доволен своей работой?

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

 Определяют меру своего продвижения вперёд.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют вывод.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, подведение  итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....