Открытый урок литературного чтения в 3 Б классе К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классе
Учитель-Семяшкина А.В.
(районный семинар для учителей начальных классов)
Тема: К.Г. Паустовский "Растрепанный воробей" (2 урок по теме)
УМК «Школа России». Учебник для 3 класса в двух частях «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.В.Горецкий (Часть 2).
Цель: продолжить работу над произведением К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей".
Задачи: образовательные:
обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации;
развивающие:
развитие навыков групповой работы, умений анализировать, сравнивать, формулировать выводы;
воспитательные:
воспитание активной читательской позиции, чувства сопереживания, культуры общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_3_b_klasse_k.g.paustovskiy_rastrepannyy_vorobey.docx | 45.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классе
Учитель-Семяшкина А.В.
(районный семинар для учителей начальных классов)
Тема: К.Г. Паустовский "Растрепанный воробей" (2 урок по теме)
УМК «Школа России». Учебник для 3 класса в двух частях «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.В.Горецкий (Часть 2).
Цель: продолжить работу над произведением К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей".
Задачи: образовательные:
обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации;
развивающие:
развитие навыков групповой работы, умений анализировать, сравнивать, формулировать выводы;
воспитательные:
воспитание активной читательской позиции, чувства сопереживания, культуры общения.
Планируемые результаты
Предметные
- продолжить знакомство с авторской (литературной) сказкой;
- формирование умения воспринимать на слух художественное произведение;
- формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту.
Личностные
- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
- формирования умения работать в группе, договариваться о совместном выполнении заданий;
- способность к самооценке своей работы на основе совместного обсуждения.
Метапредметные:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей;
- развивать речевые умений при работе с текстом, развитие умений делать выводы, обосновывать свою точку зрения;
- развитие наблюдательности, воображения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация Microsoft Office Power Point, выставка книг К.Г. Паустовского.
Структура и ход урока:
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Повернитесь и подарите им свои улыбки. Учитель проверяет готовность детей к уроку. Психологический настрой на урок. На уроке наши глаза внимательно смотрят И всё...(видят) Уши внимательно слушают И всё...(слышат) Голова хорошо...(работает) | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем и одноклассниками. | Коммуникативные (развитие навыков речевого этикета и культуры общения) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Проверка дом.задания 3. Постановка учебной задачи | -Ребята, к нам на урок пришел гость. Угадайте, кто это? В классе на доске развешаны рисунки, на которых изображены воробьи (5 ИЗОБРАЖЕНИЙ) - Как вы думаете, зачем они к нам прилетели? - О чем они могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма) - Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм) - Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться? - Почему мы с вами говорим о воробье? - Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение К.Г. Паустовского “ Растрёпанный воробей”. - В какой из сборников вы бы поместили текст этого произведения? Почему? - Что вы знаете о писателе? - Скажите, что было вашим домашним заданием? (Р.Т. С. 56 ВОПРОС 1: В рассказе «Растрепанный воробей» животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером. Проследи, как описывается воробей Пашка). - Какая тема нашего урока? Найдите тему урока глазками. (К.Г. Паустовский “ Растрёпанный воробей”) - Какую цель поставим перед собой? (Дочитать сказку до конца) -Какие задачи? | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения. Формулируют тему и цель урока, задачи. | Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) Личностные (участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения) Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование) |
Артикуляционная гимнастика Работа с учебником. | - Давайте сделаем с вами дыхательную артикуляционную и речевую гимнастику. 1. Дыхательная гимнастика. Вдох через нос – выдох через нос; 2. Артикуляционная гимнастика, массаж Массаж висков, ушки, крылья носа (круговые движения) Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется. 3. Речевая разминка. Ворона влетела в веранду и выхватила у воробья вареник. Чтение про себя, вслух, по рядам с увеличением темпа. Работа в парах, какая пара быстрее и дружнее расскажет скороговорку. Значение слов: ВЕРАНДА и ВАРЕНИК (словарь) -Откройте учебники на стр. 19 и вспомним, на каком эпизоде мы с вами остановились? (Пашка возвращает украденные вороной вещи) - Кто из героев предстает перед нами первым? - С кем жила Маша? - Внимательно посмотрите на вопросы. Найдите те, которые не относятся к произведению. Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования эпизодов текста. (Отвечают на вопросы) | Коммуникативные (умение составлять устные высказывания) Познавательные (умение сформулировать тему и цель урока) Личностные (умение сотрудничать в совместном обсуждении.) Регулятивные (определение целей деятельности на уроке с помощью учителя) | |
4. Физминутка (1-2 мин.) Цель: снятие напряжения 5. Работа по теме урока. Первичное закрепление Физминутка для глаз (1 мин) 6. Работа в группах. Творческие задания 7. Итог урока | Словарная работа: - Встретятся сложные и незнакомые для вас слова. Перед тем, как мы начнём читать, давайте выясним их значение. - Ребята, кому из вас я давала индивидуальное задание? Денис Взъерошилась – растрепаться, встать на дыбы, прийти в раздражённое состояние Глеб Нахохлился - съёжиться, втянув голову, взъерошив перья, принять мрачный, унылый вид. - Прочитаем сказку и узнаем, чем же она закончилась. Чтение сказки 1) Читает учитель 2) 5 человек хорошо читающих - Ребята, понравилась вам сказка? Чем понравилась? Есения Физминутка - Воробушек спит. (Дети опустили голову на грудь и расслабились.) - Воробушек проснулся. (Дети встают, потягиваются.) - Воробушек чистит перья. (Дети выполняют наклоны влево и вправо.) - В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. (Дети машут руками.) -Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад. (Дети садятся.) Стр 19 (учебник) Чтение по цепочке Вопросы по тексту: - Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла букетик? Найдите этот эпизод в тексте. (Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого не видела. Поэтому она влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.) - Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик? (Нет, об этом она даже думать не могла.) - Какова была реакция домашних на это происшествие? (Петровна заохала и заругалась. А мама так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.) - Как повел себя Пашка? Найдите этот эпизод в тексте. (Пашка услышал рассказ об украденном букетике, нахохлился и задумался. Когда мама пошла на репетицию, Пашка полетел за ней. А потом он собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек.) Выборочное чтение. - Почитайте диалог мамы и дочери в конце текста (работаем в парах, чтение по ролям) (Жужжащее чтение) Гимнастика для глаз (слайд) - Ребята, а вы как думаете, разве от радости можно плакать? Докажите свой ответ примерами. (Ответы учеников.) - Как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ? - Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? (Ворона на самом деле могла забираться в дом и воровать вещи. А вот воробей не мог принести стеклянный букетик в театр маме.) - Найдите 3-й вопрос в учебнике на странице 24. Ответьте на него. - Назовите главных героев. Как автор относится к ним: с любовью; с нежностью; с осуждением; с юмором; с пониманием; с состраданием? - Скажите, а чему нас сказка учит? (Любить животных, никогда не отчаиваться, дружбе и взаимовыручке). - Какой вывод для себя вы сделали после прочтения этой сказки? (Никогда нельзя опускать руки, в любой ситуации можно всё изменить. Надо уметь дружить и сопереживать, помогать друг другу). Работа в группах. Творческие задания. - А сейчас мы с вами поработаем в группах. В начале урока вы тянули жетон, распределитесь в группы по цвету жетона. - Давайте вспомним правила работы в группе! - Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя. Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в группах) 1 группа -На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв). 2 группа - Пашку подобрал (милиционер). «Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен). 3 группа - Пашка каждый день прилетал к Машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде «букетик мамы» Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость). 4 группа Составление синквейна Воробей 1 – я строка – одно слово 2 – строка - два прилагательных 3 –я строка три глагола 4 -я строка - четыре слова 5 – строка – одно слово (вывод, оценка) Например: Воробей. Взъерошенный, голодный. Прилетел, подрался, отблагодарил Девочку за её заботу. Молодец! Проверка выполнения заданий. - В каком порядке, основываясь на содержание произведения вы бы расставили эти кадры? (диафильм) | 3) Чтение по цепочке 4) Жужжащее чтение Высказывают своё мнение, предварительно обсудив свой ответ в группе. | Личностные (умение высказывать своё отношение к героям произведения и их поступкам) Коммуникативные (осуществление совместной познавательной деятельности, в группе, осваивание различных способов взаимной помощи партнёров по общению) |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. – Давайте еще раз вспомним: какая мечта была у Машиной мамы? (Мама мечтала танцевать Золушку) – Давайте послушаем музыку Сергея Прокофьева – Вальс «Полночь» из балета «Золушка». – О чем же рассказывает музыка? Золушка уже попала на бал или нет? Выставляет отметки за урок. Домашнее задание на выбор: 1) Подумайте, как бы Вы хотели закончить эту сказку. 2) Подготовить подробный пересказ любой из частей. Рефлексия -Какую цель мы поставили в начале урока? Мы её достигли? -Что вам понравилось больше всего? -Что осталось непонятным? - Кто доволен своей работой? | Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат. Определяют меру своего продвижения вперёд. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вывод. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".
Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...
Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов в рамках курсов "Реализация ФГОС в практике учителя начальных классов" по теме "Использование ИКТ как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших шк."
Данное выступление рассказывает, о том как важно использование средств ИКТ при формировании познавательных УУД младших школьников...
Консультация для учителей начальных классов на тему "Пропуск букв на письме у учащихся начальных классов"
Консультация для учителей начальных классов...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....