Открытый урок литературного чтения во 2 Б классе Ш.Перро "Кот в сапогах" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Семяшкина Алеся Васильевна

Открытый урок литературного чтения во 2 «Б» классе

Учитель-Семяшкина А.В.

 

Тема: Литература зарубежных стран. Ш. Перро «Кот в сапогах».

            УМК «Школа России». Учебник для 2 класса в двух частях «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова,  В.В.Горецкий  (Часть 2). 

Цель: познакомить  со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах».

Задачи: образовательные:

              знакомство и анализ авторской сказки; осмысление сюжета и главной идеи произведения;

              развивающие:

              развитие навыков групповой работы,  умений анализировать, сравнивать, формулировать выводы;

              воспитательные:

              воспитание активной читательской позиции, чувства сопереживания, культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_lit._chteniyu_sh.perro_kot_v_sapogah.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения во 2 «Б» классе

Учитель-Семяшкина А.В.

Тема: Литература зарубежных стран. Ш. Перро «Кот в сапогах».

        УМК «Школа России». Учебник для 2 класса в двух частях «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова,  В.В.Горецкий          (Часть 2).  

Цель: познакомить  со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах».

Задачи: образовательные:

              знакомство и анализ авторской сказки; осмысление сюжета и главной идеи произведения;

              развивающие:

              развитие навыков групповой работы,  умений анализировать, сравнивать, формулировать выводы;

              воспитательные:

              воспитание активной читательской позиции, чувства сопереживания, культуры общения.

Планируемые результаты

Предметные

  • знакомство с  новой авторской (литературной) сказкой;
  • формирование умения воспринимать на слух художественное произведение;
  • формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту.

Личностные

  • эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;
  • формирования умения работать в группе,  договариваться о совместном выполнении заданий;
  • способность к самооценке своей работы  на основе совместного обсуждения.

Метапредметные:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
  • развивать речевые умений при работе с текстом, развитие умений делать выводы, обосновывать свою точку зрения,
  • развитие наблюдательности, воображения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация Microsoft  Office Power Point.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Повернитесь и подарите им свои улыбки.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные (развитие навыков речевого этикета и культуры общения)

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

3. Постановка

учебной задачи

-Ребята, к нам на урок пришел гость. Угадайте, кто это?

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапах коготки. (Кот)

Появляется иллюстрация кота

-Назовите сказки, в которых героем был кот. («Кот и лиса», «Дядя Федор, кот и пес», «Алёнушкины сказки», «Кот в сапогах»).

-А кто написал сказку «Кот в сапогах»?  

- Почему это произведение – сказка?

- Что по вашему в ней реально, а что вымышлено?

- Какая это сказка?

(Авторская. Волшебная. О животных).

- Что вы знаете о писателе? (слайд 1)

(Родился более 300 лет назад во  Франции в семье адвоката родился Шарль Перро. У Шарля Перро было четверо братьев. Перро посвятил себя делам государственным. Генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член Французской Академии, физик, анатом, языковед)

- Скажите, что было вашим домашним заданием?

( в рабочей тетради прочитать статью о Ш. Перро, подчеркнуть, что в статье является для нас новым).

- Какая тема нашего урока? Найдите тему урока глазками.

(Ш. Перро «Кот в сапогах»)

- Какую цель поставим перед собой?

(Дочитать сказку до конца)

-Какие задачи?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения.

Формулируют тему и цель урока.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Личностные (участие  в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения)

 Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование)

Артикуляционная гимнастика

Работа с учебником.

- Давайте сделаем с вами артикуляционную гимнастику.

1) УЛЫБКА

Удерживание губ в улыбке (зубы не видны).

2) ПЯТАЧОК

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

3) РЫБКИ РАЗГОВАРИВАЮТ

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук)

4) Глубокий  вдох-на выдохе чётко произносим гласные звуки АОУЫИЭ

-Откройте учебники на стр 188 и вспомним, на каком эпизоде мы с вами остановились?

(Кот отправился к замку великана - людоеда)

Коммуникативные (умение составлять устные высказывания)

Познавательные (умение сформулировать тему и цель урока)

Личностные (умение сотрудничать в совместном обсуждении.)

Регулятивные (определение целей деятельности на уроке с помощью учителя)

4. Физминутка

(1-2 мин.)

Цель: снятие напряжения.

5. Работа по теме урока. Первичное закрепление

6. Работа в группах. Творческие задания

7. Итог урока

Словарная работа:

- Встретятся сложные и незнакомые для вас слова. Перед тем, как мы начнём читать, давайте выясним их значение.

- Ребята, кому из вас я давала индивидуальное задание?

Черепица – покрытие кровли (крыши)  в виде пластинок из обожженной глины.

(в словаре учебника)

Вера:

Очарован  - (очарование) – чарующая сила, прелесть кого-чего-нибудь.

Рома:

Вельможа - знатный и богатый человек, занимающий высокое положение в обществе.

 

- Прочитаем сказку и узнаем, чем же она закончилась.

Чтение сказки

1) Читает учитель

2) 5 человек хорошо читающих

Настя, Рома, Глеб, Катя, Вера

Снова я

- Ребята, понравилась вам сказка? Чем понравилась?

Физминутка

Настя:

Вот окошко распахнулось.

(Руки в стороны).

Вышла кошка на карниз. 

(Имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, 

(Запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. 

(Опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, 

(Повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. 

(Повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)

Потянулась, улыбнулась 

(Соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз. 

(Сесть за парты)

Стр 193 (учебник)

Вопросы по тексту:

-Какие чувства испытал сын мельника после получения наследства? Какие слова говорят об этом? Найдите в тексте.

- На какие хитрости пустился кот, чтобы помочь своему хозяину?

-Правильно ли поступал кот?

 (Да, он помог своему хозяину. Он хитрил, но никому не причинил вреда).

 4 вопрос (учебник):

- Попробуй описать героев сказки. Какие они? Сравни их.

(Сын мельника, Кот, король, принцесса, людоед)

- Подберем прилагательные к каждому герою!

Сын мельника:

Нерешительный, добрый, красивый.

Кот:

-Каким был кот?

 Хитрый, сообразительный, заботливый, ловкий.

Король:

Добрый, ласковый.

Принцесса:

Молодая, красивая, добрая.

Людоед:

Большой, страшный, голодный, богатый.

-Кто из героев вам понравился больше всего?

(Кот, сын мельника, принцесса).

- Какой отрывок сказки вам понравился больше?

- Прочитайте отрывок самостоятельно. А сейчас прочитаем его по цепочке.

Чтение по цепочке

- Скажите, а чему нас сказка учит?

(Любить животных, никогда не отчаиваться, дружбе и взаимовыручке).

- Какой вывод для себя вы сделали после прочтения этой сказки?

 (Никогда нельзя опускать руки, в любой ситуации можно всё изменить. Надо уметь дружить и сопереживать, помогать друг другу).

 Работа в группах. Творческие задания.

- А сейчас мы с вами поработаем в группах. В начале урока вы тянули жетон, распределитесь в группы по цвету жетона.

- Напомните нам правила работы в группе!

1 группа.

- Пофантазируйте. Представьте себе, что людоед не смог превратиться в мышку, а превратился в другого зверя, как в этом случае развивалось бы действие сказки?

2 группа.

- Выберите и подчеркните пословицу, которая подходит к сказке. Объясните, почему именно эта пословица подходит к сказке, а не другая.

Кто бежит, тот спотыкается.

Кто долго ждёт, тот долго живёт.

Под лежащий камень вода не течёт.

Тот не ошибается, кто ничего не делает.

3 группа.

 ( Поставить + правильно, - неправильно)

(+) 1. Младшему сыну достался кот.
(-) 2. Кот попросил у хозяина ботинки.
(-) 3. В мешке у кота были отруби и морская капуста.
(+) 4. Кот три месяца дарил подарки королю.
(-) 5.Королевская дочка сильно полюбила кота.
(+) 6. Молодой маркиз пришелся по сердцу королю.
(+) 7. Кот припугнул крестьян тем, что их изрубят на куски.
(+) 8. Людоед с удовольствием превратился сначала во льва. А потом в мышь.
(-) 9. Замок перешел к королю.
(+) 10. Маркиз женился на принцессе.
(+) 11. Кот в сапогах стал очень знаменитым и важным.

4 группа.

В рабочей тетради стр 89 в. 2,4

- Ответственные в группах выходим к доске, какие задания у вас были и как вы с ними справились.

Проверка выполнения заданий.

-Наш урок подходит к концу, мне интересно узнать, как вы запомнили сказку. Я предлагаю вам решить кроссворд (2 слайд)

1.

В

2.

Е

3.

Л

4.

Ь

М

6.

О

Ж

8.

А

Вопросы.

По горизонтали.

  1. Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (Лев)
  2. Часть наследства, которое досталось старшему брату. (Мельница)
  3. Часть наследства, которая досталась среднему брату. (Осёл)
  4. Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (Мышь)
  5. Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз)
  6. Кто первым попался в мешок Коту? (Кролик)
  7. Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (Жнецы)
  8. Каких птиц преподнёс в дар королю кот?  (Куропатки)

Учитель. Прочитайте слово, записанное по вертикали.

(Вельможа)

- А кто такой вельможа?

3) чтение по цепочке

4) Жужжащее чтение

Высказывают своё мнение, предварительно обсудив свой ответ в группе.

Личностные (умение высказывать своё отношение к героям произведения и их поступкам)

Коммуникативные (осуществление совместной познавательной деятельности, в группе, осваивание  различных способов взаимной помощи партнёров по общению)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Учитель предлагает дома выполнить задание на выбор:

1) подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка;

2) в рабочей тетради на стр 89 вопрос 4.

Выставляет отметки за урок.

Рефлексия

-Какую цель мы поставили в начале урока? Мы её достигли?

-Что вам понравилось больше всего?

-Что осталось непонятным?

- В чём возникли затруднения?

-Поднимите руку, кто доволен своей работой!

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

 Определяют меру своего продвижения вперёд.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют вывод.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, подведение  итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....