Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Виктор Астафьев «Стрижонок Скрип»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Цель: познакомить с рассказом В. Астафьева «Стрижонок Скрип»; развивать восприятие эмоционального содержания текста; совершенствовать выразительное чтение; обогащать словарный запас.

 

Цель урока (для учителя): организовать совместную деятельность учащихся с целью анализа художественного текста, поступков героев в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Задачи урока:

Образовательные: ознакомить обучающихся с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»;  научить определять главную мысль текста, анализировать текст и поступки героев.

Развивающие: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения; формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир; развивать навыки сотрудничества со  взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

Планируемые результаты:

Предметные: ознакомление обучающихся с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»; развитие умения ориентироваться в тексте; развитие умения анализировать текст, поступки героев.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения работать в паре и группе;

Личностные: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; развитие навыков сотрудничества со  взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx88.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Виктор Астафьев «Стрижонок Скрип» учителя высшей категории

ГБОУ «Бердянская школа Мангушского м.о.» Филатовой Ларисы Николаевны

Цель: познакомить с рассказом В. Астафьева «Стрижонок Скрип»; развивать восприятие эмоционального содержания текста; совершенствовать выразительное чтение; обогащать словарный запас.

Цель урока (для учителя): организовать совместную деятельность учащихся с целью анализа художественного текста, поступков героев в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Задачи урока:

Образовательные: ознакомить обучающихся с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»; научить определять главную мысль текста, анализировать текст и поступки героев.

Развивающие: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения; формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные: ознакомление обучающихся с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»; развитие умения ориентироваться в тексте; развитие умения анализировать текст, поступки героев.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения работать в паре и группе;

Личностные: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Ребята, начинаем наш урок. Что бы вы сказали о своем настроении в начале нашего урока?

II. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на уроке мы будем работать

с научно-познавательным текстом

и художественным рассказом.

1. Звучит пенье птиц или звуки природы

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители, у которых перья, шерсть и чешуя! У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.

- С каким рассказом мы познакомились с вами на прошлом уроке?

- Проверим домашнее задание.

Кто готов пересказать рассказ? (1 пересказ 2 ученика)

III. Словарная работа.

Научно-познавательный текст.

Художественный рассказ

Бесцеремонно – беззастенчиво, развязно, выходя за границы вежливости.

Заполошно – суматошно, неспокойно, взбалмошно.

Лепиться – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.

Яр – крутой берег, обрыв.

- Подберите синонимы к словам:

Мерцала – светилась.

Серьёзный – вдумчивый сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный.

Угревшись – согревшись.

Потухло – погасло, прекратилось.

- Подберите антонимы к словам:

Мерцала – темнела, мрачнела.

Строгий – ласковый.

Тревога – покой, спокойствие.

Работа в парах по содержанию

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы прочитаем с вами рассказ и узнаем трогательную историю его героя.

- Прочитайте заглавие, фамилию автора.

Запись на доске:

Стриж Белое брюшко, Стрижонок Скрип, стрижиха-мама, стрижата - основные герои этой истории.

- Но главный герой - стрижонок Скрип.

- О чем говорит заглавие «Стрижонок Скрип»?

- Что мы можем предположить, каким был Скрип?

- Ну вот и посмотрим, что же здесь произошло.

Работа в группах по содержанию

Сегодня мы с вами поработаем с методом «6 –шляп мышления»

C:\Users\Admin\Desktop\6-шляп\

Белая шляпа – мы получаем информацию,

пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Работаем все вместе и получаем информация.

Найдите ответ на вопрос.

- Где селятся стрижи?

- Объясните значение выражения «Стрижи - настоящие дети воздуха».

- Перечитайте последний абзац. Расскажите, о чем говорится в этом отрывке, что особенно запомнилось и почему?

IV. Чтение научно-познавательного текста.

1. Упражнение-чтение «разведка».

- Перед вами текст. Ваша цель прочитать его. Чтение начнем по команде учителя. Во время чтения нужно найти ответы на вопросы. У каждого ряда будет свое задание.

Задания:

1-й ряд. Во время чтения текста найти описание стрижа.

2-й ряд. Ответить на вопрос: «Когда возвращаются стрижи в наши края?»

3-й ряд. Почему стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей?

- Внимание! Приготовились, начали!

Читаем про себя, читаем только глазами, читать нужно все.

- Чтение заканчиваем по команде «Стоп».

Ответы на поставленные вопросы

2. Выборочное чтение

Черная шляпа - в ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма.

Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание.

#1063;то плохое случилось?

Желтая шляпа - она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения

- Что нового вы узнали из этого текста? Все ли поняли?

V. Работа над рассказом В. Астафьева «Стрижонок Скрип»

2. Чтение рассказа целиком.

Комбинированное чтение.

3. Проверка первичного, ориентировочного восприятия текста рассказа.

- Так кто же был стрижонок Скрип?

- Как сложилось его детство?

- Какое чувство пробудила у вас эта история?

- Что понравилось вам в этой истории?

- Итак, сначала стрижонок лишился отца, а потом матери. История грустная, но стрижи не оставили осиротевших птенцов одних. Не дали им умереть. Вожак Белое брюшко заменил им маму. (Отметить самостоятельность стрижонка.)

Вывод. А я обратила внимание на то, как мама заботливо ухаживала за своими детьми. Она была большая труженица. Я подумала о дальнейшей судьбе Скрипа.

Мне кажется, он вернется назад, вырастет сильным. Жаль маму, жаль неопытного стрижонка, но он не один. Вот это важно. Всегда он найдет поддержку у стаи.

4. Повторное чтение рассказа детьми с конкретными заданиями.

Работа над первой частью рассказа.

1)Упражнение «Финиш» - чтение до указанного выражения.

- О чем мы читали?

- Как родился стрижонок?

- Какие слова автор употребляет? (Вылупился, пискнул.)

- Прочитайте, как повел себя стрижонок. Хорошо ли ему было в гнездышке?

Синяя шляпа - ее надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Вывод. Стрижонок испугался света, прижался тельцем к маме и задремал. Стрижонку было тепло, уютно рядом с мамой. Он сначала испугался, а потом успокоился.

2) Жужжащее чтение (указать границы текста).

- Как вели себя птенцы в гнезде без мамы? (Они пищали, беспокоились, звали маму.)

3) Чтение «про себя» (только глазами).

- Зачем улетела мама? (Она искала пищу птенцам.)

- Понравилась ли стрижонку капелька дождя? (Стрижонок жалел, что капля мала, она была вкусная.)

- Как вела себя мама? (Она радовалась, что Скрипу нравится капелька, и полетела за другой.)

Вывод. Вот мы с вами прочитали первую часть рассказа и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части - рассказики.

- Вспомним, о чем первый. (Как родился Скрип. Рождение Скрипа.)

- А второй? (Стрижата первый раз остались одни.)

- А третий? (Мама улетела.)

4) Подготовка к выразительному чтению.

- Каждый ряд будет готовиться к выразительному чтению одной части. Но чтобы прочитать выразительно, нам необходимо решить ряд вопросов:

- Что должны понять наши слушатели?

- Какие чувства мы должны у них пробудить?

- Кроме того, слушатели должны понять, как автор относится к своим героям, какое отношение они вызывают у нас, то есть мы должны определить задачу чтения каждого отрывка.

Обсуждается первый отрывок «Рождение Скрипа».

- Давайте представим себе появление на свет Скрипа и первые минуты его жизни. Итак, Скрип вылупился из яйца, посмотрел кругом...

...Испугался, прижался к маме. Хорошо ему стало, тепло, и стрижонок задремал. Шел дождь, а ему казалось, что это мама долбит по скорлупкам клювом.

- Нам нравится Скрип? Мы рады, что ему хорошо?

- Когда будем читать, что передадим слушателям? (Мы скажем, что Скрипу спокойно, хорошо, он доволен.)

- Теперь готовьтесь сами, обдумайте эту мысль, и решите, как ее лучше выразить. Подумайте, каким тоном будете читать, прочитайте отрывок сначала для себя, потренируйтесь. Посоветуйтесь, где нужны паузы, решите вместе.

Учащиеся первого ряда приступают к работе.

Обсуждается второй отрывок «Мама улетела. Беспокойство стрижат».

- Если бы мы заглянули в гнездышко, то что бы там увидели? (Пищат, беспокоятся голые стрижата. И Скрип беспокоится, а мамы нет.)

- Значит, какое состояние стрижат сообщим слушателям? (Беспокойство стрижат. Стрижата зовут маму.)

Учащиеся второго ряда приступают к работе.

Обсуждается третий отрывок «Возвращение мамы».

- Какое настроение стрижат сообщим теперь слушателям? (Веселое, радостное.)

- А чувство Скрипа? (Удовольствие от вкусной капельки дождя, желание получить еще одну.)

- Итак, мы вместе со стрижатами рады, что мама наконец вернулась, а Скрип доволен вдвойне: ему досталась капелька. С одной стороны, он испытал радость, удовольствие, а с другой - выразил нетерпение: ведь ему еще хочется!

- Сообщить ясно эти мысли и чувства слушателям - задача чтецов третьего ряда.

- Все готовимся.

Дается еще три минуты на самоподготовку и обсуждение чтения с соседом.

Затем предлагаются варианты чтения.

От каждого ряда читают два представителя, обсуждается их чтение.

VI. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Чему научился?

VII. Рефлексия.

- Что бы вы сказали о своем настроении? Постарайтесь объяснить свое состояние.

- Спасибо за урок!

Домашнее задание: подготовиться читать выразительно вторую и третью части рассказа.

Стрижи

Трудно определить разницу между концом апреля и началом мая, так как некоторые дни не похожи ни на то, ни на другое: они скорее напоминают февраль. Но когда растаял очередной снег и небо снова приняло безмятежно весенний вид, высоко в небе появились темные птицы. Силуэт этих птиц напоминает серп луны. Оперение их черного цвета, полет необыкновенно стремителен, а голос -»пронзительный визг. Это стрижи. Только увидев их, можно поверить, что наступил май. Стрижи возвращаются в наши края последними. Это бывает тогда, когда устанавливается теплая весенняя погода, и насекомые, которыми питаются многие наши птицы, носятся в воздухе.

Стрижи - настоящие дети воздуха: здесь они добывают себе пищу, находят строительный материал для гнезд. На землю они по доброй воле на садятся. А если птичья судьба сыграет с ними такую злую шутку, то поднимаются они с земли с большим трудом. Но как хороши стрижи в воздухе! Длинные, слегка изогнутые крылья позволяют им делать головокружительные развороты, движения их быстры и необыкновенно легки.

Во время полетов стрижи ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В хорошую погоду воздух сухой, и насекомые могут летать высоко над землей. Перед дождем, в сырую погоду, воздух содержит много влаги. Насекомые намокают. Им трудно подниматься вверх, и они летают близко от поверхности земли.

Целыми колониями селятся стрижи под крышами человеческих жилищ в незамысловатых карманообразных гнездах. Приходилось наблюдать, как над колонией стрижей появлялись пернатые хищники - канюки. На фоне светлого неба были хорошо видны их коричневатая окраска и широкий веерообразный хвост. Тотчас с пронзительным криком «стри-и, стри-и» навстречу им метнулась стая стрижей. Кажется, что они вот-вот столкнутся, но стрижи проносятся мимо, не переставая издавать свой пронзительный крик. Вдруг откуда-то сбоку на помощь первой партии стрижей спешит подкрепление. И вот уже несколько десятков птиц носятся в воздухе. И канюки отступили. Некоторое время стрижи преследовали удалявшегося врага. Успокоились они не сразу и еще долго метались над домом с громкими победными криками.

Памятка

1. Плотно сожми губы и зубы.

2. Читай только глазами.

3. Читай как можно быстрей, читай все.

4. Ответь на вопросы к тексту.

Ответь на вопросы после команды учителя «Стоп».

Вопросы.

1. Описание внешнего вида стрижа.

2. Когда возвращаются стрижи в наши края?

3. Объясни значение выражения: «Стрижи - настоящие дети воздуха».

4. Почему стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей?

5. Где селятся стрижи?

6. Перечитай последний абзац. Расскажи, о чем говорится в этом отрывке, что особенно запомнилось и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Этот урок является итоговым по теме:  "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....

Конспект урока. Литературное чтение 3 класс Тема: " Капалуха" В. П. Астафьев

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России" . В. П. Астафьев " Капалуха"...

Конспект урока литературного чтения 4 класс Тема: А.П.Чехов «Мальчики».

Урок в технологии проблемного обучения УМК "Школа России"...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс.Тема,,Собирай по ягодке- наберешь кузовок\'\' ,,Школа России\'\'

Урок- конкурс предполагает использование ИКТ. Различные виды деятельности обучающихся помогают оценить усвоение изученного раздела учебника....

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Школа России

Презентация к уроку Литературного чтения 4 класс В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип". Школа России...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»

Конспект  урока литературного чтения 2 классТема урока:  И.А. Бунин«Матери»...