Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Этот урок является итоговым по теме: "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seraya_sheyka_microsoft_word.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зверева Наталья Григорьевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБОУ «Гимназия» г. Полярный
Тема урока: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Цели: - продолжить формирование умения анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков;
- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.
- развитие речи.
Компетенции, формируемые на данном уроке:
- ценностно-смысловые;
- учебно-познавательные;
- коммуникативные;
- общекультурные;
- социально-трудовые;
- информационные;
- личностного саморазвития.
1. Разминка.
Развитие внимания.
- Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ доска + раб. в парах
2. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН
3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ
- Найдите общее понятие для каждой строчки.
-Что же гонит птиц с милой родины?
2. Орг. момент.
КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ!
Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…
К.Дитмар.
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
3.Работа с текстом. сюжетные картинки
- Вспомните содержание сказки и расположите картинки в порядке следования событий.
- В какой ситуации оказалась Серая Шейка?
- Вспомним разговор Утки и Селезня (чтение по ролям).
Селезень -
Утка -
Автор -
- Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью?
(Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).
- А Селезень?
Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.
- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных жизненных позиции?
-Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню?
доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие
Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.
Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил порассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех».
-В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда: если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том, что полезно, а что вредно для организма, стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным ОБЫВАТЕЛЕМ.
толковый словарь
- Действительно, «обыватель» - это человек, который выражает внешнее сочувствие, внешнюю заинтересованность в жизни других – однако никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека.
-Хорошо ли находиться рядом с таким человеком?
ФИЗМИНУТКА
- Кого вам больше жалко: старую Утку или Серую Шейку?
Старая Утка так переживала за дочку-калеку, что перестала замечать своих других здоровых детей, искала разные способы утешить ее. Утка старалась скрыть от Серой Шейки свое отчаяние, плакала, прячась от всех, а при Серой Шейке старалась казаться веселой. Перед отлетом Утка не спала всю ночь, так переживала за Серую Шейку. «Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети...»
- Из чего состоит жизнь Серой Шейки после отлета стаи? (выборочное чтение гл.3)
Действительно, Серая Шейка жила в постоянном страхе и не могла наслаждаться жизнью.
- Какими словами заканчиваются первые 3 главы этой сказки?
1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою». – Селезень
2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка
3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц
- Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка.
- Была ли Лиса единственной угрозой жизни Серой Шейки?
Серая Шейка может погибнуть еще от холода, а, если река совсем замерзнет, то и от голода.
- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?
- Вам понравился Акинтич? Какой это человек? (добродушный)
Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота.
-К сегодняшнему уроку мы подготовили выставку ваших рисунков к сказке.
-Какими словами из текста вы бы подписали свои рисунки?
4. Д/з
Придумать ненаписанную 5-ю часть сказки.
5. Итог урока.
-Зимой не только Серой Шейке из сказки Мамина-Сибиряка грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц?
Как птице перезимовать?
Как птице перезимовать? Но если долго снег идет
Известно, что у птах И долго длится вьюга,
Нет ни халатов ватных, Тогда, друзья, приходится
Ни байковых рубах. Пичугам нашим туго.
У многих даже нет гнезда: Сугробами засыпаны
Они в грозу, и в град, Бугры, дворы, дорожки,
И под дождем, и в холода Не могут пташки отыскать
На ветках сидя спят. Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Но кто же им дает приют, Ворона, галка, воробей…
Когда снега метут?
Бывают птицы разными: Скорей на помощь, дети!
Одни боятся вьюг Вот в этот самый трудный час
И улетают на зиму Спасенье птицы ждут от вас.
На добрый, теплый юг. Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Другие – те народ иной: Рассыпьте крошки на снегу,
В мороз над лесом кружат, А то и манной кашки…
Для них разлука с родиной И оживут бедняжки!
Страшнее лютой стужи.
По небу весело скользя,
К их перышкам взъерошенным Взлетят пернатые друзья
Не пристают снежинки, И пропоют, чирикая:
Они и под порошами «Спасибо вам великое!»
Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки, (К. Мухаммади)
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...
Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация....
Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...
Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)
Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...
Конспект урока литературного чтения по теме "На горке" Н.Н.Носов для 2 класса
Конспект урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "На горке" Н.Н.Носов.Программа "Школа России".Учебник Литературное чтение в 2-ух частях 2 класс.Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Гор...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.
Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....