Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе: А.Л. Барто "Игрушки"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Мартьянова Галина Николаевна

Цели: познакомить обучающихся с творчеством русской  поэтессы А.Л. Барто; развивать внимание, память; формировать навыки  выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать  бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся»

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе

Тема: А.Л. Барто «Игрушки»

                                                                                                                                                              Автор: Мартьянова Г.Н.

Учитель начальных классов

г. Троицк

Технологическая карта урока по литературному чтению  по теме: «А.Л.Барто «Игрушки»

1 класс

Цели: познакомить обучающихся с творчеством русской      поэтессы А.Л. Барто; развивать внимание, память; формировать навыки  выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать  бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.

     Задачи:

Личностные: 

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:  

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Предметные: 

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Формы работы: работа в паре, индивидуальная работа, работа с текстом

       тестовая работа, работа с текстом, с рисунками.

    Ведущие технологии: технология формирования типа правильной

       читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые

        технологии, информационно-коммуникационные технологии

   Основные понятия: А.Л.Барто. Стихи. Сообщение об авторе. Заголовок.

  Ресурсы:

Основные: Проектор, презентация, выставка книг А.Л. Барто

Дополнительные:  Раздаточный материал, тексты, картинки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация

– Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что вы себя проявите только с хорошей стороны. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас готово  к уроку.

– А сейчас  повернитесь друг другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А теперь посмотрите на меня,  подарите и мне свои улыбки. Спасибо.  Тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения.

Работа над мимикой

Мы с вами на уроках литературного чтения научились читать, а сегодня мы будим учиться читать выразительно. Человек, который хочет научиться выразительно  читать, должен  уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: 😐. (слайд 2-4)

Поочередное чтение слов нормально и наоборот

(слайд 5)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Работа над мимикой

(Дети несколько раз тренируются)

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.

Этап актуализации знаний

- Ребята, давайте с вами совершим небольшую прогулку по страницам книг.(Открывает первую страницу- фрагмент интерьера детской комнаты).

-Дети, кто живёт на этой странице? Давайте посмотрим

-Кто это?

Дети: Мишка! (слайд 6)

-Почему он грустный?

Давайте вместе вспомним это стихотворение:

       «Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Всё равно его не брошу.

Потому что он хороший» (слайд 7)

Ребята, как нам помочь Мишке? (побуждает детей к высказываниям, в случае затруднения прикрепить лапу с помощью шнурка).

Дети: Пришить лапку. (слайд 8)

-Правильно! Какой Мишка был?

- Давайте откроем вторую страницу. (сюжет: девочка плачет у водоёма). (слайд 9)

-А кто вспомнит это стихотворение?

 «Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч.»  (слайд 10)

Как же нам помочь Тане? (подводит детей к тому, что мяч достать разными предметами: палкой, длинным предметом  и т. д.).

Давайте найдём предметы, которые помогут нам достать мяч.

- Молодцы! Мячик мы достали из речки! А какой он?

- Ребята, а кто на этой странице? (слайд 11)

Дети: Бычок!

- Давайте вместе прочитаем стихотворение про бычка.

«Идёт бычок качается,

  Вздыхает на ходу:

-Ой, доска кончается,

 Сейчас я упаду.»

(слайд 12)

-Ребята, наш бычок может упасть и удариться. Давайте ему поможем. Как мы можем это сделать?

Дети  отвечают на вопросы, вспоминают стихотворения.

Помогают персонажам преодолеть трудности.

Дети отбирают.

Открывают следующую страницу, на которой изображён бычок, идущий по наклонной доске

Дети подставляют к краю скамейки призму и проводят бычка.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.

4.

Постановка  учебной  задачи

Проблемное объяснение нового знания

- Чему учат эти стихи?
- Молодцы!  
Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов?
Это Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса.

 (слайд 13)

- Ребята, а кто-то    

ещё знает стихи  

А.Л.Барто наизусть?

 . Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л.Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с текстом.

-Теперь я вам расскажу об этом авторе. Агния Львовна Барто 

беседа по слайду (портрет, год рождения, про первую книгу)

мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
А.Барто  всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.
- Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.
- Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи.
А.Л.Барто слайд про Таню

-У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. (слайд 14-17). Одно из них напечатано у нас в Азбуке.

-Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется "Помощница", а вы следите пальчиком.

-Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать?

-Читаем хором

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей - клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

Читает несколько учеников.

-Давайте ещё  прочитаем стихотворение. Начинай…

Беречь свои игрушки.

Формулируют тему и задачу урока

Знакомятся с биографией и творчеством А.Л. Барто.

Работа со стихотворением «Помощница»

Словарная работа: столярный клей

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно;

 

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Игра “Репортаж с места события”

– Кто ведёт репортаж?

(Корреспондент.)

–  Кто ещё участвует?

(Свидетели, очевидцы события.)

– Что они должны делать?

(Корреспондент задаёт вопросы свидетелю события, а он отвечает.)

– Что можно использовать для ответов?

( Можно  показать своё возмущение, восхищение, сожаление мимикой, голосом, жестами.)

Корреспондент:

– Что вы увидели на месте события?

- Какие дела успела Таня выполнить за день?

- Как вы думаете, почему стих назван именно так "Помощница"?

- Правда ли, что Таня "Помощница"?

Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6

Динамическая пауза

 -Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучат название полезного дела, вы хлопаете. Если услышите название лёгкого занятия-топаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, есть конфеты,обедать, поливать огород, пить чай.

Организует выполнение упражнений.  Выполняют упражнения

7

Продолжение усвоения новых знаний
и способов действий

-У вас есть любимые игрушки? Какие?

-Как вы с этими игрушками обращаетесь?

-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке. (слайд 18)

«Зайка»

-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему?

-Попробуем  прочитать  его  с  чувством?

-Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"?

-Почему зайка остался на скамейке?

-Как относится девочка к своей игрушке?

-Можно ли её назвать хозяйкой?

 Ребята  отвечают  на  вопросы

Читают стихи, высказывают своё мнение.

Чтение стихотворения 3-4  раза.

Регулятивные:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные :

- формируем умение извлекать информацию из  текста, иллюстраций,  изученного ранее материала;

-  формируем умение выявлять сущность;

-  формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Личностные :

 -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 -формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

8.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

«Строки перепутались»

Расположите строчки в нужном порядке, приготовьтесь к выразительному чтению. Вспомните название стихотворений.

(строки стихотворений разрезаны)

Ребята работают с текстами самостоятельно, после выполняют проверку работ.

1

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

2

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

3

Зайку бросила хозяйка-

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

4

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

-Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч.

Коммуникативные:

 - умение работать с тестами,

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Этап рефлексии

-Что нового вы сегодня узнали?

-С каким автором познакомились?

-Какие стихотворения читали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

– Что нового и интересного вы сегодня узнали?

– Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать , с каким настроением вы уходите с урока. В начале урока мы работали над мимикой, какому смайлу соответствует ваше настроение в данный момент? Покажите.

-Мы с вами ещё не раз вернёмся к творчеству А. Л. Барто. Вы продолжите знакомство во 2, 3 и 4 классах, а я хотела вам посоветовать посетить библиотеку и прочитать книги, которые вы видите на выставке.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
Получают позитивный настрой от урока.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...