Литературное чтение "И.А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Таланова Наталия Владимировна

Здесь представлен подробный конспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" Л.Ф. Климанова.В.Г.Горецкий И.А.Крылов "Зеркало и Обезьяна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie._i.a.krylov_docx.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

.                     Литературное чтение

 "И.А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна»"

Цель урока: продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения, учить учащихся вести диалог, выделять основную мысль произведения, воспитывать интерес к предмету, положительные качества в процессе работы над текстом.

УУД

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного сотрудничества

Оборудование к уроку:

  • Карточки с заданиями.
  • Аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылова.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

Формулирование учащимися темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания.

  • Чтение басни

Учитель. Послушаем, как вы подготовились к выразительному чтению этой басни.

(Ученики читают басню, желающие рассказывают ее наизусть. Учащиеся определяют, чье чтение им понравилось и почему.)

. Невежда – это необразованный человек.

  • Физминутка

Качание головой – улучшает мыслительную деятельность, чтение.

Для расслабления мышц шеи и плеч дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно.

Ленивые восьмерки – активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Сова – улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

3. Новая тема

  • Словарная работа

Учитель. В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.

Образ – вид, облик.

Ужимки – гримасы.

Перечесть – посчитать.

Кума, кумушка – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестной.

Оборотиться – посмотреть на себя.

На руку нечист – нечестен, вороват.

Учитель. Зная название произведения и некоторые слова из него, попытайтесь определить, о чем пойдет в нем речь.

(Выслушивает ответы тех детей, которые не читали эту басню).

Учитель. Кто был прав, узнаем, прослушав произведение.

  • Слушание басни в аудиозаписи

Учитель. Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)

Учитель. Определите жанр этого произведения.

Ученик. Мы слушали басню.

Учитель. Вспомните, что такое басня.

Ученик 1. (читает) Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

Ученик 2. (читает) В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Ученик 3. (читает) Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Учитель. Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

Ученик. Этот прием называется аллегория (иносказания).

  • Самостоятельное чтение учащимися басни

Учитель. Докажите, что это басня, указав ее признаки.

(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

Учитель. Задание: прочитайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых идет речь. Найдите слова Обезьяны и Мишки.

4. Работа над содержанием басни.

Учитель. Какая история описывается в басне?

  1. Кто герой басни?
  2. Какие поступки совершают герои басни?
  3. Прочитайте слова Обезьяны, попытайтесь при чтении передать ее характер.
  4. Какой совет дал Обезьяне Мишка? Какой характер у Мишки?
  5. Над чем смеется автор?
  6. Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышки из басни «Мартышка и очки»?

Ученик. Они не видят своих недостатков, но видят их в других.

Учитель. Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

  • Какова же мораль басни. Выразите ее своими словами.

Учитель. Прочитайте мораль в тексте басни.

  • Какое выражение басни заключает в себе главную мысль?

Ученик. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя оборотиться?»

Учитель. Да. Некоторые люди не замечают в себе даже больших недостатков, но зато видят в других даже меньшие. Как вы думаете, встречаются ли такие недостатки у людей в наше время?

5. Выразительное чтение басни.

  • Упражнения в интонировании

Произнеси эти слова и отругай Мартышку:
Сидит Мартышка на вышке,
Бросает оттуда шишки.

- Похвалите Мартышку.

- Прочитайте, как диктор радио.

  • Вычитывание басни, составление партитуры чтения с карандашом.
  • Чтение басни в паре, с соблюдением партитуры чтения.
  • Выразительное чтение басни.

6. Рефлексия.

  • Работа в группе

Составьте пословицы из данных слов и объясните их смысл.

Время, час, потехе, делу.

Не суди, на себя, погляди, других.

Насмешишь, людей, поспешишь.

(Учащиеся составляют пословицы и объясняют их смысл).

Учитель. Какая из этих пословиц подходит по смыслу к прочитанной басне?

Ученик. Других не суди, на себя погляди.

Учитель. Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов?(

болтливость, хвастовство, лень, лесть, трусость)

  • Чему учат нас басни И.А.Крылова?
  • Что бы вы посоветовали Обезьяне?
  • Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут стать лучше.

7. Домашнее задание.

Подготовить по выбору:

  • выразительное чтение басни;
  • изобразить характер героев с помощью мимики, жестов;
  • выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению для 3 класса по теме: И. А. Крылов "Зеркало и обезьяна"

В данной презентации размещён необходимый материал для прохождения программного материала по теме : И. А. Крылов "Зеркало и обезьяна"...

Технологическая карта пробного урока литературного чтения ТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Технологическая карта пробного урока литературного чтения в 3 классеТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»...

Урок литературного чтения по теме "И.А.Крылов "Зеркало и Обезьяна"", 3 класс

Представлены конспект урока "И.А.Крылов "Зеркало и Обезьяна", презентация к уроку, медиафайл к басне....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать признаки басниУметь определять мораль басниЛи...

Конспект урока литературного чтения И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

УМК: «Школа России»Тема урока: И.А.Крылов  «Зеркало  и  обезьяна»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с...