Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_i.a._krylov_lebed_rak_i_shchuka.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
Предмет: литературное чтение
Автор учебника: Л.Ф. Климанова
Класс: 2
Тип урока: ОНЗ
Тема: «И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Тема урока: «И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Цель урока: Расширение знаний о творчестве И.А. Крылова. Знакомство с литературным жанром басней.
Задачи
- формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
- способствовать развитию навыка выразительного чтения, мышления;
- расширить читательский кругозор;
- воспитывать интерес к чтению, к творчеству И.А. Крылова и культуры речи.
Планируемый результат
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование уважительного мнения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений от нравственных нормах общения.
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Предметные:
научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.
Основные понятия
басня, мораль.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
1. Литературное чтение. 2 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., Москва, Просвещение, 2016 г.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс.
- Словари С.И. Ожегова, В.И. Даля.
- презентация к уроку;
. - интерактивная доска;
- ноутбук;
- книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням;
аудиозапись басни «Лебедь, Рак и Щука»;
-алгоритм самооценки
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
- Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.
- Настройтесь на новые открытия! (Слайд 2)
-Чтобы урок у нас прошёл плодотворно и интересно, я предлагаю вам сотрудничество. Как мы будем это делать, давайте договоримся. Если вы хотите высказаться один, то поднимаете руку. Если работаете в паре, то соединяем руку с соседом по парте и поднимаем вверх.
-Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
уметь оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
Речевая разминка.
Цель:
способствование развитию навыка выразительного чтения
- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.
Девиз урока литературного чтения. (Слайд 3)
Из-под топота копыт пыль по полю летит.
- Какое задание выполняли?
- С какой целью?
Дети читают стихотворение с разной интонацией. Чтобы легче было читать на уроке, отрабатывали правильное произношение звуков.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания;
- выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
- Посмотрите на иллюстрации на доске.
- Чему посвящён урок?
- Почему вы так думаете?
- -Кто автор этих произведений?
- Да, это Иван Андреевич Крылов.
- Ребята, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Какие цели поставите? (постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.
Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.)
Познавательные:
общеучебные; логические.
Коммуникативные
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение выражать свои мысли.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.
Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением И.А.Крылова. Рассказ учителя. (Слайд 4)
Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
1. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном.
2. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем.
- Кто такой баснописец, как вы думаете?
- Прочитайте о И.А. Крылове и расскажите, о чём я вам ещё не рассказала? (в учебнике)
Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль (нравоучение, краткий вывод, поучение, т.е. главная мысль басни), которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».
Физминутка для глаз
Подготовим наши глаза к чтению текста.
Чтение басни учителем. Затем читают дети вслух.
(Слайд 5)
- Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. И теперь их читает и стар и млад, и меткие, ставшие пословицами стихи его басен служат нам во всех случаях жизни.
Регулятивные УУД:
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Познавательные.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
III. «Открытие» нового знания
Цель:
- реализация построенного проекта в соответствии с планом;
- фиксация нового способа действия в речи;
- фиксация преодоления затруднения;
- уточнение общего характера нового знания;
Словарная работа.
- Посмотрите на иллюстрацию басни в учебнике. Кто на ней изображён?
(Приложение 3)
- Что общего у всех этих животных? (То, что они не могут договориться, упёртые, настырные) (Слайд 6)
- Эта басня была написана в 1814 году. 205 лет назад.
-Что делают герои? (Слайд 7)
- Получится ли у них сдвинуть воз или нет?
- А вот, что рассказал об этом И. А. Крылов.
- Давайте прослушаем аудиозапись басни.
(Слайд 8)
- Что заставило вас улыбнуться?
-Каким был ваш смех?
-Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?
- Как написана эта басня прозой или стихотворением?
- А сейчас прочитайте басню ещё раз самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.
- В басне встретилось много устаревших слов, которые сейчас не употребляют. Куда обратимся за помощью?
1 группа
Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
2 группа
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.
3 группа
Объясните выражение
«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.
И ныне там - на том же месте. (Слайд 9)
- Ребята, в баснях зачастую встречается литературный художественный приём АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, когда под животными подразумеваются люди, их пороки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Беседа по содержанию басни.
Какими словами описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.)
- Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Поклажа бы для них казалась и легка.)
- Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договориться.)
- Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.
Все живут в воде, все должны быть друзьями.)
Работа в парах
На столе у вас лежат карточки. Вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен.
(Приложение 2).
Вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:
-краткая форма повествования,
-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки,
-высмеивает пороки людей (ирония),
-есть мораль,
- есть зачин и концовка.
- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
умение учиться перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую, находить ответы на вопросы в тексте.
IV. Первичное закрепление
Цель:
- организовать закрепление знаний, показать связь с жизнью.
Работа над пословицей в группах.
- Определите образ каждого героя басни.
Слова для справок: рвётся, пятится, тянет, неповоротливый, упрямая, только своё дело знает, стремительный, упрямый, нерасторопный, быстрый, идёт назад.
Слайд 10-11
- Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.) (Слайд 12)
- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относится к теме нашей басни.
Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.
- Другом зовётся, а недругом отзывается.
- Старый друг лучше новых двух.
- Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.
- Легче друга потерять, чем найти.
- В чём смысл этой пословицы? (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно.)
Коммуникативные
умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
овладение новыми понятиями, умение анализировать.
V. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: выявить и закрепить границы применения нового знания;
-организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными
Игра «Верно – Неверно»
- Верно ли, что басня о дружбе? (Нет)
- Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись? (Да)
- Верно ли, что воз стал причиной их разлада? (Да)
- Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели? (Да)
- Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными? (Нет)
- Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей? (Да)
- Верно ли, что без согласья любое дело по плечу? (Нет)
Регулятивные.
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
Коммуникативные: учебное сотрудничество.
VI. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.
- Так какие же пороки людей высмеивал И.А. Крылов в этой басне?
- Какую цель мы ставили в начале урока? (Цель урока: Расширение знаний о творчестве И.А. Крылова. Знакомство с литературным жанром басней.)
Достигли мы этой цели?
- Интересно ли было на уроке?
-Что показалось наиболее легким? С чем было сложнее справиться?
- У вас на столе лежит листок. Обведите ладошку. Каждый из пальцев подписываем. (Слайд 13)
- Домашнее задание:
1.Подготовить выразительное чтение басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к басне.
3. Подобрать две пословицы, соответствующие морали басне.
- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
Познавательные:
умение структурировать знания.
Коммуникативные
аргументировать свои высказывания
Регулятивные:
саморегуляция; самооценка
Приложение 1.
Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном.
Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем. Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».
Приложение 2.
Вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:
-краткая форма повествования,
-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки,
-высмеивает пороки людей (ирония),
-есть мораль,
- есть зачин и концовка.
Приложение 3.
Лебедь.
Мы считаемся самыми красивыми птицами не только среди водоплавающих, но и среди всех прочих птиц. Ранней весной, когда водоемы только начинают освобождаться от ледового покрова, мы возвращаемся на родину из теплых стран. Селимся там, где озера и болота, устраиваем свои гнезда на островах, подальше от людей и хищных животных. Среди водоплавающих птиц мы являемся самыми крупными. Наши крылья в размахе достигают двух метров, а вес может доходить до пятнадцати килограммов. Но, не смотря на такой большой вес, мы очень хорошо держимся в воздухе и можем во время сезонных миграций пролетать тысячи километров. Питаемся обычно травянистыми растениями, которые добываем как на суше, так и в воде. Длинная шея помогает доставать корм со дна водоемов.
Рак.
Я живу в пресных водоёмах. Главное условие для жизни – чистая вода. Питаемся как растительной, так и животной пищей. Мы активны в ночное время суток, а днем обычно прячемся в норах или в других укрытиях – среди корней, под камнями или корягами. По дну мы передвигаемся, как и все другие животные, головой вперед, а вот плаваем наоборот – вперед хвостом. Раки – большие забияки. Поэтому мы часто выясняем отношения, устраивая, поединки друг с другом. Побеждает обычно тот рак, который крупнее.
Щука
Я — хищная рыба, известна даже детям. Ведь именно щука — главная героиня сказки «По щучьему велению».
Живу я в пресных водоёмах. Имею хороший аппетит, легко проглатываю рыб. Чтобы поймать свою добычу, я прячусь в зарослях подводных растений, и затаившись там, неподвижно поджидаю неосторожную рыбешку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...
Конспект урока литературное чтение. Драгунский. Он живой и светится. 3 класс . УМК "Школа России"
Конспект урока литературное чтение....
Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс
Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс...
Конспект урока литературного чтения. Тема: «Б. Житков. Про обезьянку» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Б. Житков. Про обезьянку»Цели урока: учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступ...
Конспект урока литературного чтения Г.Б. Остер «Вредные советы» 3 класс Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы», формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, нас...