Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Полушкина Оксана Васильевна

Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".

  В урок вводится понятие басня, литературный художественный приём аллегория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i.a._krylov_lebed_rak_i_shchuka.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Автор учебника: Л.Ф. Климанова

Класс: 2

Тип урока: ОНЗ

Тема: «И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».


Тема урока: «И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Цель урока: Расширение знаний о творчестве И.А. Крылова. Знакомство с литературным жанром басней.

Задачи

- формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;

- способствовать развитию навыка выразительного чтения, мышления;

- расширить читательский кругозор;

- воспитывать интерес к чтению, к творчеству И.А. Крылова и культуры речи.

Планируемый результат

Метапредметные:

Личностные УУД:

- Положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование уважительного мнения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений от нравственных нормах общения.

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Предметные:

научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

Основные понятия

басня, мораль.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1. Литературное чтение. 2 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., Москва, Просвещение, 2016 г.

- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс.

- Словари С.И. Ожегова, В.И. Даля.

- презентация к уроку;

. - интерактивная доска;

- ноутбук;

- книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням;

аудиозапись басни «Лебедь, Рак и Щука»;

-алгоритм самооценки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.

- Настройтесь на новые открытия! (Слайд 2)

-Чтобы урок у нас прошёл плодотворно и интересно, я предлагаю вам сотрудничество. Как мы будем это делать, давайте договоримся. Если вы хотите высказаться один, то поднимаете руку. Если работаете в паре, то соединяем руку с соседом по парте и поднимаем вверх.

-Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

уметь оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Речевая разминка.

Цель:

способствование развитию навыка выразительного чтения

- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.

Девиз урока литературного чтения. (Слайд 3)

Из-под топота копыт пыль по полю летит.

- Какое задание выполняли?

- С какой целью?

Дети читают стихотворение с разной интонацией. Чтобы легче было читать на уроке, отрабатывали правильное произношение звуков.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания;

- выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- Посмотрите на иллюстрации на доске.

- Чему посвящён урок?

- Почему вы так думаете?

-Кто автор этих произведений?

- Да, это Иван Андреевич Крылов.

- Ребята, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Какие цели поставите? (постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.)  

Познавательные:

общеучебные; логические.

Коммуникативные

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение выражать свои мысли.

Регулятивныеуметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.  

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением И.А.Крылова. Рассказ учителя. (Слайд 4)

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

1. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном.

2. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем.

- Кто такой баснописец, как вы думаете?

- Прочитайте о И.А. Крылове и расскажите, о чём я вам ещё не рассказала? (в учебнике)

Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль (нравоучение, краткий вывод, поучение, т.е. главная мысль басни), которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».

Физминутка для глаз

Подготовим наши глаза к чтению текста.

Чтение басни учителем. Затем читают дети вслух.

 (Слайд 5)

- Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. И теперь их читает и стар и млад, и меткие, ставшие пословицами стихи его басен служат нам во всех случаях жизни.

Регулятивные УУД:

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Познавательные.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

III. «Открытие» нового знания

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания;


Словарная работа.

- Посмотрите на иллюстрацию басни в учебнике. Кто на ней изображён?
(Приложение 3)

- Что общего у всех этих животных? (То, что они не могут договориться, упёртые, настырные) (Слайд 6)

- Эта басня была написана в 1814 году. 205 лет назад.

-Что делают герои? (Слайд 7)

- Получится ли у них сдвинуть воз или нет?

- А вот, что рассказал об этом И. А. Крылов.

- Давайте прослушаем аудиозапись басни.

(Слайд 8)

- Что заставило вас улыбнуться?

-Каким был ваш смех?

-Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?

- Как написана эта басня прозой или стихотворением?

- А сейчас прочитайте басню ещё раз самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.

- В басне встретилось много устаревших слов, которые сейчас не употребляют. Куда обратимся за помощью?

1 группа

Лад – действовать совместно, не расходясь.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

2 группа

Воз – повозка или сани с кладью.

Ныне – теперь, в настоящее время.

3 группа

Объясните выражение

«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.

И ныне там - на том же месте. (Слайд 9)

- Ребята, в баснях зачастую встречается литературный художественный приём АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, когда под животными подразумеваются люди, их пороки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Беседа по содержанию басни.

Какими словами описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.)

- Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Поклажа бы для них казалась и легка.)

- Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договориться.)

- Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.

Все живут в воде, все должны быть друзьями.)


Работа в парах


На столе у вас лежат карточки. Вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен.

(Приложение 2).

Вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

-краткая форма повествования,

-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки,

-высмеивает пороки людей (ирония),

-есть мораль,

- есть зачин и концовка.

- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

умение учиться перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую, находить ответы на вопросы в тексте.

IV. Первичное закрепление

Цель:

- организовать закрепление знаний, показать связь с жизнью.

Работа над пословицей в группах.

- Определите образ каждого героя басни.

Слова для справок: рвётся, пятится, тянет, неповоротливый, упрямая, только своё дело знает, стремительный, упрямый, нерасторопный, быстрый, идёт назад.

Слайд 10-11

- Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.) (Слайд 12)

- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относится к теме нашей басни.

Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.

  • Другом зовётся, а недругом отзывается. 
  • Старый друг лучше новых двух. 
  • Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. 
  • Легче друга потерять, чем найти

- В чём смысл этой пословицы? (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно.)

Коммуникативные

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

овладение новыми понятиями, умение анализировать.

V. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить и закрепить границы применения нового знания;

-организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными

Игра «Верно – Неверно»

  • Верно ли, что басня о дружбе? (Нет)
  • Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись? (Да)
  • Верно ли, что воз стал причиной их разлада? (Да)
  • Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели? (Да)
  • Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными? (Нет)
  • Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей? (Да)
  • Верно ли, что без согласья любое дело по плечу? (Нет)

Регулятивные.

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

Коммуникативные: учебное сотрудничество.

VI. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.


- Так какие же пороки людей высмеивал И.А. Крылов в этой басне?

- Какую цель мы ставили в начале урока? (Цель урока: Расширение знаний о творчестве И.А. Крылова. Знакомство с литературным жанром басней.)

Достигли мы этой цели?

- Интересно ли было на уроке?

-Что показалось наиболее легким? С чем было сложнее справиться?

- У вас на столе лежит листок. Обведите ладошку. Каждый из пальцев подписываем. (Слайд 13)

- Домашнее задание:

1.Подготовить выразительное чтение басни.

2. Нарисовать иллюстрацию к басне.

3. Подобрать две пословицы, соответствующие морали басне.

- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!


Познавательные:

умение структурировать знания.

Коммуникативные

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка














Приложение 1.

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном.

Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем. Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».

Приложение 2.

Вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

-краткая форма повествования,

-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки,

-высмеивает пороки людей (ирония),

-есть мораль,

- есть зачин и концовка.

Приложение 3.

Лебедь.

Мы считаемся самыми красивыми птицами не только среди водоплавающих, но и среди всех прочих птиц. Ранней весной, когда водоемы только начинают освобождаться от ледового покрова, мы возвращаемся на родину из теплых стран. Селимся там, где озера и болота, устраиваем свои гнезда на островах, подальше от людей и хищных животных. Среди водоплавающих птиц мы являемся самыми крупными. Наши крылья в размахе достигают двух метров, а вес может доходить до пятнадцати килограммов. Но, не смотря на такой большой вес, мы очень хорошо держимся в воздухе и можем во время сезонных миграций пролетать тысячи километров. Питаемся обычно травянистыми растениями, которые добываем как на суше, так и в воде. Длинная шея помогает доставать корм со дна водоемов.

Рак.

Я живу в пресных водоёмах. Главное условие для жизни – чистая вода. Питаемся как растительной, так и животной пищей. Мы активны в ночное время суток, а днем обычно прячемся в норах или в других укрытиях – среди корней, под камнями или корягами. По дну мы передвигаемся, как и все другие животные, головой вперед, а вот плаваем наоборот – вперед хвостом. Раки – большие забияки. Поэтому мы часто выясняем отношения, устраивая, поединки друг с другом. Побеждает обычно тот рак, который крупнее.

Щука
Я — хищная рыба, известна даже детям. Ведь именно щука — главная героиня сказки «По щучьему велению».

Живу я в пресных водоёмах. Имею хороший аппетит, легко проглатываю рыб. Чтобы поймать свою добычу, я прячусь в зарослях подводных растений, и затаившись там, неподвижно поджидаю неосторожную рыбешку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс...

Конспект урока литературного чтения. Тема: «Б. Житков. Про обезьянку» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Б. Житков. Про обезьянку»Цели урока: учить видеть  и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступ...

Конспект урока литературного чтения Г.Б. Остер «Вредные советы» 3 класс Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы», формирование  умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, нас...