Конспект урока по литературному чтению И.А. Крылов "Зеркало и обезьяна" (УМК "Школа России 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Федорова Регина Дмитриевна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zerkalo_i_obezyana.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

И.А. Крылова "Зеркало и обезьяна"

Педагогические задачи

создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи

Планируемый результат

Предметные: - умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность);

- видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении;

- учиться выразительному и осознанному чтению.

Личностные: - проявлять интерес к новому жанру - басне;

- ориентироваться в нравственном содержании поступков (своих и других людей);

Регулятивные:  - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;

- осуществлять анализ и синтез, делать выводы;

- определять мораль басни;

Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Основные понятия

Басня, мораль.

Образовательные ресурсы

мультимедийный проектор, интерактивная доска Elite Ponaboard

Организация пространства.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Проверка готовности к уроку

Самоконтроль

Личностные- личностное, профессиональное, жизненное определение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивные- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества.

II. Актуализация знаний и мотивация

4 мин

Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать»

Как вы думаете, почему сегодня с этой пословицы начинается наш урок?

Объясните пословицу.

-ВЫВОД?

- Назовите раздел, который мы изучаем?

- Сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал русский поет Петр Андреевич Вяземский. А вы подумайте, о ком он писал эти строки?

"Забавой он людей исправил,

Сметал с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут, этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят". (П. А. Вяземский)

-Правильно.

(Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь с текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.)

Мы будем читать, читать вдумчиво, понимая авторские мысли.

(Великие русские писатели)

-(О Крылове)

Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

III. Постановка учебной задачи

3 мин

- Сформулируйте тему урока

- Какое произведение будем изучать? («Зеркало и Обезьяна»)

- Сравните иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем?

- И.А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём?

- Сформулируйте цель урока?

- Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?

– Прочитайте заголовок.

- О чем говорит заголовок?

- Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной?

- Для чего нам нужно зеркало?

- А для чего зеркало обезьяне?

- А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.

(Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»)

(“Зеркало и Обезьяна”)

(Главные действующие герои).

(Высказывают предположения)

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач, строить

монологическое высказывание,

владеть диалогической формой

речи.

Познавательные:

устанавливать аналогии;

осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,

справочников.

IV. Открытие нового знания

5 мин

- В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.

- Найдём в словаре толкование выражений: (у каждой пары лежит словарь) (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде)

По пальцам перечесть-о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо

На себя оборотиться- посмотреть на себя

Совет попусту пропал-не слушала

На руку не чист -  склонен к воровству

- Как называются данные выражения?

- Как называется словарь, в котором вы узнали значение фразеологизмов?

образ - вид, облик.внешность;

кум, кума- крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной;

ужимки- гримасы; неестественные телодвижения;

сатира - смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают НА.

украдкой -скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал.

(фразеологизмы)

(Фразеологический)

Предметные: - умение определять басню как жанр литературы - видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении;

Личностные: - - ориентироваться в нравственном содержании поступков. Регулятивные:  - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

V.Первичное закрепление во внешней речи

10 мин

–Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

- Кто главные действующие герои?

-Что вам показалось смешным?

- Из скольких частей состоит басня?

- Как называется первая часть басни?

- Почему Зеркало с большой буквы?

- Кого мартышка увидела в зеркале?

- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале?

- Узнала ли она себя в нём?

- Докажите словами из текста.

- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа?

- Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова.

- Про кого обезьяна так говорит?

- Докажите словами из текста.

- Кому на самом деле она даёт такую характеристику

- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими

- Какой изобразил Крылов мартышку?

- Глупость, самоуверенность –это пороки, от них надо избавляться.

- Умела обезьяна видеть свои недостатки?

- А у людей вы встречали такое качество?

- А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

- Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.

- А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он?

- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

- Каким тоном прочитаем его слова?

- Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

Какой итог?

- Какова же главная мысль басни?

Вывод?

- Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.

- Когда мы можем употребить это крылатое выражение?

- Обратимся ко 2-ой части. Как называется эта часть? Что такое мораль?

– Самостоятельное чтение басни.

- Таких людей, как эта обезьяна много.

- Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.

- Прочитайте только мораль. Вывод?

-Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»?

5. ФИЗМИНУТКА (Гимнатика для глаз)

(Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто) (Саму себя, свой образ)

(Нет)

 (Нет)

(Она глупая)

 (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).

(Про кумушек)

(Себе)

(Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа.

Можно сказать, что она была самоуверенной)

(Глупой, кривлякой, самоуверенной)

 (Нет)

(Да)

(Медведь)

Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»

Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.

(Мораль)

(Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)

(Не любит узнавать никто себя в сатире.)

Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.

(Она не видит своих недостатков, но видит их в других.)

Предметные: - видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении;

- учиться выразительному и осознанному чтению.

Личностные: - ориентироваться в нравственном содержании поступков (своих и других людей);

Регулятивные:  - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

10 мин

- Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?

- А И.А.Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили. Как вы думаете почему?

(Выслушиваются предположения)

- В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»?

- Кто главные герои басни?

- Чьи поступки высмеивает автор?

-Значит, все недостатки людей автор переносит на

-А это обидно для человека?

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

- Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10.

- Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

Этот прием называется иносказание (аллегория)- то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных.

- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём (иносказание): переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки).

- Подберите карточки, относящиеся к басне и докажите, что «Зеркало и Обезьяна» – это басня.

(Карточки на столах)

Басня

Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.

Смешное лирическое стихотворение

Короткая сказочная история

Герои - животные, иногда люди.

Герои - богатыри

Есть герои - помощники

Цель: помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними

Цель: прославить русский народ, Русь

Цель: развлечь читателя, создать хорошее настроение

Мораль

Волшебство

Троекратный повтор

Проверка.

(Басня.)

(животные)

(людей)

….(животных).

(нет)

(Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).

Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Работа в парах)

Предметные: -

- учиться выразительному и осознанному чтению.

Личностные: - - ориентироваться в нравственном содержании поступков (своих и других людей);

Регулятивные:  - - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

VII. Включение в систему знаний

1 мин

Итог урока.

 Мы справились с целью нашего урока?

- Понравился вам урок?

 Что бы вы посоветовали Обезьяне?

Ответы детей

Предметные: -учиться выразительному и осознанному чтению.

Личностные: - проявлять интерес к новому жанру - басне;

Регулятивные:

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

6 мин

- Продолжите незаконченные предложения.

За портретом обезьяны я вижу людей, которые…

За портретом медведя я вижу людей, которые…

Прочитав басню, я задумался о …

- Спасибо всем, кто читал басню внимательно и работал старательно!

Домашнее задание.

С. 136 Выучить наизусть. Изобразить характер героев с помощью мимики, жестов.

Ответы детей

Запись домашнего задания

Личностные:

адекватного понимания причин успешности/неуспешности

учебной деятельности;

положительной адекватной

дифференцированной

самооценки на основе критерия

успешности реализации

социальной роли «хорошего

ученика».

Коммуникативные:

формулировать собственное

мнение и позицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"

На данном уроке  проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России

Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России

Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик»,  развивать навыки беглого,  выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...

Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...