Конспект урока по литературному чтению И.А. Крылов "Зеркало и обезьяна" (УМК "Школа России 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема | И.А. Крылова "Зеркало и обезьяна" |
Педагогические задачи | создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи |
Планируемый результат | Предметные: - умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность); - видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении; - учиться выразительному и осознанному чтению. Личностные: - проявлять интерес к новому жанру - басне; - ориентироваться в нравственном содержании поступков (своих и других людей); Регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы; - осуществлять анализ и синтез, делать выводы; - определять мораль басни; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Основные понятия | Басня, мораль. |
Образовательные ресурсы | мультимедийный проектор, интерактивная доска Elite Ponaboard |
Организация пространства. | Фронтальная и индивидуальная работа. |
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | Проверка готовности к уроку | Самоконтроль | Личностные- личностное, профессиональное, жизненное определение и построение жизненных планов во временной перспективе. Регулятивные- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества. |
II. Актуализация знаний и мотивация | 4 мин | Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать» Как вы думаете, почему сегодня с этой пословицы начинается наш урок? Объясните пословицу. -ВЫВОД? - Назовите раздел, который мы изучаем? - Сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал русский поет Петр Андреевич Вяземский. А вы подумайте, о ком он писал эти строки? "Забавой он людей исправил, Сметал с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта - наша быль. И не забудут, этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят". (П. А. Вяземский) -Правильно. | (Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь с текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.) Мы будем читать, читать вдумчиво, понимая авторские мысли. (Великие русские писатели) -(О Крылове) | Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений. Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
III. Постановка учебной задачи | 3 мин | - Сформулируйте тему урока - Какое произведение будем изучать? («Зеркало и Обезьяна») - Сравните иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем? - И.А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём? - Сформулируйте цель урока? - Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков? – Прочитайте заголовок. - О чем говорит заголовок? - Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? - Для чего нам нужно зеркало? - А для чего зеркало обезьяне? - А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало. | (Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна») (“Зеркало и Обезьяна”) (Главные действующие герои). (Высказывают предположения) | Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Познавательные: устанавливать аналогии; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. |
IV. Открытие нового знания | 5 мин | - В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить. - Найдём в словаре толкование выражений: (у каждой пары лежит словарь) (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде) По пальцам перечесть-о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо На себя оборотиться- посмотреть на себя Совет попусту пропал-не слушала На руку не чист - склонен к воровству - Как называются данные выражения? - Как называется словарь, в котором вы узнали значение фразеологизмов? | образ - вид, облик.внешность; кум, кума- крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной; ужимки- гримасы; неестественные телодвижения; сатира - смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают НА. украдкой -скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал. (фразеологизмы) (Фразеологический) | Предметные: - умение определять басню как жанр литературы - видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении; Личностные: - - ориентироваться в нравственном содержании поступков. Регулятивные: - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 10 мин | –Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь. - Оправдались ли наши предположения, о чем басня? - Кто главные действующие герои? -Что вам показалось смешным? - Из скольких частей состоит басня? - Как называется первая часть басни? - Почему Зеркало с большой буквы? - Кого мартышка увидела в зеркале? - Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? - Узнала ли она себя в нём? - Докажите словами из текста. - Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа? - Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. - Про кого обезьяна так говорит? - Докажите словами из текста. - Кому на самом деле она даёт такую характеристику - Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими - Какой изобразил Крылов мартышку? - Глупость, самоуверенность –это пороки, от них надо избавляться. - Умела обезьяна видеть свои недостатки? - А у людей вы встречали такое качество? - А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете? - Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания. - А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? - Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете? - Каким тоном прочитаем его слова? - Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает? Какой итог? - Какова же главная мысль басни? Вывод? - Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи. - Когда мы можем употребить это крылатое выражение? - Обратимся ко 2-ой части. Как называется эта часть? Что такое мораль? – Самостоятельное чтение басни. - Таких людей, как эта обезьяна много. - Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами. - Прочитайте только мораль. Вывод? -Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? 5. ФИЗМИНУТКА (Гимнатика для глаз) | (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто) (Саму себя, свой образ) (Нет) (Нет) (Она глупая) (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка). (Про кумушек) (Себе) (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа. Можно сказать, что она была самоуверенной) (Глупой, кривлякой, самоуверенной) (Нет) (Да) (Медведь) Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?» Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны. (Мораль) (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.) (Не любит узнавать никто себя в сатире.) Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними. (Она не видит своих недостатков, но видит их в других.) | Предметные: - видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении; - учиться выразительному и осознанному чтению. Личностные: - ориентироваться в нравственном содержании поступков (своих и других людей); Регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 10 мин | - Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком? - А И.А.Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили. Как вы думаете почему? (Выслушиваются предположения) - В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? - Кто главные герои басни? - Чьи поступки высмеивает автор? -Значит, все недостатки людей автор переносит на -А это обидно для человека? -Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека? - Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10. - Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? Этот прием называется иносказание (аллегория)- то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных. - И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём (иносказание): переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки). - Подберите карточки, относящиеся к басне и докажите, что «Зеркало и Обезьяна» – это басня. (Карточки на столах) Басня Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей. Смешное лирическое стихотворение Короткая сказочная история Герои - животные, иногда люди. Герои - богатыри Есть герои - помощники Цель: помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними Цель: прославить русский народ, Русь Цель: развлечь читателя, создать хорошее настроение Мораль Волшебство Троекратный повтор Проверка. | (Басня.) (животные) (людей) ….(животных). (нет) (Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей). Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Работа в парах) | Предметные: - - учиться выразительному и осознанному чтению. Личностные: - - ориентироваться в нравственном содержании поступков (своих и других людей); Регулятивные: - - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
VII. Включение в систему знаний | 1 мин | Итог урока. Мы справились с целью нашего урока? - Понравился вам урок? Что бы вы посоветовали Обезьяне? | Ответы детей | Предметные: -учиться выразительному и осознанному чтению. Личностные: - проявлять интерес к новому жанру - басне; Регулятивные: - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 6 мин | - Продолжите незаконченные предложения. За портретом обезьяны я вижу людей, которые… За портретом медведя я вижу людей, которые… Прочитав басню, я задумался о … - Спасибо всем, кто читал басню внимательно и работал старательно! Домашнее задание. С. 136 Выучить наизусть. Изобразить характер героев с помощью мимики, жестов. | Ответы детей Запись домашнего задания | Личностные: адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"
На данном уроке проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России
В.И. Белов "Малька провинилась"...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России
Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России
Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик», развивать навыки беглого, выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...
Конспект урока по литературному чтению, Н.Н. Носов «На горке», 2 КЛАСС,УМК "Школа России"
Н.Н. Носов «На горке»...
Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...
Конспект урока по литературному чтению "Разлука в театре"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению...