Конспект урока: Побасенка «Тень, тень, потетень».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Тема урока: Побасенка «Тень, тень, потетень».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: знакомство с побасенкой «Тень, тень, потетень», ознакомление с бытом Древней Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_pobasenke_ten_ten_poteten.docx295.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Побасенка «Тень, тень, потетень».
Тип урока:
 комбинированный урок.
Цель урока: знакомство с побасенкой «Тень, тень, потетень», ознакомление с бытом Древней Руси.

Планируемые  результаты

  • Личностные:

- освоение социальной роли обучающегося;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование личностного смысла учения в ходе обсуждения темы урока.

  • Метапредметные (УУД):

Регулятивные:
 - формировать и удерживать учебную задачу;

 - использовать речь для регуляции своего действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Познавательные:

- передавать информацию устным и письменным способом;

- развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- адекватно оценивать собственные знания.

  • Предметные:

- повторение литературных жанров; 

- совершенствование диалогической формы устной речи в ходе дискуссии и разыгрывании побасенки, а также монологической в ходе ответов на вопросы.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

  • Для учителя

Конспект урока, презентация, компьютер, доска, проектор, учебник азбука, раздаточный материал.

  • Для ученика

Пенал, учебник азбука.

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

- Ребята, у вас на партах должны лежать учебник и пенал.

 - Все готовы к работе? Тогда продолжим.

 - Начнем урок с небольшого стихотворения, чтобы настроиться на отличную работу.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Актуализация знаний

- Ребята, кто скажет, с какими литературными жанрами мы с вами уже встречались на страницах учебника? (Потешки, песни, сказки,  стихотворения, рассказы)

- Верно. Сегодня мы познакомимся с необычным литературным жанром.

- А чтобы узнать с каким именно, я предлагаю вам совершить необычное путешествие, а какое мы с вами сейчас узнаем. Посмотрите на доску, кто может прочитать предложение, которое там написано?

- Какое предложение у вас получилось? (Делу время, а потехе час.)

- А на что похоже это предложение? (На пословицу.)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Время на труд и отдых нужно разделять, сначала хорошо потрудись, а потом отдыхай.)

- Правильно, молодцы.

- Итак, начнем наше увлекательное путешествие. Все закрывают глазки, мы отправляемся в путь.

Первичное усвоение новых знаний.

На доске изображение людей из Древней Руси.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1549417/285e541b-f568-4065-9359-6078afef89a8/s1200

- Открывайте глаза. Ребята, посмотрите на доску, где же мы оказались? (В прошлом.)

- Да, ребята. Мы переместились в Древнюю Русь. Как вы думаете, чем занимаются люди на картинке? (Веселятся, танцуют, поют.)

- Верно. Мы как раз застали их за гулянием. На картине преобладают темно-зеленые, желтые тона, можно предположить, что там сейчас конец лета, начало осени. В это время года в Древней Руси, как раз очень много работы, это время сбора урожая. И вот собрался народ после тяжелого трудового дня и отдыхает. Правильно вы сказали, люди на картине танцуют, поют. У нас с вами есть уникальная возможность, послушать, что же они поют, я как раз знаю одно такое замечательное произведение народного творчества. Слушайте внимательно.

Учитель читает наизусть:

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка:

«Пойди догоняй-ка!»

Похвалялся медведь: 

«Могу песни я петь!»

Похвалялися ежи - 

«У нас шубы хороши!»

- Понравилось вам такое произведение? (Делятся впечатлениями.)

- Ребята, как вы думаете, к какому жанру можем мы его отнести? (Высказывают предположения.)

- Вы все немного были отчасти правы, это произведение как бы сочетает в себе сразу несколько жанров и песенку, и потешку и сказку. А называется такое произведение побасенка. Побасенка – это короткий, забавный рассказ  анекдотического или поучительного характера.  

- Какое настроение оно передает? (веселое, приподнятое.)

- Кто герои произведения? (Звери: лиса, заяц, медведь, ежи.)

- А где сидели звери? (Под плетнем.)

- А что такое плетень? (Затрудняются с ответом.)

- Плетень – это забор, сделанный из переплетенных между собой прутьев. В Древней Руси это была околица, люди после работы выходили за околицу и начиналось гуляние.

- А чем занимались звери? (Похвалялись.)

- А что это значит похваляться? (Хвастаться.)

- Нет, ребята. Это слово несет в себе другое значение. Хвастаться означает – радоваться самому и обращать внимание других  на что-то действительно существующее и  очень хорошее, достойное внимания всех; похваляться  – напротив,  свидетельствует о желании говорящего  незаслуженно присваивать себе то,  чем  он не  обладает, не владеет, а говорит так только для того, чтобы выделиться и покрасоваться.

- Чем хвалились звери? (Лиса – красотой, заяц – скоростью, медведь – пением, ежи – шубами).

- А обладают ли они этим на самом деле? (Нет.)

- Верно. Ведь все знают, что лиса та еще плутовка и любит обманывать, заяц трус, а медведь не обладает способностями певца, даже выражение такое есть – «Медведь на ухо наступил», а у ежей колючки, какая уж там шуба.

- Чему нас учит побасенка? Какой можем сделать для себя вывод? (Нельзя похваляться, говорить нужно только о том, чем ты действительно обладаешь.)

- Верно. В шуточной форме на примере зверей описывается быть Древней Руси. Наши далекие предки в праздники, когда для них выпадало редкое свободное время, не тратили его попусту, а собирались все вместе за околицей и радовали друг друга своими достижениями и способностями, которые вырабатывались у них в повседневном тяжелом труде: женщины – умением готовить еду, печь особенно вкусные пироги  или необычным рукоделием; мужчины – ловкостью, сноровкой, без которых нельзя было добиться успеха в труде – в  изделиях из металла и дерева. Собравшись вместе,   каждый показывал «обществу»  свои достижения  и обогащался опытом других, а потом все вместе кружились в хороводах, опять-таки   подражая друг другу и обучаясь чему-то новому, позитивному  у умельцев-односельчан;  тут же все вместе ели, пили и беседовали о жизни.

Первичная проверка понимания

- Сейчас предлагаю вам прочитать это произведение еще раз, только хором. Но перед тем как начать чтение, хочу обратить ваше внимание на одну его особенность, текст песни при чтении его с правильной интонацией напоминает игру на одном музыкальном инструменте. Сейчас мы начнем читать, а вы попробуйте догадаться на каком.

Чтение текста хором.

- Итак, кто догадался, что это за инструмент? (Балалайка.)

- Верно. Я думаю, что при исполнении данной побасенки, нередко народ сопровождал ее игрой на этом инструменте.

- Отлично. Давайте теперь немного поиграем. Попробуем изобразить лису, зайца, медведя и ежей. Желающие выйдут к доске и попробуют изобразить, как они похвалялись, мы сделаем небольшой спектакль и разыграем нашу побасенку, а остальные будут зрителями, как в настоящем театре и потом скажут получилось у наших актеров войти в роль или нет.

Сценка по тексту побасенки.

- Молодцы. Очень похоже получилось.

Первичное закрепление

- А сейчас творческое задание. Представим, что каждый из нас собрался на посиделки у плетня. Постарайтесь придумать своего героя: зверя, птицу, насекомое, который будет похваляться вместе с героями побасенки. Подумайте, чем он будет похваляться.

Учащиеся делятся своими придуманными героями и похваляются. Разыгрываются посиделки у плетня.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Молодцы. Интересные герои получились. Вашим домашним заданием будет нарисовать посиделки у плетня, изобразить героев побасенки, а также своего придуманного на уроке героя.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

- С каким необычным жанром мы сегодня познакомились? (Побасенка.)

- Чему учит нас побасенка? (Нельзя похваляться, говорить нужно только о том, чем ты действительно обладаешь.)

- Оценим работу на уроке.

Работа с карточками на столах.

- Если у вас все получилось, вы активно отвечали на вопросы и все поняли, закрасьте смайлик зеленым цветом. Если у вас были небольшие затруднения и не на все вопросы вы знали ответ, закрасьте смайлик желтым цветом. А если на уроке вам было трудно и не с одним заданием вы не смогли справится, закрасьте смайлик красным цветом.

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...