Конспект урока: Побасенка «Тень, тень, потетень».
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Тема урока: Побасенка «Тень, тень, потетень».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: знакомство с побасенкой «Тень, тень, потетень», ознакомление с бытом Древней Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_pobasenke_ten_ten_poteten.docx | 295.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Побасенка «Тень, тень, потетень».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: знакомство с побасенкой «Тень, тень, потетень», ознакомление с бытом Древней Руси.
Планируемые результаты
- Личностные:
- освоение социальной роли обучающегося;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование личностного смысла учения в ходе обсуждения темы урока.
- Метапредметные (УУД):
Регулятивные:
- формировать и удерживать учебную задачу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Познавательные:
- передавать информацию устным и письменным способом;
- развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.
Коммуникативные:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- адекватно оценивать собственные знания.
- Предметные:
- повторение литературных жанров;
- совершенствование диалогической формы устной речи в ходе дискуссии и разыгрывании побасенки, а также монологической в ходе ответов на вопросы.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
- Для учителя
Конспект урока, презентация, компьютер, доска, проектор, учебник азбука, раздаточный материал.
- Для ученика
Пенал, учебник азбука.
Организационный этап
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.
- Ребята, у вас на партах должны лежать учебник и пенал.
- Все готовы к работе? Тогда продолжим.
- Начнем урок с небольшого стихотворения, чтобы настроиться на отличную работу.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Актуализация знаний
- Ребята, кто скажет, с какими литературными жанрами мы с вами уже встречались на страницах учебника? (Потешки, песни, сказки, стихотворения, рассказы)
- Верно. Сегодня мы познакомимся с необычным литературным жанром.
- А чтобы узнать с каким именно, я предлагаю вам совершить необычное путешествие, а какое мы с вами сейчас узнаем. Посмотрите на доску, кто может прочитать предложение, которое там написано?
- Какое предложение у вас получилось? (Делу время, а потехе час.)
- А на что похоже это предложение? (На пословицу.)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Время на труд и отдых нужно разделять, сначала хорошо потрудись, а потом отдыхай.)
- Правильно, молодцы.
- Итак, начнем наше увлекательное путешествие. Все закрывают глазки, мы отправляемся в путь.
Первичное усвоение новых знаний.
На доске изображение людей из Древней Руси.
- Открывайте глаза. Ребята, посмотрите на доску, где же мы оказались? (В прошлом.)
- Да, ребята. Мы переместились в Древнюю Русь. Как вы думаете, чем занимаются люди на картинке? (Веселятся, танцуют, поют.)
- Верно. Мы как раз застали их за гулянием. На картине преобладают темно-зеленые, желтые тона, можно предположить, что там сейчас конец лета, начало осени. В это время года в Древней Руси, как раз очень много работы, это время сбора урожая. И вот собрался народ после тяжелого трудового дня и отдыхает. Правильно вы сказали, люди на картине танцуют, поют. У нас с вами есть уникальная возможность, послушать, что же они поют, я как раз знаю одно такое замечательное произведение народного творчества. Слушайте внимательно.
Учитель читает наизусть:
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди догоняй-ка!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялися ежи -
«У нас шубы хороши!»
- Понравилось вам такое произведение? (Делятся впечатлениями.)
- Ребята, как вы думаете, к какому жанру можем мы его отнести? (Высказывают предположения.)
- Вы все немного были отчасти правы, это произведение как бы сочетает в себе сразу несколько жанров и песенку, и потешку и сказку. А называется такое произведение побасенка. Побасенка – это короткий, забавный рассказ анекдотического или поучительного характера.
- Какое настроение оно передает? (веселое, приподнятое.)
- Кто герои произведения? (Звери: лиса, заяц, медведь, ежи.)
- А где сидели звери? (Под плетнем.)
- А что такое плетень? (Затрудняются с ответом.)
- Плетень – это забор, сделанный из переплетенных между собой прутьев. В Древней Руси это была околица, люди после работы выходили за околицу и начиналось гуляние.
- А чем занимались звери? (Похвалялись.)
- А что это значит похваляться? (Хвастаться.)
- Нет, ребята. Это слово несет в себе другое значение. Хвастаться означает – радоваться самому и обращать внимание других на что-то действительно существующее и очень хорошее, достойное внимания всех; похваляться – напротив, свидетельствует о желании говорящего незаслуженно присваивать себе то, чем он не обладает, не владеет, а говорит так только для того, чтобы выделиться и покрасоваться.
- Чем хвалились звери? (Лиса – красотой, заяц – скоростью, медведь – пением, ежи – шубами).
- А обладают ли они этим на самом деле? (Нет.)
- Верно. Ведь все знают, что лиса та еще плутовка и любит обманывать, заяц трус, а медведь не обладает способностями певца, даже выражение такое есть – «Медведь на ухо наступил», а у ежей колючки, какая уж там шуба.
- Чему нас учит побасенка? Какой можем сделать для себя вывод? (Нельзя похваляться, говорить нужно только о том, чем ты действительно обладаешь.)
- Верно. В шуточной форме на примере зверей описывается быть Древней Руси. Наши далекие предки в праздники, когда для них выпадало редкое свободное время, не тратили его попусту, а собирались все вместе за околицей и радовали друг друга своими достижениями и способностями, которые вырабатывались у них в повседневном тяжелом труде: женщины – умением готовить еду, печь особенно вкусные пироги или необычным рукоделием; мужчины – ловкостью, сноровкой, без которых нельзя было добиться успеха в труде – в изделиях из металла и дерева. Собравшись вместе, каждый показывал «обществу» свои достижения и обогащался опытом других, а потом все вместе кружились в хороводах, опять-таки подражая друг другу и обучаясь чему-то новому, позитивному у умельцев-односельчан; тут же все вместе ели, пили и беседовали о жизни.
Первичная проверка понимания
- Сейчас предлагаю вам прочитать это произведение еще раз, только хором. Но перед тем как начать чтение, хочу обратить ваше внимание на одну его особенность, текст песни при чтении его с правильной интонацией напоминает игру на одном музыкальном инструменте. Сейчас мы начнем читать, а вы попробуйте догадаться на каком.
Чтение текста хором.
- Итак, кто догадался, что это за инструмент? (Балалайка.)
- Верно. Я думаю, что при исполнении данной побасенки, нередко народ сопровождал ее игрой на этом инструменте.
- Отлично. Давайте теперь немного поиграем. Попробуем изобразить лису, зайца, медведя и ежей. Желающие выйдут к доске и попробуют изобразить, как они похвалялись, мы сделаем небольшой спектакль и разыграем нашу побасенку, а остальные будут зрителями, как в настоящем театре и потом скажут получилось у наших актеров войти в роль или нет.
Сценка по тексту побасенки.
- Молодцы. Очень похоже получилось.
Первичное закрепление
- А сейчас творческое задание. Представим, что каждый из нас собрался на посиделки у плетня. Постарайтесь придумать своего героя: зверя, птицу, насекомое, который будет похваляться вместе с героями побасенки. Подумайте, чем он будет похваляться.
Учащиеся делятся своими придуманными героями и похваляются. Разыгрываются посиделки у плетня.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Молодцы. Интересные герои получились. Вашим домашним заданием будет нарисовать посиделки у плетня, изобразить героев побасенки, а также своего придуманного на уроке героя.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.
- С каким необычным жанром мы сегодня познакомились? (Побасенка.)
- Чему учит нас побасенка? (Нельзя похваляться, говорить нужно только о том, чем ты действительно обладаешь.)
- Оценим работу на уроке.
Работа с карточками на столах.
- Если у вас все получилось, вы активно отвечали на вопросы и все поняли, закрасьте смайлик зеленым цветом. Если у вас были небольшие затруднения и не на все вопросы вы знали ответ, закрасьте смайлик желтым цветом. А если на уроке вам было трудно и не с одним заданием вы не смогли справится, закрасьте смайлик красным цветом.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...