Литературное чтение, 3 класс. Технологическая карта урока. Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пуртова Анжелика Анатольевна

Тема: Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка  

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод обучения: деловая игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока. 253.5 КБ

Предварительный просмотр:

И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
(
басня)

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод обучения: деловая игра.

Формы организации учебной  деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс

Раздаточный материал, компьютер, рабочие карты, мультимедийный проектор, доска.

Цели:

Обучающие:

  1.  продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.
  2.  учить понимать глубину содержания произведения;
  3.  формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
  4.  находить мораль в произведении;

Развивающие: 

  1. содействовать развитию мыслительных операций:
  2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;
  3.  развивать творческое воображение, познавательную активность,
  4.  работать над развитием разговорной речи.

Воспитательные: 

  1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
  2. формировать положительные качества,
  3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
  4. учить критически воспринимать информацию.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

 Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют свои действия для решения учебной задачи,

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

 

    Прозвенел  звонок и смолк.

     Начинается урок.
    Повернёмся поскорей

     И приветствуем гостей:

     Улыбнёмся, раз и два.
    Поработать уж пора!!!  

Приветствуют гостей, учителя.  

Настраиваются на работу

Проверка домашнего задания.

Из рисунков учащихся организуется выставка.

– Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему?

– Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки?

– Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками.

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

Проверка изученного материала.

Тест. Выберите   правильный ответ  

БАСНЯ – это:

  • краткий рассказ;
  • поучительный рассказ;
  • краткий иносказательный рассказ поучительного характера

БАСНИ  ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

  • высмеять пороки людей
  • научить правильному поведению
  • показать пример для подражания

ФОРМА  РЕЧИ  БАСНИ  ИМЕЕТ:

  • прямое значение
  • иносказательное значении    

В БАСНЕ:

  • есть вывод – мораль
  • вывода нет, каждый придумывает его сам.
  • вывод не нужен.

В ЧЁМ УСПЕХ БАСЕН И.А.КРЫЛОВА?

  • Они высмеивают не людей, а животных.
  • Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.
  • Они высмеивают только богатых людей.

Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают термины, выводы. Выбирают правильный ответ.

ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА

Речевая разминка

Формулирование темы урока, постановка цели и задач

—Кар-кар-кар! — кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? ... (Ворона).

- Прочитайте орфоэпически (как произносим)

- Прочитайте медленно, затем с ускорением.

Я не зря вам дала такую разминку, мы сейчас будем угадывать следующую басню, которую будем изучать.

Чтобы название ещё одной  басни Крылова узнать, по вариантам  ребусы надо отгадать

                        Ребус Лисица                 

- Чему мы должны сегодня научиться на уроке?

- Понравилась ли вам басня? О ком она?

Читают хором .

Фронтальная работа по отгадыванию ребусов

Формулируют тему урока.

Ставят цели урока.

Дети слушают басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

Словарная работа

   

Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.                                           

Пленил – заворожил.

Гнусный – внушающий отвращение.                                                                                                                                                                                                     Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.                                                                                                                                                                       Бог послал – случайно нашла.                                                                                                                                                                               Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.                                                                                     Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.                                                                                                                                                Не впрок – не на пользу.

Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.

Работа с рабочими листами

Работа над текстом (с.137-138) Анализ произведения

- Из-за чего пострадала Ворона?

- Жалко ли вам ее?

- А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).

- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит…)

- Опишите внешний вид вороны (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый).

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

 – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)

 – Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

 – А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

 – Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей)

- Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

 – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам)

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

– В каких словах выражена основная мысль басни, где заключена мораль?

Индивидуально читают басню.  

Работают с текстом

Отвечают и внимательно слушают, как задания выполнены.

Дети находят мораль басни и читают:

«Уж сколько раз твердили миру,

 Что лесть гнусна, вредна,
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Физминутка

 Деловая игра. Сравнение басни Крылова и басни Эзопа

Составление и написание синквейна на  главных героев басни

Сравнение басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» в пересказе для детей Толстого

– Послушайте и скажите, о чем она.

Ворон и Лисица

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мясо, она подошла и говорит:

 «Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царем быть! И верно был бы ты царем, если бы у тебя голос был. Ворон разинул клюв и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царем».

-  Чем отличается басня И.А. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа?

Работа с рабочими листами. Составляем синквейн на ворону и на лисицу (по желанию).

Синквейн (французское слово - «пять») – это не обычное стихотворение,  написанное в соответствии  с определёнными правилами 

Работа в группах

Работают над поставленной задачей.

В итоге представляют свой синквейн на героев басни.

Итоговый тест

 Итоговый тест по басне Крылова

https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-basne-krylova-vorona-i-lisitsa

Итоговый тест по басне Эзопа

https://kupidonia.ru/viktoriny/test-po-basne-ezopa-voron-i-lisitsa

Домашнее задание        

Выучить наизусть басню «Ворона и лисица», до конца заполнить рабочий лист

Самооценка.

     

           

Рефлексия

Сейчас каждый из вас подумает о своей роли и оцените свою работу

  • красный, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников                      
  • жёлтый, если вы в чём-то не уверены
  • оранжевый, если ничего не понравилось.

- Продолжите одно из предложений

Сегодня я для себя открыл(а), что…

Для меня этот урок был … , потому что …

Оценивают свою работу

Продолжают одно из предложений

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Урок построен с учётом современных образовательных технологий....

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».

Урок  литературного чтения в 3 классе  по УМК "Школа России" построен в  соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

Урок по литературному чтению "Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица" 3 класс

Технологическая карта урока по литературному чтению. Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица". 3 класс. По учебнику В. Ю. Свиридовой...

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС ТЕМА: БАСНЯ И.А. КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Задачи урока:-  способствовать формированию умения понимать смысл басни И. А. Крылова; - показать, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основание...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

На уроке обучающиеся знакомятся с басней Крылова "Ворона и Лисица". Особое внимание уделяется словарной работе и выразительному чтению басни по ролям.В конце предлагается театрализация басни...