Литературное чтение, 3 класс. Технологическая карта урока. Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема: Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод обучения: деловая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока. | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
(басня)
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод обучения: деловая игра.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс
Раздаточный материал, компьютер, рабочие карты, мультимедийный проектор, доска.
Цели:
Обучающие:
- продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.
- учить понимать глубину содержания произведения;
- формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
- находить мораль в произведении;
Развивающие:
- содействовать развитию мыслительных операций:
- сравнение, анализ, синтез, систематизация;
- развивать творческое воображение, познавательную активность,
- работать над развитием разговорной речи.
Воспитательные:
- воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
- формировать положительные качества,
- вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
- учить критически воспринимать информацию.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют свои действия для решения учебной задачи,
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент.
| Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. И приветствуем гостей: Улыбнёмся, раз и два. | Приветствуют гостей, учителя. Настраиваются на работу |
Проверка домашнего задания. | Из рисунков учащихся организуется выставка. – Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему? – Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки? – Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками. | Отвечают на вопросы. Рассуждают. |
Проверка изученного материала. | Тест. Выберите правильный ответ БАСНЯ – это:
БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
В БАСНЕ:
В ЧЁМ УСПЕХ БАСЕН И.А.КРЫЛОВА?
| Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают термины, выводы. Выбирают правильный ответ. ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА |
Речевая разминка Формулирование темы урока, постановка цели и задач | —Кар-кар-кар! — кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее? ... (Ворона). - Прочитайте орфоэпически (как произносим) - Прочитайте медленно, затем с ускорением. Я не зря вам дала такую разминку, мы сейчас будем угадывать следующую басню, которую будем изучать. Чтобы название ещё одной басни Крылова узнать, по вариантам ребусы надо отгадать
- Чему мы должны сегодня научиться на уроке? - Понравилась ли вам басня? О ком она? | Читают хором . Фронтальная работа по отгадыванию ребусов Формулируют тему урока. Ставят цели урока. Дети слушают басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица» |
Словарная работа
| Чтобы басню легко было читать, Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. Пленил – заворожил. Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу. Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища. | Работа с рабочими листами |
Работа над текстом (с.137-138) Анализ произведения | - Из-за чего пострадала Ворона? - Жалко ли вам ее? - А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно? - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду) - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека). - Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы). - Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит…) - Опишите внешний вид вороны (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый). – Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет) – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!») – Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает) – А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок») – Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) - Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр) – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам) – Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему? Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. – В каких словах выражена основная мысль басни, где заключена мораль? | Индивидуально читают басню. Работают с текстом Отвечают и внимательно слушают, как задания выполнены. Дети находят мораль басни и читают: «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, |
Физминутка | ||
Деловая игра. Сравнение басни Крылова и басни Эзопа Составление и написание синквейна на главных героев басни | Сравнение басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» в пересказе для детей Толстого – Послушайте и скажите, о чем она. Ворон и Лисица Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мясо, она подошла и говорит: «Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царем быть! И верно был бы ты царем, если бы у тебя голос был. Ворон разинул клюв и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царем». - Чем отличается басня И.А. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа? Работа с рабочими листами. Составляем синквейн на ворону и на лисицу (по желанию). Синквейн (французское слово - «пять») – это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами | Работа в группах Работают над поставленной задачей. В итоге представляют свой синквейн на героев басни. |
Итоговый тест | Итоговый тест по басне Крылова https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-basne-krylova-vorona-i-lisitsa Итоговый тест по басне Эзопа https://kupidonia.ru/viktoriny/test-po-basne-ezopa-voron-i-lisitsa | |
Домашнее задание | Выучить наизусть басню «Ворона и лисица», до конца заполнить рабочий лист | |
Самооценка.
Рефлексия | Сейчас каждый из вас подумает о своей роли и оцените свою работу
- Продолжите одно из предложений Сегодня я для себя открыл(а), что… Для меня этот урок был … , потому что … | Оценивают свою работу Продолжают одно из предложений |
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Урок построен с учётом современных образовательных технологий....
Урок по литературному чтению «Чтение и анализ басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)
Нестандартный урок с применением презентации....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" построен в соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...
Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...
Урок по литературному чтению "Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица" 3 класс
Технологическая карта урока по литературному чтению. Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица". 3 класс. По учебнику В. Ю. Свиридовой...
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС ТЕМА: БАСНЯ И.А. КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Задачи урока:- способствовать формированию умения понимать смысл басни И. А. Крылова; - показать, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основание...
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
На уроке обучающиеся знакомятся с басней Крылова "Ворона и Лисица". Особое внимание уделяется словарной работе и выразительному чтению басни по ролям.В конце предлагается театрализация басни...