Урок по литературному чтению «Чтение и анализ басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Алексеева Наталья Владимировна

Нестандартный урок с применением презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorona_i_lisitsa.docx23.42 КБ
Файл vorona_i_lisitsa.pptx801.36 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Сясьстройска средняя общеобразовательная школа №1»

Волховского района Ленинградской области

                                                                                       Алексеева Наталья Владимировна -

                                                                                       учитель начальных классов.

                                                                                        Педагогический стаж – 36 лет.

                                                                                        Квалификационная категория –

                                                                                        высшая квалификационная категория

                                                                                        по должности «учитель».

Урок по литературному чтению

«Чтение и анализ басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

(Образовательная система «Школа России» ФГОС)

                                                                      2013

                                             Литературное чтение.

Тема: чтение и анализ басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Цель: научить читать и анализировать басню, раскрывая её идею

Задачи: - формирование навыков чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность);

- формирование навыка работы с басней (ответы на вопросы, тема, идея);

- формирование навыка связной речи;

- воспитывать на примере басни недоверие к льстивым речам, бороться с невежеством, глупостью;

- воспитывать любовь к поэзии, к литературе, искусству;

- формировать навыки самостоятельности;

- воспитывать трудолюбие и достижение цели;

- учить анализировать ответы товарищей и свою работу;

- воспитывать сознательную дисциплину, уметь дорожить временем урока, санитарно-гигиенические навыки.

Тип урока: новая тема.

Вид урока: урок-беседа с решением проблемно- познавательных задач.

Технология: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего обучения и дифференцированного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация с иллюстрацией к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица», учебник «Литературное чтение», 3 класс, Климановой.

Для инсценировки: костюм лисы и маска вороны.

                                               Ход урока

I. Вхождение в урок.

Проверьте вашу подготовленность к уроку (наличие учебных принадлежностей).

II. Постановка цели урока.

Цель: создать мотивацию к обучению, заинтересовать детей в определении темы урока.

На уроке литературного чтения вы познакомитесь с одним из пороков, который автор высмеивает в своём произведении. Прежде чем начнём работать над произведением, рассмотрите иллюстрацию.

III. Новая тема (слайд 1)

1. Работа с иллюстрацией.

Кого видите? (Ворону и Лису).

Что в клюве у Вороны? (Кусочек сыра).

Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? (Лиса хочет отобрать сыр у Вороны).

Удастся ли ей это, ведь Лиса не умеет лазать по деревьям, а сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).

Кто же герои этой иллюстрации? (Ворона и Лиса).

Как может называться произведение, иллюстрацию к которому вы сейчас рассмотрели? (Ворона и Лиса).

Чем всё может закончиться? Сумеет ли Лиса отобрать сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).

На этот вопрос вы сможете получить ответ, послушав чтение самого произведения.

2. Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» учителем наизусть.

Что за произведение я прочитала? (Это басня. Авторская: И. А. Крылов. Относится к художественной литературе).

Докажите, что это басня.

(Басня- небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки, недостатки: лживость, хитрость, жадность, глупость, заносчивость и так далее.  В баснях, обычно, действуют животные, предметы, иногда и люди, в которых ярко проявляются и высмеиваются черты характера людей.  Часто басня заканчивается или начинается моралью, в которой заключается поучительный смысл произведения).

Определите тему урока.

Сравните. (слайд 2)

Тема: чтение и анализ басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Что больше всего понравилось или запомнилось при моём чтении басни? Что бы вы хотели ещё раз послушать из басни?

О чём эта басня? (Как Лиса хотела выманить сыр у Вороны).

Удалось ей это? (Да).

На какой вопрос вы должны получить ответ? (Почему Лисе удалось выманить сыр у Вороны?)

3. Чтение басни детьми про себя для осмысливания текста.

Какие слова в тексте басни вам были непонятны?

4. Коллективная работа по осмысливанию непонятных для детей слов.

5. Подготовительная работа перед чтением басни детьми вслух.

Какова Лиса в изображении И. А. Крылова? (Лукавая, хитрая, умная, плутовка).

Проследите, как она действует? (На цыпочках. Осторожно, чтобы не спугнуть Ворону).

Подумайте, как надо читать эти строки. (Медленно, вкрадчиво).

Как, по-вашему, надо читать разговор Лисы с Вороной? (Вкрадчиво, но и с усмешкой).

В каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны? (Постепенно с нарастанием качеств).

Для чего это нужно Лисе? (Войти в доверие, вскружить голову Вороне).

6. Чтение басни детьми вслух по четверостишьям с разбором по осмысливанию басни.

1-ое четверостишье.

Вопросы по осмысливанию 1-го четверостишья:

Что Бог послал Вороне? (Кусочек сыру).

Значит, какой по размеру этот кусочек? (Небольшой).

Часто ли Вороне приходится лакомится сыром? (Нет).

Этот кусочек сыра дорог для Вороны? (Да).

Вывод: сыр для Вороны очень дорог.

Почему автор употребил слово «взгромоздясь», а не просто села? (Ворона-птица крупная, неуклюжая).

«Позавтракать». Какое время суток? (Утро).

«Совсем уж было собралась». «Собралась» - каким словом можно заменить? (Хотела).

«Призадумалась». Может Ворона о чём – то думать? (Нет. Мыслить и думать может только человек).

Чтение следующих 3 – х строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

Как понять «на ту беду»? (Лиса – хитрый зверь, любит полакомиться за чужой счёт. Автор как бы предупреждает).

«Близёхонько». Как понять? (Совсем рядом).

Что заставило Лису остановиться, когда она бежала по лесу? (Сырный дух). Как понять «Сырный дух»? (Запах сыра).

Чтение следующих 4-х строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

Как понимаете слово «пленил»? (Взял в «плен», т. е. притянул к себе).

В начале автор говорит, что Лиса просто бежала, а когда почувствовала запах сыра, как изменились её действия? Прочитайте.

«На цыпочках подходит,

Вертит хвостом, …глаз не сводит,

…говорит сладко, чуть дыша.»

Как понимаете «на цыпочках»? (Тихо, чтобы не спугнуть Ворону).

«Вертит»? (Виляет хвостом: рада находке).

«Глаз не сводит»? (Внимательно следит).

«Говорит сладко, чуть дыша»? (Нараспев, медленно, ласково, нежно).

«Голубушка». Кого так называют? (Близкого, приятного, любимого).

Для чего всё это? (Войти в доверие к Вороне, чтобы добиться своей цели).

Чтение следующих 4-х строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

На самом ли деле так хороша Ворона, как обрисовала её Лиса? (Нет).

Для чего Лиса говорит неправду? (Чтобы расположить Ворону к себе, чтобы Ворона поверила Лисе).

Для чего Лисе это надо? (Добиться своей цели, а её цель - сыр).

«Шейка, глазки, пёрышки, носок, голосок» - в какой форме употребил автор эти существительные? (В ласкательной форме). А на самом деле, как можно сказать о Вороне? (Шея, глаза, перья. Нос, голос).

«Право»? (Правда).

Чтение следующих 3-х строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

Как Лиса обращалась к Вороне? Какими словами называла? Найдите в тексте, прочитайте. («Голубушка, светик, сестрица, царь – птица, мастерица»).

Как звучат эти слова? (Ласково).

Может Ворона быть «царь – птицей»? (Нет).

Голос «ангельский»? (Приятный).

На самом деле это всё так? (Нет. У Вороны голос громкий, хриплый. неприятный).

«Вещуньина»? (Та, кому все эти слова).

«Вскружилась»? (Перестала понимать, что происходит вследствие сильного увлечения).

«Спёрло»? (Перехватило дыхание).

Какой цели добивалась Лиса?  (Задобрить и отвлечь Ворону от сыра).

Чтение последних 5-ти строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

«Приветливы слова»? А на самом деле? (Насмешливые).

Добилась Лиса своей цели? (Да).

Каким образом она этого добилась? (Лестью, обманом, используя всё своё мастерство).

Кого высмеивает автор? (Ворону. За её доверие и глупость). А почему не Лису? Ведь она обманом и лестью добилась своей цели. (Лиса добилась, чего хотела. Она ничего противозаконного не сделала. А в жизни, кто как может, так и выживает. А Ворона никакой цели не добивалась, а из-за глупости своей потеряла то, что имела).

Чему учит эта басня? (Не верит льстивым речам).

Чтение морали.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

«Лесть гнусна»? (Внушает отвращение. Противна.)

«Не в прок»? (Не на пользу).

Какая строка стала крылатой фразой? Прочитайте.

(слайд 3) «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Как понимаете смысл этой фразы? (Хоть басня и написана много лет назад, а льстецы и по сей день лестью могут добиться желаемого).

7. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.

Дружно руки вверх подняли.

В стороны, вперёд. Присели.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

8. Работа над выразительным чтением басни.

Задание. Самостоятельно расставить паузы и логические ударения.

Каким голосом говорить за Лису? За автора? Разница? (Лиса – с хитростью, ласково. Автор ведёт рассказ).

9. Выразительное чтение басни детьми

1) про себя        

2) чтение всей басни вслух

IV.Итог урока.

Над чем работали на уроке? (Над басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»).

Какова тема этого произведения? (Лиса лестью выманила у Вороны лакомый кусочек сыру).

Идея? Чему учит басня? (не верить льстивым речам. А значит, и льстецам). А почему? Ведь так приятно услышать о себе хорошее? (Это неправда, обман, ложь).

V. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

VI. Домашнее задание.

1) научиться читать басню и ответить на вопросы после басни.

Желающие могут попробовать выучить басню.

2) Вспомнить произведения, в которых главное действующее лицо – Лиса.

VII. Инсценировка басни «Ворона и Лисица» заранее подготовленными учащимися.

 

 

 

На слайде 1 иллюстрация

  к басне И. А. Крылова

«Ворона и Лисица».

Учебники закрыты. Тему учитель не называет. Дети рассматривают иллюстрацию.

Определение басни дети уже знают с 1-2 классов. Учащиеся дают определение, что такое басня.

Дети определяют тему урока.

На слайде 2 открывается тема урока.

Прочитывание учителем наизусть понравившихся отрывков из басни.

Работа со словарём.

Читает ученик.

Читает ученик.

Читает ученик.

Читает ученик.

Варианты ответов детей.

Читает ученик.

Чтение детьми.

Читает ученик.

Варианты ответов детей.

Читает ученик.

Зачитывает ученик.

Варианты ответов детей.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель проходит между рядами, просматривает, помогает.

Спросить нескольких учащихся.

Смайлики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1» Волховского района Ленинградской области. Учитель начальных классов Алексеева Наталья Владимировна . Педагогический стаж – 36 лет . Квалификационная категория – высшая квалификационная категория по должности «учитель ». Презентация к уроку «Чтение и анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» 2013

Слайд 2

Литературное чтение

Слайд 4

Чтение и анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Слайд 5

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Слайд 6

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО на тему: «Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»».

Конспект урока по ИЗО на тему: «Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»»...

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...

«Праздник знаний в 1 классе по итогам I четверти» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)

Праздник знаний – это прежде всего урок, но урок необычный, предполагающий более свободное поведение, даже некоторый «рабочий шум». На данном уроке демонстрируются полученные знания. В конце праздника...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС ТЕМА: БАСНЯ И.А. КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Задачи урока:-  способствовать формированию умения понимать смысл басни И. А. Крылова; - показать, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основание...