УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС ТЕМА: БАСНЯ И.А. КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Пархомова Валентина Владимировна

Задачи урока:

-  способствовать формированию умения понимать смысл басни И. А. Крылова;

 - показать, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основанием для поучения, обращённого к людям;

 - сравнивать басню Эзопа и басню Крылова, в которых рассказана одна и та же история;

 - располагать литературные произведения на ленте времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka_uroka.docx962.79 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС

ТЕМА: БАСНЯ И.А. КРЫЛОВА  «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  МОУ СОШ №4 Г.ВСЕВОЛОЖСКА

ПАРХОМОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ


Тема: Басня И.А. Крылова  «Ворона и лисица»

Цель:  создать условия для знакомства и анализа басни И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Задачи урока:

Предметные:

-  способствовать формированию умения понимать смысл басни И. А. Крылова;

 - показать, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основанием для поучения, обращённого к людям;

 - сравнивать басню Эзопа и басню Крылова, в которых рассказана одна и та же история;

 - располагать литературные произведения на ленте времени.

Метапредметные:

Личностные:

- создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу,

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.

Регулятивные:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

 Познавательные:

- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, делать обобщения – формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные:

- создать условия для учебного взаимодействия учащихся;

- использовать в общении правила вежливости, строить понятные для партнёра высказывания в парах.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, в парах.

Тип урока: урок – ознакомление с новым материалом.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран; интерактивная доска; карточки с заданиями; презентация (среда POWERPOINT); учебник литературного чтения, 3 класс, 2часть, Н.А.Чуракова, толковые словари, выставка книг.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности. 

Психологический настрой учащихся.

- Пусть урок принесет нам всем радость общения. А помогать вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Подготовка  к работе.

Настрой на дальнейшую работу.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

 

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

- Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Вспомним то, что проходили на уроках. Вам нужно ответить на вопросы, которые лежат перед вами на партах. Ответы вписываем карандашом.

- Чья пара заканчивает, показывает знак.  

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

– А сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили материал.

Слушают, рассматривают ленту времени (на доске), выполняют задание в парах.

Проверка задания.

Заполнение хронологической карты.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3.Постановка

    учебной

    задачи.

 -  Нам сегодня предстоит басню прочитать.

В какое форме изложенье – будем узнавать.

Что за смысл таиться в ней –

Надо нам понять,

А потом попробуем басню разыграть.

 

4.Работа по

    теме урока

Работа с учебником

Работа со словарем

- Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его творчеству.

(СЛАЙД1)

- Сведение об авторе подготовила наша ученица.

(СЛАЙД 2)

- Прочитайте слова, записанные на доске. С какими животными ассоциируются эти слова?

Плутовка                    серая

Рыжая                крикливая                                          

Хитрая

Вороватая

(выставляются рисунки с изображением этих животных)

(Приложение 3,4)

- Предложите название басни.

- Откройте учебник на стр. 19 и прочитайте название басни. 

(СЛАЙД 3).

- А сейчас прочитаем басню. Сразу отмечаем непонятные слова.

- Понравилась вам басня?

- Что было непонятно?

- Давайте найдем те слова, которые непонятные вам.

Словарная работа.

- Как вы поняли смысл следующих слов.

На доске открыть слова.

(СЛАЙД 4)

- В классе есть группа ребят, которые готовились к словарной работе в библиотеке, работая со словарём.

Ребята, вы согласны с данными объяснениями, или что-то можете добавить?

(СЛАЙД 5)

-Не забывайте заполнить хронологическую карту.

Слушание

(Приложение 2)

Ответы

- лиса                                                    

- ворона

- Лисица и Ворона

- Ворона и Лисица

 

«Ворона и лисица»

Басню читает ученик

Слушание

По ходу чтения отмечают слова с непонятными значениями.

Дети работают со словарем.

Ответы детей

(дополнения подготовившихся учащихся)

  • Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. .
  • Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
  • Не впрок – не на пользу
  • Пленил – очаровал, увлёк.
  • Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.
  • Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.
  • Плутовка – обманщица, хитрая.
  • Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.
  • Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная железа, а также ожирение шеи под подбородком.
  • Гнусный - отвратительный, омерзительный.

Заполнение хронологической карты.

Познавательные:

формируем навык анализа произведения

 

Коммуникативные:

формируем умение слушать

и отвечать на  слышать,

правильно поставленный вопрос

 

 

 

 

Личностные:

ориентация в нравственном содержании

произведения

 

Коммуникативные:

умение слушать и слышать партнера, правильно  читать роль

 

 

 

 

 

 

Регулятивные :

 

формируем способность к самоконтролю, правильной самооценке;

 

 

 

Познавательные:

Формируем навык не пропускать

незнакомые слова, узнавать их значение.

 

Коммуникативные:

Умение сотрудничать со взрослым, принимать его помощь .

5.Физкультминутка

Мы читали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали –

Раз, два, три!

Ножками  потопали –

Раз, два, три!

Сели, встали, встали сели,

И друг друга  не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем.

Проводится физкультминутка

6.Чтение басни учащимися с целью ознакомления с текстом.

- Сейчас вы прочитаете басню самостоятельно, я думаю, что словарная работа вам поможет быстро прочитать и глубже понять смысл басни.

Чтение басни

 

 

 

 

7.Работа над басней (анализ басни)

Работа с учебником.

- А теперь ответьте на вопросы.

  • Почему Крылов говорит, что лесть вредна и гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

  • Как вы думаете, почему на роль льстеца выбрана лисица?

  • Найдите, как Крылов изобразил в басне лисицу и прочитайте.

  • Какие ласковые слова она говорит вороне? Как же их надо прочитать? Попробуйте.

 

  • Рассмотри иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым на стр.20

(СЛАЙД 6)

Это – рисунок карандашом.

  • Высоко ли сидит ворона? А можно с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перышки» и какой у нее «носок»? Понимаете, ребята,  почему художник выбрал такую точку зрения?

  • Кого вам лисица напоминает? 

  • А ворона?

  • Найдите и прочитайте, как автор передает радость вороны от льстивых слов лисицы.

  • В чем смысл басни?

-Не забывайте заполнить хронологическую карту.

- А сейчас ребята подготовили инсценировку басни.

Обобщение.

  • Вам уже приходилось читать басню с похожим сюжетом, но другого автора?

  • Какое там повествование?

  • В чем сходство и различие этих басен?

- Самостоятельно, работая в парах, ответьте, на этот вопрос, следуя плану.

ПЛАН

1. Сюжет. (Одинаковый или разный)

2. Форма изложения. (в прозе или в стихотворной форме)

3. Герои.

4. Их действия.

5. Мораль. (У Крылова – вначале, это слова автора, а у Эзопа в конце – это слова принадлежат лисице.)

Проверка работ.

- Приятно, только тогда, когда о тебе говорят правду, а лесть – это ложь

- В сказках она чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная

Чтение отрывка

Голубушка…

Рассматривание рисунка

Ответы детей

- Льстивого человека

- Глупого, невнимательного человека. Который поддается лести.

Чтение отрывка

- Не подаваться на лесть, она приносит вред человеку

Заполнение хронологической карты.

Инсценировка басни в костюмах героев басни.

- Да, басня Эзопа «Ворон и лисица»

Ответы детей.

Работа с табличкой

Эзоп

И.А. Крылов

Заполнение хронологической карты.

Коммуникативные:

-умение  слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 Познавательные :

находить нужную информацию

в разных источниках.

 

 

 

 

Развиваем умение признавать моральные устои  общества, определять отношение автора  к поступкам героев.

 

 

 

8. Рефлексия.

- Какая из басен вам понравилась больше и почему?

- Какая из этих басен была написана раньше?

- Почему же и Крылов обратился к этому сюжету?

Прочитайте пословицы, записанные на экране.

 (СЛАЙД 7)

- Какая из них подходит к басне «Ворона и Лисица». Докажите свою точку зрения.

Ответы детей

 - Волновали те же проблемы, что и Эзопа , но он хотел по своему о них рассказать. Людям надо напоминать об их пороках, чтобы они от них избавлялись, но говорить об этом не прямо, а через образы.

На языке мёд, а под языком лёд.

Личностные:

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке (совместно с учителем и одноклассниками);

Коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно, выражать свои мысли.

9. Оценивание своей работы по хронологической карте.

Оценивание совей работы.

Ребята, а теперь в группе оцените друг друга. Посмотрите в свою карту и скажите всегда ли хорошо работать одному. Подсчитайте, сколько плюсов  вы заработали сегодня на уроке.

У кого 5 «+»   - отлично

4 «+»  - хорошо

Со многими оценками я согласна. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.

Коммуникативные:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: 

рефлексия;

Личностные:

смыслообразование.

10.Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по теме Басни.Набираемся житейской мудрости

Обобщающий урок литературного чтения по басням. В уроке использована презентация, которая позволит учащимся наглядно увидеть фотографии Эзопа, Федра, Лафонтена, Крылова и даны фотографии книг данных а...

Обобщающий урок литературного чтения по теме "Басни" 3 класс

Интересная, нестандартная форма проведения обобщающего урока литературного чтения в 3 классе с использованием метода ученического проекта "Эзопов язык" Дети готовились к этому уроку на протяжении двух...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Урок литературного чтения по теме "Басни Крылова" в 4 классе

Форма урока:  урок - викторинаЦель: повторить произведения И.А. Крылова, воспитывать любовь к литературе.Задачи :- Воспитывать  навык самостоятельной работы над басней.-Развивать умение рабо...

Мастер-класс«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «БАСНИ И. А. КРЫЛОВА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

В материале предлагается использование в учебной деятельности метод проекта через театрализацию произведений...