ХОД УРОКА - Мобилизующий этап
1.Создание эмоционального настроя. Слайд - Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, какие слова могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями? Ответы учащихся. - Я желаю, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным. 2. Актуализация знаний. - С какого задания вы бы хотели начать сегодняшний урок: с лёгкого или трудного? - Что ж, тогда я вам задам несколько трудных вопросов. Первые буквы слов – ответов будете записывать в пустые клеточки на карточке. Выполнив задание (разгадав шифровку), узнаете название произведения, с которым познакомимся на сегодняшнем уроке. Шифровка Литературный диктант (смешанного типа). 1 вопрос: Резкое противопоставление явлений, событий, характеров, образов. (Контраст) 2.Какое желание было связано у Жени из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» с оранжевым лепестком? (Игрушки) 3.Как звали героя стихотворения С.Михалкова «Про Мимозу»? (Витя) 4.Как называется приём в литературе, когда автор оживляет (очеловечивает) образы природы и природные явления? (Олицетворение) 5.Разговор двух лиц. (Диалог) 6.Это не сам предмет, а его след в нашей душе. (Образ) 7. Непомерное преувеличение изображаемого явления. (Гипербола) 8. - 9. Как называется точка наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения? (Кульминация) 10. Какое имя у поэтесс Токмаковой, Пивоваровой? (Ирина) 11.К какому жанру относится произведение Л. Толстого «Прыжок»?(Рассказ) 12. Создатель какого-либо произведения литературы. (Автор) 13. Устное народное … (Творчество) 14. Как называются слова, близкие по смыслу, но различные по написанию? (Синонимы) Проверка (слайд): - Проверьте, какая запись должна у вас получиться. Кому-то удалось разгадать шифровку? В чём её секрет? (нужно прочитать слова наоборот.) Шифровка Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ. II. Целеполагание. -Давайте обозначим цели работы над новым произведением. III. Сведения об авторе. Мини-тест «Знаете ли вы…» - Это произведение написал В. И. Даль. Вам знаком этот писатель? Выберите его портрет из данных. (На доске портреты М. Лермонтова, В. Даля, Л. Толстого, Драгунского.) Чтение записи со слайда - А теперь давайте проверим, что вы о нём знаете? (Слайд) В какой войне в 1828-29 годах участвовал Даль: - русско-турецкой; - русско-японской; - русско-немецко-французской. (Слайд) Какой рукой мог оперировать больных: - левой; - правой; - левой и правой. (Слайд) Какой словарь создал Даль: - орфографический; - толковый; - словообразовательный. Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ. IV. Работа по новой теме. 1) Постановка проблемы. - А теперь послушайте произведение и попробуйте определить его жанр. Слушание произведения в аудиозаписи. - Понравилось произведение? - Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Ученики высказывают предположения. - Для того, чтобы выяснить, кто прав, нужно проанализировать текст. В процессе чтения нам нужно ответить на вопросы. (Вопросы на доске.) Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика? Какие 4 крыла у каждой птицы? Какие 7 перьев в каждом крыле? Что это значит, что в каждом крыле одна половина белая, а другая - черная? - Чтение текста по абзацам учениками (на листе формата А-4).
- Прочитаем первый абзац и попробуем разгадать его секрет. – О чём говорится в первом абзаце? – Что за птицы вылетели в первый раз? Почему их было 3? - Каждая птица – это один из зимних месяцев. Назовите зимние месяцы по порядку. (слайд ) Клод Моне «Зима. Январь. Сорока» - Прочитаем второй абзац и разгадаем его секрет. – О чем он? (О весенних месяцах.) – Зачитайте в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».) (слайд) Исаак Левитан «Весенняя пора. Осенний снег» – Перечислите названия весенних месяцев. третий абзац. – О чем говорится в третьем абзаце? (О летних месяцах) – Докажите словами текста, что говорится о летних месяцах. («Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать») – Что означают слова «душно», «жарко», «знойно»? Давайте посмотрим объяснение значений этих слов Толковом словаре Даля. Словарная работа в паре с Толковым словарём Даля. 1ряд. Знойно 2ряд. Душно 3ряд. Жарко - Что можете сказать об этих словах? (Синонимы.) Зачем автор использует все 3 слова? (Для усиления впечатления.) – Назовите по порядку летние месяцы. (слайд) Иван Шишкин «Рожь» - Что означает выражение «Крестьяне стали рожь жать»? - Кто из вас знает, каким орудием труда пользовались раньше, убирая зерновые культуры? (иллюстрация серпа) - А какая современная с.-х. машина предназначена для уборки зерна? (иллюстрация-комбайн) (слайд) – Читаем четвертый абзац и думаем о его секрете. – О чём этот абзац? Назовите признаки осени. («Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»)Объясните значение слова залегли. (слайд) Исаак Левитан «Осень. Туман» – Перечислите по порядку осенние месяцы. Вывод: - Что за птицы вылетали из рукава старика – годовика? (12 месяцев) - Почему птицы вылетали 4 раза? И на слайде записаны варианты ответов. Проверьте их! (Лишнее слово – март, т. к. это месяц, а осень, зима, весна, лето – это времена года) Чтение последнего абзаца. -Вы заметили, что в последнем абзаце есть подчёркнутые выражения. О том, что они означают, попробуйте догадаться, объединившись в группы. Обсуждение в группах. Ориентация на календарь. 1 группа. - Что такое «по 4 крыла у каждой птицы»? (4 недели) 2 группа. - «по 7 перьев в каждом крыле»? (7 дней недели) 3 группа. - Одна половина пера белая, а другая – чёрная. (день-ночь = сутки) 4 группа. - Каждое перо со своим именем. (…..) Вы знаете названия дней недели? Проверьте слайд! Проверка (слайд с ошибкой, а затем - верный). 3) Ответы на вопросы, зафиксированные на доске. Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика? (месяцы времён года) Какие это 4 крыла у каждой птицы? (недели) Какие 7 перьев в каждом крыле? (дни недели) Что это значит, что в каждом крыле одна половина белая, а другая - черная? (день-ночь) Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ. - Физкультминутка
Дети изображают действия Старика-годовика. Рукавом махнем мы раз – И зима летит тотчас! Рукавом махнем мы два – На дворе, глядишь, весна! Третий раз скорей махнем – Лето, как тебя мы ждем! Мы махнем в четвертый раз – Осень радует уж нас! V. Продолжение работы по теме. – Вернёмся к вопросу о жанре. Вы полагали, …. Вы уже знакомы с некоторыми приметами волшебных сказок. Что же в этом произведении сказочного? (Сам герой – старик-годовик.) - Почему старик - волшебник в сказке назван годовиком? (В его рукаве 4 времени года, составляющие целый год.) - А что же в нём загадочного?
Слайды - Это - сказка. – Это - загадка. Вывод: - Может ли быть такое, что произведение одновременно является и сказкой и загадкой? Где мы можем получить подтверждение данному факту? (В учебнике.) - Найдите в содержании страницу учебника, на которой расположен текст. – Да, может. Теперь вы об этом знаете. Слайд Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ. - А сейчас я задам вам очень важный вопрос: почему Даль решил объединить 2 этих жанра в одном произведении? (Через загадку он учит нас быть наблюдательными и внимательными в жизни. Сказочным изложением вызывает интерес, развивает воображение. О простом и всем известном (что природа изменчива, что все времена года связаны между собой, год- круглый) он смог так необычно и интересно рассказать, совместив 2 жанра в 1 произведении. - Применение знаний. Работа с таблицей.
- Запишите в таблице автора и название произведения, и обозначьте соответствия в таблице знаком «+». Проверка: 1 ученик выходит к доске, называет то, что выделил, остальные показывают согласие-несогласие. Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ. VII. Домашнее задание: - перечитать родителям сказку-загадку; по желанию: - рисунок старика-годовика; - придумать к ней продолжение. VII. Итог: - Что стало новым? (Познакомились с новым произведением, его жанровой особенностью.) Рефлексия: - По карточкам самоконтроля оцените свою деятельность на уроке, выберите по цвету птицу, соответствующую вашей деятельности (в каком цвете больше «+», того цвета птицу и выбрать). Дети выходят с птицей и магнитиком к доске. Но вот и всё, урок к концу подходит Мы славно поработали сейчас, Спасибо вам, ребята, за работу, Не подвели меня и в этот раз! (Слайд)
КАРТОЧКА САМОКОНТРОЛЯ
| Формируемые УУД
Предметные УУД: учащиеся вспоминают произведения, их авторов. Формирование литературной грамотности и читательской зоркости. Выполнение умственных действий (анализ, сравнение, обобщение, рассуждение, установление причинно-следственных связей)
Личностные УУД: понимать границы того, «что я знаю» и того, «что я не знаю», стремиться к преодолению этого разрыва. Мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение»
РегулятивныеУУД – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их; уметь формули-ровать цель на уро-ке с помощью учи-теля; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
.
Коммуникативные УУД: умение общаться, сотрудничать в процессе уч. деят-сти.
Личностные УУД: умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.
Понимать границы того, «что я знаю» и того, «что я не знаю», стремиться к преодолению этого разрыва.
Предметные УУД: читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания; отвечать на вопросы
Коммуникативные УУД: умение общаться, сотрудничать в процессе уч. деят-сти,
Познавательные УУД: определять синонимы в тексте; осознавать роль названия произведения; выполнять первоначальный анализ художественного текста; осуществлять поиск нужной информации в учебнике, других источниках.
Познавательные УУД: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Предметные УУД: использование памяток-опор, выполнение умственных действий.
Регулятивные УУД: планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные УУД: уметь общаться, сотрудничать в процессе уч. деят-сти, излагать и аргументировать своё мнение, готовность слушать собеседника и вести с ним диалог, признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою. Регулятивные УУД: проверить предположение и результат; уметь самостоятельно работать с учебником. Предметные УУД: использование памяток-опор, выполнение умственных действий (анализ, сравнение и сопоставление, обобщение, рассуждение, установление причинно-следственных связей). Регулятивные УУД: научить перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: умение общаться, излагать и аргументировать своё мнение, готовность слушать собеседника и вести с ним диалог
Регулятивные УУД: умение контролировать и оценивать свою деятельность.
|