Урок литературного чтения во 2 классе: Рассказ Л.Н. Толстого «Котенок». Подготовка к подробному пересказу
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения разработан к УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке ведется подготовка к подробному пересказу: формируется умение выделять главную мысль абзаца, назвав одним предложением, беседа по восприятию с высказыванием мнения через работу в группах, работа с иллюстрацией, пословицами, работа над выразительностью речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kotyonok.doc | 85 КБ |
kotyonok_l._tolstoy.ppt | 1.87 МБ |
prilozheniya.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Рассказ Л.Н. Толстого «Котенок»
Подготовка к подробному пересказу
Цель: развитие умения выделять главную мысль рассказа через составление плана.
Предметные результаты:
- понимать смысл рассказа на основе беседы по содержанию текста;
- составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно.
Личностные результаты обучения:
- сопереживание героям рассказа;
-договариваться со своими сверстниками при выполнении совместного задания.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
-формируют тему и цели урока, совместно с учителем;
- оценивают свою работу на уроке.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник по литературному чтению для 2 класса (часть1) авт. Климанова Л. Ф. и др., карточки, компьютер, презентация
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
| ||||
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече. Настроились и приготовились. Пожелаем друг другу плодотворной работы на уроке. На уроке будем читать Выводы делать и рассуждать А чтобы урок прошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | ||||
2. Проверка домашнего задания. | ||||
Организация работы в парах — На полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке» — Найдите среди четырёх полосок лишнюю. (Приложение №1) Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку». -Обоснуйте свой ответ. 1. - Вы подготовили рисунки к рассказу «Филипок» - Давайте, защитим свои рисунки, прочитав отрывки из текста.
- Почему собаки набросились на Филипка? - Все ли собаки относятся недружелюбно так к человеку? - Как называются животные, которые живут с человеком? - Каких домашних животных вы знаете? | Слайд с изображением полосок. Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой. Выставка рисунков. Чтение отрывков. - Нет одежды, собаки не давали пройти, были не дружелюбны. - Они были чужие | |||
| ||||
Л. Н. Толстой писал произведения про животных. Сегодня познакомимся с одним из них. А о ком оно вы узнаете из загадки: Мягкие лапки, пушистый животик, Ласково мне улыбается… (котик) - А как называются детеныши кошки? (котята) (слайд №) Л.Н.Толстой Быль « Котенок». Выберите рисунок, который подойдет к названию рассказа. Почему? Лев Толстой назвал это произведение былью - Как вы понимаете значение этого слова? | Выбирают иллюстрацию, на которой изображен котенок. Объясняют свой выбор. Быль-это то, что было в действительности | Познавательные УУД: умение синтезировать, анализировать. Регулятивные УУД: целеполагание Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, высказывать свои предположения. ЛичностныеУУД: самоопределение | ||
4 Образ желаемого результата | ||||
- Л. Н. Толстой был учителем и каждое своё произведение он писал для своих учеников, писал с целью научить чему-то детей. Зачем это произведение написал Л. Н. Толстой? Что хотел донести до нас? - Какую цель мы поставим сегодня на уроке? | Узнать чему учит это произведение | |||
5 Целеполагание | ||||
-Сегодня будем знакомиться ещё с одним произведением Л. Н. Толстого. Узнаем, чему оно нас учит. | ||||
6. Мотивация | ||||
- Хотите узнать, какая история произошла с котенком в рассказе Толстого? | ||||
| ||||
а | Слушание текста (аудиозапись) Слушают рассказ. | Познавательные УУД: умение анализировать, делать выводы Работа с информацией: умение воспринимать информацию. Личностные УУД: чувство сопереживания. | ||
б | Вопросы после чтения | |||
-Какой момент показался самым волнующим? -В какой момент вы очень переживали? - Почему чуть не случилась беда? | Анализируют, делают выводы, отвечают на вопрос | |||
в | Словарная работа | |||
АМБАР- строение для хранения зерна, муки, припасов, а так же товаров. ПОДЛЕ ДОРОГИ - около дороги ПУСТИЛСЯ ЧТО БЫЛО ДУХУ - очень быстро, во весь дух. | Поиск слова учениками в толковом словаре. | |||
г | Физкультминутка Игра на внимание «Дикие и домашние животные» | |||
Котёнок-это дикое или домашнее животное? Дикие – топают, домашние – хлопают. (Волк, петух, баран, лось, заяц, корова, курица, медведь, гусь, олень, лошадь.) | ||||
| ||||
а | Перечитывание обучающимися текста, смысловыми отрывками. -Прочитайте 1-й абзац вслух. О чем узнали? Назовите одним предложением. -Прочитай 2-й абзац в пол голоса . О чем узнали? Назовите одним предложением. -Прочитайте 3-й абзац про себя. О чем узнали? Назовите одним предложением. -Прочитайте 4-й абзац все вместе. О чем узнали? Назовите одним предложением. -Прочитайте 5-й абзац про себя. О чем узнали? Назовите одним предложением. - Прочитайте 6-й абзац шепотом. О чем узнали? Назовите одним предложением. -Чтение 7-го абзаца учителем. О чем узнали? Назовите одним предложением. Что значит «что было духу»? - Прочитайте 8-й абзац. О чем узнали? Назовите одним предложением. Работа с планом. - Получился план. Для чего нужен план? | Составляют план. Приложение № 2 Кошка пропала. Нашлась кошка с котятами. Серый котёнок. Дети оставили себе котёнка. Игра на дороге. Забыли про котёнка. Чуть не случилась беда! Беда миновала. Для пересказа рассказа. Детям выдаётся карточка - план | Познавательные УУД: овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного, анализа произведения, выделения главной мысли. Регулятивные УУД: работа по алгоритму. | |
б | Беседа по восприятию, с высказыванием мнения. | Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение и слушать других. Личностные УУД: выражать свое отношение к поступкам героев. | ||
Работа в группах. Игра «Вопрос - ответ» (Приложение № 3) Вопросы группы 1 1.Перескажите самый напряженный момент в рассказе. 2.Что можно сказать о Васе? Какой он? 5.Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа? 1.Чему учит эта быль? 2. Как бы поступил ты на месте Васи? 3. Почему мальчик перестал брать с собой котенка? 4. Какое настроение было у детей, когда пропала кошка? 5. Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе? 6. Кто виноват, что котенок попал в беду? | ||||
в | Работа с иллюстрацией | |||
- На с.118 есть иллюстрация. Найдите отрывок к ней. - Что Л.Н.Толстой хотел нам сказать? -Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут. -В чём же основной смысл этого произведения? Как вы теперь понимаете? | оберегать, заботиться - Этот рассказ о том, что надо отвечать за животных, которых мы заводим, об ответственности перед братьями меньшими | |||
7 | Работа с пословицами к тексту | Коммуникативные УУД: умение высказывать свое мнение и слушать других. Личностные УУД: выражать свое отношение к поступкам героев. | ||
Прочитайте, что записано на доске. (слайд ) Какая из фраз ближе подходит к были. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Все хорошо, что хорошо кончается. Мы в ответе за тех, кого приручили. Друзья познаются в беде. | ||||
Пословица – главная мысль текста. - Какая пословица может быть главной мыслью текста? -«Мы в ответе за тех, кого приручили» так говорил о животных французский лётчик, писатель, погибший во второй мировой войне Антуан де Сент Экзюпери. «Братья наши меньшие»- так говорил русский писатель Сергей Есенин. | Мы в ответе за тех, кого приручили. Дети объясняют смысл данных высказываний. | |||
8 | Работа над выразительностью речи. | |||
- Найдите отрывок, как дети искали кошку. Как будем читать? - Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать? - Найдите описание котенка. Как будем читать? | с отчаянием, грустно радостно с любовью, ласково | |||
9 | Домашнее задание по выбору | |||
Подготовьте рассказ о своем котенке, если нет котенка – приготовьте пересказ произведения Толстого «Котенок», подготовьте рисунки своего домашнего питомца или составьте рассказ о своем любимце. Чтоб урок прошел не зря (слайд) Вам желаю я друзья Чтоб вы с книжками дружили И воспитанными были. | ||||
10 | Рефлексия (слайд) | Регулятивные УУД: умение рефлексировать и оценивать свою деятельность. | ||
На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… Этот рассказ учит меня… После урока мне захотелось… |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа Подле – Амбар – Что было духу - около сарай очень быстро
Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Всё хорошо, что хорошо кончается. Мы в ответе за тех, кого приручили. ( Антуан де Сент Экзюпери) Друзья познаются в беде.
Домашняя работа По выбору: 1. Подготовьте рассказ о своем котенке 2. Пересказ произведения «Котенок» 3. Подготовьте рисунки своего домашнего питомца 4. Чтение были Л. Н. Толстого «Котёнок»
На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… Этот рассказ учит меня… После урока мне захотелось…
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
«Старый дед и внучек»,
«Правда всего дороже»,
«Филипок»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Приложение № 2
План.
1.Кошка пропала.
2.Нашлась кошка с котятами.
3. Серый котёнок.
4. Дети оставили себе котёнка.
5. Игра на дороге.
6. Забыли про котёнка.
7. Чуть не случилась беда!
8. Беда миновала.
Приложение № 3
Работа в группах
Вопросы группы 1
1.Перескажите самый напряженный момент в рассказе.
2.Что можно сказать о Васе? Какой он?
3. Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
4.Почему ребята взяли котёнка с собой?
5.Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
6. Почему ваше настроение менялось?
Вопросы группы 2
1.Чему учит эта быль?
2. Как бы поступил ты на месте Васи?
3. Почему мальчик перестал брать с собой котенка?
4. Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
5. Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе?
6. Кто виноват, что котенок попал в беду?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поучительный характер рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»
Формирование интереса к чтению поучительных рассказов, осмысливать и анализировать текст. Работа с выставкой книг. Работа в парах: Соедините фразу из произведения Л.Н.Толстого с его названием.Пр...
Способ подготовки к подробному пересказу
УчительСукочева А.В., МОУ «Новомичуринская СОШ №1» Вид УУДпознавательныеКласс3Тема занятия«Способ подготовки к подробному пересказу»Цели учителяОрганизовать учебную деятельность учащихся по усвое...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.
Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....
Чтение. 4 класс. Рассказ "Акула" Л.Н. Толстой.
Целью урока является формирование навыка беглого и выразительного чтения и осмысливания прочитанного,обогащение словаря и воспитание нравственных качеств....
Конспект к уроку "Рассказ Л.Н. Толстого "Котенок" 2 класс
Цель: ознакомить детей с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план, развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; развивать четкую дикцию, совершенствовать техни...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема. Л.Н.Толстой « Котенок»
На материале урока прививается интерес к творчеству Л. Толстого, воспитывается любовь, ответственное и бережное отношение к животным....
План урока литературного чтения во 2 классе Тема. Л.Н.Толстой « Котенок».
познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспит...