Урок литературного чтения во 2 классе: Рассказ Л.Н. Толстого «Котенок». Подготовка к подробному пересказу
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сиротина Ольга Александровна

Урок литературного чтения разработан к УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС. На  уроке ведется подготовка к подробному пересказу: формируется умение выделять главную мысль абзаца, назвав одним предложением, беседа по восприятию с высказыванием мнения через работу в группах, работа с иллюстрацией, пословицами, работа над выразительностью  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_kotyonok.doc85 КБ
Office presentation icon kotyonok_l._tolstoy.ppt1.87 МБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рассказ Л.Н. Толстого «Котенок»

            Подготовка к подробному пересказу 

Цель: развитие умения выделять главную мысль рассказа через составление плана.

Предметные результаты:

- понимать смысл рассказа на основе беседы по содержанию текста;

- составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно.

    Личностные результаты обучения:

- сопереживание героям рассказа;

 -договариваться со своими сверстниками при выполнении совместного задания.

   Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные УУД:

-формируют тему и цели урока, совместно с учителем;

- оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: учебник по литературному чтению для 2 класса (часть1) авт. Климанова Л. Ф. и др., карточки, компьютер,  презентация

                                             

     

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся  нашей встрече. Настроились и приготовились.  Пожелаем друг другу плодотворной работы на уроке.

        На уроке  будем читать

           Выводы делать и рассуждать

           А чтобы урок прошел каждому впрок,

           Активно в работу  включайся, дружок!

2. Проверка домашнего задания.

Организация работы в парах

— На  полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»

— Найдите среди четырёх полосок лишнюю. (Приложение №1)

Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».

-Обоснуйте свой ответ.

1. - Вы подготовили рисунки к рассказу «Филипок»

- Давайте,  защитим свои рисунки, прочитав отрывки из текста.

  1. Какие трудности преодолел Филипок, чтобы прийти в школу?

- Почему собаки набросились на Филипка?

- Все ли собаки относятся недружелюбно так к человеку?

- Как называются животные, которые живут с человеком?

- Каких домашних животных вы знаете?

Слайд с изображением полосок.

Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.

Выставка рисунков. Чтение отрывков.

- Нет одежды,  собаки не давали пройти, были не дружелюбны.

- Они были чужие

  1. Потребность.

Л. Н. Толстой писал произведения про животных.  Сегодня познакомимся с одним из них. А о ком оно вы узнаете из загадки:

                                        Мягкие лапки, пушистый животик,

                                       Ласково мне улыбается…    (котик)

 - А как называются детеныши кошки? (котята)

(слайд №)  Л.Н.Толстой Быль « Котенок».

Выберите рисунок, который  подойдет к названию рассказа. Почему?

Лев Толстой назвал это произведение былью

- Как вы понимаете значение этого слова?

Выбирают иллюстрацию, на которой изображен котенок. Объясняют свой выбор.

Быль-это то, что было в действительности

Познавательные УУД:

умение синтезировать, анализировать.

Регулятивные УУД:

целеполагание

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, высказывать свои предположения.

ЛичностныеУУД: самоопределение

4    Образ желаемого результата

- Л. Н. Толстой был учителем и каждое своё произведение он писал для своих учеников, писал с целью   научить  чему-то детей. Зачем это произведение написал Л. Н. Толстой? Что хотел донести до нас?

  - Какую цель мы поставим сегодня на уроке?    

Узнать чему учит это произведение

5  Целеполагание

-Сегодня будем знакомиться ещё с одним произведением Л. Н. Толстого. Узнаем, чему оно нас учит.

6. Мотивация

- Хотите узнать, какая история произошла с котенком в рассказе Толстого?

  1. Объяснение нового материала. (Планирование. Действие)

а

Слушание текста (аудиозапись)                                                                          Слушают рассказ.

Познавательные УУД: умение анализировать, делать выводы 

Работа с информацией: умение воспринимать информацию.

Личностные УУД:  

чувство сопереживания.

б

Вопросы после чтения

-Какой момент показался самым волнующим?

-В какой момент вы очень переживали?

- Почему чуть не случилась беда?

Анализируют, делают выводы, отвечают на вопрос

в

Словарная работа

АМБАР- строение для хранения зерна, муки, припасов, а так же товаров.

ПОДЛЕ ДОРОГИ - около дороги

ПУСТИЛСЯ ЧТО БЫЛО ДУХУ - очень быстро, во весь дух.

Поиск слова учениками в толковом словаре.

г

Физкультминутка      Игра на внимание «Дикие и домашние животные»

Котёнок-это дикое или домашнее животное?

Дикие – топают, домашние – хлопают. (Волк, петух, баран, лось, заяц, корова, курица, медведь, гусь, олень, лошадь.)

  1. Работа с текстом.

а

 Перечитывание обучающимися текста, смысловыми отрывками.

-Прочитайте 1-й абзац вслух.

 О чем узнали? Назовите одним предложением.

-Прочитай 2-й абзац в пол голоса . О чем узнали? Назовите одним предложением.

-Прочитайте 3-й абзац про себя. О чем узнали? Назовите одним предложением.

-Прочитайте 4-й абзац все вместе. О чем узнали? Назовите одним предложением.

-Прочитайте 5-й абзац про себя. О чем узнали? Назовите одним предложением.

- Прочитайте 6-й абзац шепотом. О чем узнали? Назовите одним предложением.

-Чтение 7-го абзаца учителем. О чем узнали? Назовите одним предложением. Что значит «что было духу»?

- Прочитайте 8-й абзац. О чем узнали? Назовите одним предложением.

Работа с планом.

- Получился план. Для чего нужен план?

Составляют план. Приложение № 2        

Кошка пропала.

Нашлась кошка с котятами.

Серый котёнок.

Дети оставили себе котёнка.

Игра на дороге.

Забыли про котёнка.

Чуть не случилась беда!

Беда миновала.

Для пересказа рассказа.

Детям выдаётся карточка - план

Познавательные УУД:

овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного, анализа произведения, выделения главной мысли.

Регулятивные УУД:

работа по алгоритму.

б

Беседа по восприятию, с высказыванием мнения.

Коммуникативные УУД:

умение высказывать свое мнение и слушать других.

Личностные УУД: выражать свое отношение к поступкам героев.

Работа в группах. Игра  «Вопрос - ответ» (Приложение № 3)

Вопросы группы 1

1.Перескажите самый напряженный момент в рассказе.

2.Что можно сказать о Васе? Какой он?
3. Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
4.Почему ребята взяли котёнка с собой?

5.Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
6. Почему ваше настроение менялось?
Вопросы группы 2

1.Чему учит эта быль?

2. Как бы поступил ты на месте Васи?

3. Почему мальчик перестал брать с собой котенка?

4. Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?

5. Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе?

6. Кто виноват, что котенок попал в беду?

в

Работа с иллюстрацией

- На с.118 есть иллюстрация. Найдите отрывок к ней.

- Что Л.Н.Толстой хотел нам сказать?

-Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут.

-В чём же основной смысл этого произведения? Как вы теперь понимаете?

оберегать, заботиться

 - Этот рассказ о том, что надо отвечать за животных, которых мы заводим,  об ответственности перед братьями меньшими

7

Работа с пословицами к тексту

Коммуникативные УУД:

умение высказывать свое мнение и слушать других.

Личностные УУД: выражать свое отношение к поступкам героев.

Прочитайте, что записано на доске. (слайд )

Какая из фраз ближе подходит к были.

                    Нет друга – ищи, а нашел – береги.

                Все хорошо, что хорошо  кончается.

               Мы в ответе за тех, кого приручили.

                Друзья познаются в беде.

Пословица – главная мысль текста.

- Какая пословица может быть главной мыслью текста?

-«Мы в ответе за тех, кого приручили» так говорил о животных французский лётчик, писатель, погибший во второй мировой войне Антуан де Сент Экзюпери.

«Братья наши меньшие»- так говорил русский писатель Сергей Есенин.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Дети объясняют смысл данных высказываний.

8

Работа над выразительностью речи.

- Найдите отрывок, как дети искали кошку. Как будем читать?

- Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?

- Найдите описание котенка. Как будем читать?      

с отчаянием, грустно

радостно

с любовью, ласково

9

Домашнее задание по выбору

Подготовьте рассказ о своем котенке, если нет котенка – приготовьте пересказ произведения Толстого «Котенок», подготовьте рисунки своего домашнего питомца или составьте   рассказ о своем любимце.

          Чтоб урок прошел не зря   (слайд)

          Вам желаю я друзья

         Чтоб вы с книжками дружили

         И воспитанными были.  

10

Рефлексия (слайд)

Регулятивные УУД:

умение рефлексировать и оценивать свою деятельность.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Этот рассказ учит меня…

После урока мне захотелось…

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н. Толстой «Котёнок» (Быль) это то, что было в действительности

Слайд 2

Словарная работа Подле – Амбар – Что было духу - около сарай очень быстро

Слайд 3

Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Всё хорошо, что хорошо кончается. Мы в ответе за тех, кого приручили. ( Антуан де Сент Экзюпери) Друзья познаются в беде.

Слайд 4

Домашняя работа По выбору: 1. Подготовьте рассказ о своем котенке 2. Пересказ произведения «Котенок» 3. Подготовьте рисунки своего домашнего питомца 4. Чтение были Л. Н. Толстого «Котёнок»

Слайд 5

На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… Этот рассказ учит меня… После урока мне захотелось…



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

«Старый дед и внучек»,

 «Правда всего дороже»,

«Филипок»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Приложение № 2

План.        

1.Кошка пропала.

2.Нашлась кошка с котятами.

3. Серый котёнок.

4. Дети оставили себе котёнка.

5. Игра на дороге.

6. Забыли про котёнка.

7. Чуть не случилась беда!

8. Беда миновала.

Приложение № 3

Работа в группах

Вопросы группы 1

1.Перескажите самый напряженный момент в рассказе.

2.Что можно сказать о Васе? Какой он?
3. Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
4.Почему ребята взяли котёнка с собой?

5.Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
6. Почему ваше настроение менялось?

Вопросы группы 2

1.Чему учит эта быль?

2. Как бы поступил ты на месте Васи?

3. Почему мальчик перестал брать с собой котенка?

4. Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?

5. Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе?

6. Кто виноват, что котенок попал в беду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поучительный характер рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Формирование интереса к чтению поучительных рассказов, осмысливать и анализировать текст. Работа с выставкой книг. Работа в парах:  Соедините фразу из произведения Л.Н.Толстого с его названием.Пр...

Способ подготовки к подробному пересказу

УчительСукочева А.В., МОУ «Новомичуринская СОШ №1» Вид УУДпознавательныеКласс3Тема занятия«Способ подготовки к подробному пересказу»Цели учителяОрганизовать учебную деятельность учащихся по усвое...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Чтение. 4 класс. Рассказ "Акула" Л.Н. Толстой.

Целью урока является формирование навыка беглого и выразительного чтения и осмысливания прочитанного,обогащение словаря и воспитание нравственных качеств....

Конспект к уроку "Рассказ Л.Н. Толстого "Котенок" 2 класс

Цель: ознакомить детей с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план, развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; развивать четкую дикцию, совершенствовать техни...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема. Л.Н.Толстой « Котенок»

На материале урока прививается интерес к творчеству Л. Толстого, воспитывается любовь, ответственное и  бережное отношение к животным....

План урока литературного чтения во 2 классе Тема. Л.Н.Толстой « Котенок».

познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логиче­ское мьшление, творческие способности; совершенствовать техни­ку чтения; воспит...