Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Цой Светлана Борисовна

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №11 г. Струнино Владимирская область

Учитель начальных классов: Цой Светлана Борисовна

Образовательная система: УМК «Школа России»

Авторы учебника: В.Г.Горецкий «Азбука» М.: Просвещение. 2012 г

Предмет: литературное чтение.   

Класс: первый

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: Л.Н.Толстой. Рассказы.

    Прогнозируемые результаты:

  • дети познакомятся с творчеством и Л.Н.Толстого и его рассказами;
  • усовершенствуют навыки чтения на диапазоне изученных букв;
  • повторят знания о делении слов на слоги;
  • разовьют познавательные интересы;
  • проявят интерес к творчеству русских писателей и поэтов;
  • приобретут положительные качества личности.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Актуализация знаний.

-  Составьте слово из слогов: ка, бу, аз.

- Разделите на слоги и поставьте ударение. Может ли человек обойтись без азбуки? Почему?

 О какой букве говорится?

      На эту букву посмотри,

      Она сама как цифра три.

                                (С.Я.Маршак)

- Чему мы научились, работая по азбуке?

Дети называют слово:

-  Азбука

Ответы учащихся.

- Буква  з

- Научились читать.

Личностные

Формирование познавательного мотива.

Формирование ценности «чтение».

Регулятивные.

Постановка учебной задачи  на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные.

Умение договариваться, находить общее решение.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос.

Познавательные.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Знать систему условных обозначений.

Мотивация учебной деятельности.

- Послушайте рассказ «Филиппок» о сельском мальчике.

Беседа по содержанию.

Определяют смысл поступка героя.

Личностные.

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости

Регулятивные.

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

Коммуникативные.

Умение слушать и понимать речь других.

Познавательные.

Умение делать выводы с помощью учителя.

Работа по теме урока.

- Рассмотрите портреты.

Учитель показывает портреты А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого.

- Кто здесь изображён?

- Книги великого русского писателя Л.Н.Толстого уже более ста лет с огромным интересом читают люди по всей Земле. Он был очень образованным человеком. Изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной и очень много читал. Свою жизнь Л.Н.толстой решил посвятить литературе. Собрание его сочинений составляет более 90 томов. Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал школу для детей из бедных семей, которые по тем временам не могли учиться. Они не могли платить за ученье. С самого раннего детства они работали.

    Ребята с удовольствием приходили в школу, никто их не заставлял. Каждый брался за то дело, которое ему было по душе, которое его интересовало, - считать, писать или рисовать. Видя, как ребята стараются, Толстой любил хвалить детей: «Так, так, хорошо написал, хорошо сделал».

    Всё свободное от уроков время Лев Николаевич проводил с ребятами. Вместе ходили в лес, на реку. Своим яснополянским ученикам Толстой старался привить любовь к книге. Дети в любое время могли прийти к нему в дом за книгами, выбирали сами, что нравилось. Лев Николаевич всегда говорил им: «Прочитаете – ещё приходите!»

     Но книг для детей, простых, понятных и увлекательных, тогда было очень мало. И вот великий писатель, известный всему миру, садится и пишет рассказы, сказки и басни для детей – простые, понятные, увлекательные, поучительные. Он написал «Новую Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения».

    Некоторые произведения Л.Толстого мы с вами уже читали. Давайте их вспомним. Откройте учебник на странице 94 и прочитайте текст.

- Выберите пословицу, которая подойдёт к этому рассказу.

Лишнее пожелаешь -  последнее потеряешь.

Где умному горе, там глупому веселье.

Где правда, там и счастье.

Без беды друга не узнаешь.

- Какая пословица подходит?

- Найдите в тексте слова, состоящие из одного слога. Вспомните правило, которое помогает определить количество слогов в слове.

- Давайте поиграем в игру «Доскажите словечко»

       Жил-был маленький щенок.

       Он подрос, однако,

       И теперь он не щенок-

       Взрослая…

- Правильно. А собака была героиней другого рассказа Л.Н.Толстого. Кто помнит, как её звали?

- Обозначьте орфограмму.

                                 

- Прочитайте рассказ «Жучка». Почему Жучка оказалась ни с чем?

- Ребята, как называют людей, с которыми нам приятно общаться, они очень дороги нам, в любую минуту эти люди могут прийти к нам на помощь?

- Друзей надо беречь, потому что хорошего друга нелегко найти. Давайте вспомним рассказ «Два товарища». Можно ли назвать этих людей товарищами?

- Почему? Какую вы знаете на эту тему пословицу?

- Прочитайте последнюю пословицу.  Где правда, там и счастье. Может быть, вы вспомните рассказ, к которому она подошла бы?

- Прочитайте скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит. Произнесите её быстро.

- О каком животном говорится в этой скороговорке?

- У кого ещё из домашних животных есть копыта?

- Прочитайте на странице 94 рассказ про коня, а потом вы расскажете, что же это за конь. О ком этот рассказ?

- Подойдёт ли к нему какая - нибудь из наших пословиц?

- Как зовут героев этого рассказа? Из-за чего они спорили? Какое слово говорит о том, что спор у них вышел нешуточный?

- Как мама разрешила спор друзей? Что она сделала? Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали?

- Прочитайте текст по ролям. Сколько человек нам понадобится?

- Что хотел сказать нам Л.Н.Толстой?

- Прочитайте басню Л.Н.Толстого «Белка и волк». Сделайте вывод после прочтения басни.

- Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к этой басне? Как бы вы нарисовали волка? Какого цвета краски нам понадобятся?

- Какой нарисуете белку? Какого цвета краска нужна для неё?

- А сейчас вернёмся к рассказам в учебнике на странице 94 «Помню я была мала…»

- О чём этот рассказ? Кто герой рассказа?

- Почему вы так решили? Зачитайте это предложение.  Какая получилась сумка у девочки?

- Почему?

-Но почему девочка так гордилась своей работой?

- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть?

Рассматривают портреты А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечают на вопрос.

Дети читают рассказ «Дед стал стар…»

- Вторая.

Выбирают пословицу и объясняют её смысл.

Находят в тексте односложные слова.

Формулируют правило:

- Сколько в слове гласных столько и слогов.

- Собака.

- Жучка.

 Формулируют правило:

- Клички животных пишутся с заглавной буквы.

Объясняют причинно-следственную связь:

- Она жадничала и осталась ни с чем.

Подбирают самостоятельно слова.

- Это товарищи, друзья.

- Нет.

- Сам погибай, а товарища выручай. Без беды друга не узнаешь.

Определяют главную мысль текста.

Соотносят пословицу с содержанием рассказа.

- Правда всего дороже.

Принимают учебную задачу урока.

Отвечают на вопросы учителя по тексту.

- О конях.

- У коровы, у козы, овцы.

- О двух друзьях.

- Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь.

Выбирают нужные слова в тексте.

- Стали друг у друга рвать коня.

Отвечают на вопросы учителя.

- Играть по очереди, или вместе, дружно.

- Петя, Миша, автор.

Определяют главную мысль текста. Соотносят поступки героев со своими поступками.

- Не надо жадничать, в игрушки лучше играть вместе, так веселее и интереснее.

Делают вывод, определяют смысл поступка героев.

- Легче живётся доброму человеку, который не делает зла другим.

Определяют характер волка, подбирают цвет для иллюстрации.

- Злой, сердитый, с оскаленной пастью, нужны краски серого цвета.

- Рыженькая краска нужна, весёлая.

Хорошо читающий ученик читает второй рассказ.

Находят ответ в тексте, выборочное чтение.

- Девочка. Сумка была плоха.

- Она ещё не умеет хорошо шить.

- Сшила её сама.

- Взрослой, старательной, умной, настойчивой.

Личностные

Формирование познавательного мотива.

Регулятивные.

Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата.

Коммуникативные.

Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.

Умение выразительно и осознанно читать текст.

Познавательные.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации

Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.

Рефлексия учебной деятельности.

- О каком писателе мы говорили на уроке? Что вы о нём узнали? Какие произведения вам понравились? Чему вы научились? Какие из них вы  приобрели бы в свою библиотеку?

Отвечают на вопросы учителя. Определяют понравившиеся произведения, книги.

Личностные.

Формирование ценности «чтение»

Формирование чувства прекрасного.

Регулятивные..

Осознание качества и уровня усвоения материала, контроль, оценка.

Коммуникативные.

Умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать.

Умение слушать и понимать речь других.

Познавательные.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Представлять что такое библиотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок"" с презентацией.

Урок разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК "Школа России". В ходе урока дети учатся анализировать текст,  находить главных героев рассказа, определять тему и основную мысль, а такж...

Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».

Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...

конспект урока литературного чтения с презентацией " Стихи А.К.Толстого и А. Плещеева о природе" 4 класс программа "2100"

Конспект урока литературного чтения с презентацией по теме " Стихи А. К. Толстого и А. Плещеева о весне" в 4 классе по учебнику Р. Н. Бунеева....

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок" (3 класс)

Урок в системе УМК "Школа России". Урок полностью соответствует требованиям ФГОС НОО.  Цель урока: создать условия для чтения и изучения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»....

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ "Почему"

Дата: 15.03.2018База практики: СОШ №1Образовательная система: «Школа России»Класс: 2 вУчитель: Лабузько Е.В.Учебный предмет: литературное чтениеТема раздела: «Я и мои друзья».Т...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок» 3 класс УМК «Школа России»

Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»3 класс УМК «Школа России»...

Конспект урока литературного чтения на тему Рассказ Н.Н.Носова «Фантазеры»

Конспект урока литературного чтения для 2 класса с использованием современных образовательных технологий...