Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Рассказы Л.Н.Толстого" | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №11 г. Струнино Владимирская область
Учитель начальных классов: Цой Светлана Борисовна
Образовательная система: УМК «Школа России»
Авторы учебника: В.Г.Горецкий «Азбука» М.: Просвещение. 2012 г
Предмет: литературное чтение.
Класс: первый
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Л.Н.Толстой. Рассказы.
Прогнозируемые результаты:
- дети познакомятся с творчеством и Л.Н.Толстого и его рассказами;
- усовершенствуют навыки чтения на диапазоне изученных букв;
- повторят знания о делении слов на слоги;
- разовьют познавательные интересы;
- проявят интерес к творчеству русских писателей и поэтов;
- приобретут положительные качества личности.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Актуализация знаний. | - Составьте слово из слогов: ка, бу, аз. - Разделите на слоги и поставьте ударение. Может ли человек обойтись без азбуки? Почему? О какой букве говорится? На эту букву посмотри, Она сама как цифра три. (С.Я.Маршак) - Чему мы научились, работая по азбуке? | Дети называют слово: - Азбука Ответы учащихся. - Буква з - Научились читать. | Личностные Формирование познавательного мотива. Формирование ценности «чтение». Регулятивные. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Составление плана и последовательности действий. Коммуникативные. Умение договариваться, находить общее решение. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. Познавательные. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Знать систему условных обозначений. |
Мотивация учебной деятельности. | - Послушайте рассказ «Филиппок» о сельском мальчике. | Беседа по содержанию. Определяют смысл поступка героя. | Личностные. Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости Регулятивные. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию Коммуникативные. Умение слушать и понимать речь других. Познавательные. Умение делать выводы с помощью учителя. |
Работа по теме урока. | - Рассмотрите портреты. Учитель показывает портреты А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого. - Кто здесь изображён? - Книги великого русского писателя Л.Н.Толстого уже более ста лет с огромным интересом читают люди по всей Земле. Он был очень образованным человеком. Изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной и очень много читал. Свою жизнь Л.Н.толстой решил посвятить литературе. Собрание его сочинений составляет более 90 томов. Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал школу для детей из бедных семей, которые по тем временам не могли учиться. Они не могли платить за ученье. С самого раннего детства они работали. Ребята с удовольствием приходили в школу, никто их не заставлял. Каждый брался за то дело, которое ему было по душе, которое его интересовало, - считать, писать или рисовать. Видя, как ребята стараются, Толстой любил хвалить детей: «Так, так, хорошо написал, хорошо сделал». Всё свободное от уроков время Лев Николаевич проводил с ребятами. Вместе ходили в лес, на реку. Своим яснополянским ученикам Толстой старался привить любовь к книге. Дети в любое время могли прийти к нему в дом за книгами, выбирали сами, что нравилось. Лев Николаевич всегда говорил им: «Прочитаете – ещё приходите!» Но книг для детей, простых, понятных и увлекательных, тогда было очень мало. И вот великий писатель, известный всему миру, садится и пишет рассказы, сказки и басни для детей – простые, понятные, увлекательные, поучительные. Он написал «Новую Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения». Некоторые произведения Л.Толстого мы с вами уже читали. Давайте их вспомним. Откройте учебник на странице 94 и прочитайте текст. - Выберите пословицу, которая подойдёт к этому рассказу. Лишнее пожелаешь - последнее потеряешь. Где умному горе, там глупому веселье. Где правда, там и счастье. Без беды друга не узнаешь. - Какая пословица подходит? - Найдите в тексте слова, состоящие из одного слога. Вспомните правило, которое помогает определить количество слогов в слове. - Давайте поиграем в игру «Доскажите словечко» Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако, И теперь он не щенок- Взрослая… - Правильно. А собака была героиней другого рассказа Л.Н.Толстого. Кто помнит, как её звали? - Обозначьте орфограмму.
- Прочитайте рассказ «Жучка». Почему Жучка оказалась ни с чем? - Ребята, как называют людей, с которыми нам приятно общаться, они очень дороги нам, в любую минуту эти люди могут прийти к нам на помощь? - Друзей надо беречь, потому что хорошего друга нелегко найти. Давайте вспомним рассказ «Два товарища». Можно ли назвать этих людей товарищами? - Почему? Какую вы знаете на эту тему пословицу? - Прочитайте последнюю пословицу. Где правда, там и счастье. Может быть, вы вспомните рассказ, к которому она подошла бы? - Прочитайте скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит. Произнесите её быстро. - О каком животном говорится в этой скороговорке? - У кого ещё из домашних животных есть копыта? - Прочитайте на странице 94 рассказ про коня, а потом вы расскажете, что же это за конь. О ком этот рассказ? - Подойдёт ли к нему какая - нибудь из наших пословиц? - Как зовут героев этого рассказа? Из-за чего они спорили? Какое слово говорит о том, что спор у них вышел нешуточный? - Как мама разрешила спор друзей? Что она сделала? Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали? - Прочитайте текст по ролям. Сколько человек нам понадобится? - Что хотел сказать нам Л.Н.Толстой? - Прочитайте басню Л.Н.Толстого «Белка и волк». Сделайте вывод после прочтения басни. - Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к этой басне? Как бы вы нарисовали волка? Какого цвета краски нам понадобятся? - Какой нарисуете белку? Какого цвета краска нужна для неё? - А сейчас вернёмся к рассказам в учебнике на странице 94 «Помню я была мала…» - О чём этот рассказ? Кто герой рассказа? - Почему вы так решили? Зачитайте это предложение. Какая получилась сумка у девочки? - Почему? -Но почему девочка так гордилась своей работой? - Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть? | Рассматривают портреты А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечают на вопрос. Дети читают рассказ «Дед стал стар…» - Вторая. Выбирают пословицу и объясняют её смысл. Находят в тексте односложные слова. Формулируют правило: - Сколько в слове гласных столько и слогов. - Собака. - Жучка. Формулируют правило: - Клички животных пишутся с заглавной буквы. Объясняют причинно-следственную связь: - Она жадничала и осталась ни с чем. Подбирают самостоятельно слова. - Это товарищи, друзья. - Нет. - Сам погибай, а товарища выручай. Без беды друга не узнаешь. Определяют главную мысль текста. Соотносят пословицу с содержанием рассказа. - Правда всего дороже. Принимают учебную задачу урока. Отвечают на вопросы учителя по тексту. - О конях. - У коровы, у козы, овцы. - О двух друзьях. - Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь. Выбирают нужные слова в тексте. - Стали друг у друга рвать коня. Отвечают на вопросы учителя. - Играть по очереди, или вместе, дружно. - Петя, Миша, автор. Определяют главную мысль текста. Соотносят поступки героев со своими поступками. - Не надо жадничать, в игрушки лучше играть вместе, так веселее и интереснее. Делают вывод, определяют смысл поступка героев. - Легче живётся доброму человеку, который не делает зла другим. Определяют характер волка, подбирают цвет для иллюстрации. - Злой, сердитый, с оскаленной пастью, нужны краски серого цвета. - Рыженькая краска нужна, весёлая. Хорошо читающий ученик читает второй рассказ. Находят ответ в тексте, выборочное чтение. - Девочка. Сумка была плоха. - Она ещё не умеет хорошо шить. - Сшила её сама. - Взрослой, старательной, умной, настойчивой. | Личностные Формирование познавательного мотива. Регулятивные. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. Коммуникативные. Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. Умение выразительно и осознанно читать текст. Познавательные. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. |
Рефлексия учебной деятельности. | - О каком писателе мы говорили на уроке? Что вы о нём узнали? Какие произведения вам понравились? Чему вы научились? Какие из них вы приобрели бы в свою библиотеку? | Отвечают на вопросы учителя. Определяют понравившиеся произведения, книги. | Личностные. Формирование ценности «чтение» Формирование чувства прекрасного. Регулятивные.. Осознание качества и уровня усвоения материала, контроль, оценка. Коммуникативные. Умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать. Умение слушать и понимать речь других. Познавательные. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Представлять что такое библиотека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок"" с презентацией.
Урок разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК "Школа России". В ходе урока дети учатся анализировать текст, находить главных героев рассказа, определять тему и основную мысль, а такж...
Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».
Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...
конспект урока литературного чтения с презентацией " Стихи А.К.Толстого и А. Плещеева о природе" 4 класс программа "2100"
Конспект урока литературного чтения с презентацией по теме " Стихи А. К. Толстого и А. Плещеева о весне" в 4 классе по учебнику Р. Н. Бунеева....
Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок" (3 класс)
Урок в системе УМК "Школа России". Урок полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Цель урока: создать условия для чтения и изучения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»....
Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ "Почему"
Дата: 15.03.2018База практики: СОШ №1Образовательная система: «Школа России»Класс: 2 вУчитель: Лабузько Е.В.Учебный предмет: литературное чтениеТема раздела: «Я и мои друзья».Т...
Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок» 3 класс УМК «Школа России»
Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»3 класс УМК «Школа России»...
Конспект урока литературного чтения на тему Рассказ Н.Н.Носова «Фантазеры»
Конспект урока литературного чтения для 2 класса с использованием современных образовательных технологий...