Урок литературного чтения во 2 классе Тема. Л.Н.Толстой « Котенок»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мартемьянова Елена Ивановна

На материале урока прививается интерес к творчеству Л. Толстого, воспитывается любовь, ответственное и  бережное отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок   литературного чтения    во 2 классе

МО учителей   начальных классов

Учитель: Мартемьянова Е.И.

Тема. Л.Н.Толстой « Котенок»

Тип урока: чтение и анализ литературного текста

Цель: познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Котёнок»,

совершенствовать умение читать правильно, осознанно, выразительно;

 развивать способность полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное, составлять план для подробного пересказа произведения, работая с деформированным планом, развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, выявлять авторское отношение к героям и их поступкам, определять жанр произведения и главную мысль текста;

 на материале урока прививать интерес к творчеству Л. Толстого, воспитывать любовь, ответственное и  бережное отношение к животным.

Оборудование:

Презентация, портрет Л.Н. Толстого, карточки, компьютер,мультимедийный проектор.

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

Будем дружно на уроке отвечать,

Наши знания достойно пополнять.

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь  хорошим настроением с друзьями. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.

II. Актуализация знаний

а)-Беседа по творчеству писателя

 С творчеством какого русского писателя вы познакомились на предыдущих уроках? (С творчеством Льва Николаевича Толстого) 

Слайд  (портрет Толстого)

- Давайте вспомним страницы его жизни и творчества. 

Что запомнили из его жизни вы?

(если дети затрудняются в ответе):

 Я начну предложения , а вы продолжите: 

Л.Н.Толстой  родился в …1828 году

 в имении  ……  Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школу

Толстой  учил … детей

Писатель написал  для детей  учебник….. «Азбука»

Он сочинял … для детей: р.., с.., б.., п.., п... . (произведения)

б)Проверка домашнего задания

- Какой рассказ Л. Толстого вы готовили дома самостоятельно? («Правда всего дороже»)

-в какой форме он написан? (диалог)

-что такое диалог? (разговор 2 или нескольких лиц)

-кто разговаривает в этом рассказе? (мальчик и отец)

-кто еще участвует в разговоре? (автор-рассказчик)

Итак, читают 3 человека,

- Давайте проверим чтение текста в диалоге и проанализируем , как вы его поняли.

 

 (Дети читают рассказ «Правда всего дороже» в диалоге)

- Понравился ли тебе поступок мальчика?

-За что отец поблагодарил сына?

-Назовите главную мысль текста. Чему учит рассказ?

Сделайте вывод : надо всегда говорить правду.

(оцениваю чтение)

-Вы хорошо поработали, молодцы!

в) Организация работы в парах

— Возьмите цветные полоски.

На цветных полосках написаны названия произведений: прочитайте. ( «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

— Найдите среди четырёх полосок лишнюю. 

- Почему это произведение лишнее? Обоснуйте свой ответ.

(Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке»-это сказка, к-ю написал А.С.Пушкин, все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.)

III. Изучение нового материала.

1.Актуализация знаний 

Для того, что бы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вы должны отгадать загадку: 

Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не ржёт, не лает.

         Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки? (Котёнок)

Ответы детей.

 Правильно, это котёнок.

слайд— Начнём с речевой разминки (чистоговорки.)

2.Речевая разминка.

ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял

Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул

Потянулся и уснул.

-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

3.Рассказ о кошках

Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов.

Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.

На свете около 60 разных пород кошек.

4. Постановка учебной задачи.

-Сегодня мы познакомимся с  произведением Л. Н. Толстого “Котёнок”.

слайд

-Выберите рисунок, который подойдет к названию рассказа.

-Какова тема нашего урока? (На доске картинки: котенок, кошка, кошка с котятами, котята)

-Почему?

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Задачи урока

1. Прочитать рассказ Льва Толстого

2. Определить главных героев

3. Понять содержание текста

4. Выделить главную мысль  произведения

5.Игра «Найди лишнее»

(слова белый, серый, оранжевый, чёрный) 

 (После чтения учитель закрывает слова)

- Сколько слов было записано? Какое слово было первым? Последним?как мы называем такие слова?белый-черный (антонимы) 

- Какое слово лишнее? Почему? (Котёнок не может быть оранжевым)

- Подберите синоним к слову оранжевый, чтобы он мог обозначать цвет шерсти котёнка. (Рыжий) 

-А как выглядит котенок в  произведении  Л.Н.Толстого,   и какая история произошла  с ним, мы узнаем, послушав его.

- Сейчас вы внимательно послушайте и  постарайтесь назвать всех главных героев произведения

6.Первичное восприятие  текста вслух

Слушание текста (аудиозапись)

-К какому жанру литературных произведений мы отнесем это произведение?

-Какие жанры литературных произведений вы знаете?

У меня рассыпались буквы, если вы их соберёте, то узнаете, что же это за произведение    (ы, ь, л, б, быль) 

- Что же такое быль? (Быль – это то, что было на самом деле, случай из жизни)

- Как вы понимаете слово  быль?      (Это то, что было в действительности)

Проверка качества первичного восприятия текста

- Кому понравилось это произведение?

-Что понравилось?

-Какой момент показался самым напряженным?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА О КОТЕНКЕ

7. Вторичное восприятие текста.

- А теперь прочитаем  текст сами  и найдем в нём непонятные слова

                                                                

IV. Включение в систему знаний.

Анализ литературного текста (с опорой на выборочное чтение)

-Назовите главных героев ? (Вася, Катя, котенок, собаки) (прочитаем как о них пишет автор-1 абзац.1 предл.)

--что у них произошло?( у них пропала кошка)

- Когда у детей пропала кошка? читаем далее

-нашли ее ребята?как? 2 абзац

Понятны ли вам слова?

Подле                (около)

Амбар         (сарай для хранения зерна)

- Как вёл себя мальчик, когда обнаружил котят? (Был рад и удивлён)

- Подтвердите свой ответ словами текста.(стр.117 «Наконец Вася закричал…»)

- Сколько было котят?

-  Прочитайте, какого котёнка выбрали себе дети.(стр.117 «..дети выбрали себе..»)

- Как относились к нему ребята?

- Как котёнок оказался один на дороге?

Солома             -полые стебли злаков, остающихся после обмолота

Щавель           -травянистое растение с кислым вкусом

- Какая опасность ему угрожала? Прочитайте.(стр.118 ..вдруг..

- Каким показан котёнок? (Слабый, беззащитный, беспомощный, глупый)

- Как поступил Вася? (Он сумел преодолеть свой страх, бросился спасать котёнка)

Что было духу-        очень быстро

- Выявление позиции учащихся к поступку героя

- А как бы вы поступили на месте Васи? Оцените его поступок

- Как вы думаете, боялся ли мальчик незнакомых охотничьих собак? (Боялся, но думал не о себе, а о маленьком, беззащитном котёнке)

-Что ты можешь сказать о Васе? Какой он? ты бы хотел дружить с таким мальчиком?

Физкульминуткадля глаз

8.Работа в парах. 

На карточках слова:  тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный.

Выберите слова, которые характеризуют Васю, слова которые не подходят для его характеристики зачеркните..

Каким оказался Вася? (Смелый, решительный, находчивый, отчаянный, бесстрашный)

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой.

- Как вела себя Катя? Можно ли осуждать девочку?  (Нет, все мы можем чего-то бояться)

9.Выявление нравственной проблемы произведения

 (Чтение пословицы, записанной на слайде)  

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

- Как понимаете смысл пословицы?

- Подходит ли она к нашему тексту? Почему? (Мальчик бросился спасать беззащитного котёнка, понимая, что собаки могут опередить его, что котёнок погибнет)

- Почему же котёнок оказался в опасности? (Дети забыли про него, оказались безответственными)

Какой же вывод мы можем сделать? (Нужно быть внимательными и  ответственными за тех, кто слабее нас )

Выявление авторского отношения к герою и его поступку

- Как вы думаете, как сам автор относится к поступку своего героя? (….)

- Как вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле или она выдумана автором?

- Зачем Лев Николаевич Толстой рассказал нам эту историю?

- Какими мыслями он хотел поделиться с нами?

IV. Закрепление изученного материала.

10.Слайд Расположите события в правильном порядке

11.Составление плана рассказа (в группах ) 

- У вас на партах лежит план этого произведения. Последовательность пунктов плана нарушена. Восстановите план, пронумеровав пункты плана цифрами.

План

Страшные собаки

Дети нашли котят

Вася спасает котёнка

Дети забыли котёнка

Кошка пропала

Самый лучший котёнок

Проверка выполнения задания (фронтально) 

- У какой пары получился такой же план, как на слайде ….?

- Кто записал по – другому?

       

1 2.    Работа с иллюстрацией.

Какой момент рассказа изображен на иллюстрации на стр.118?

Найдите это место в тексте и прочитайте.

V.  Итог урока.

Послушаем стихотворение (Виолетта).

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

 

 -Грустное стихотворение, правда?

-Чтобы этого не случилось, никогда нельзя   забывайте своего маленького друга и нужно  заботиться о нём.

- Как вы думаете,  что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

 -Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут

VI. Рефлексия.

«Синквейн»

Котенок

Маленький, беззащитный

Нашли, забыли, спасает

Мы в ответе за питомцев

Забота

 VII Лестница успеха-оценивание

VIII. Домашнее задание   Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"

Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...

Презентация к уроку литературного чтения по произведению А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Данная презентация рассчитана на учащихся 1 класса. Она знакомит с автором русской версии сказки и итальянской.  В презентации представлены портреты авторов. Разбирается лексическое значение слов...

Урок литературного чтения. Тема: Л.Н.Толстой

Цели:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие интереса детей к русской класической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общечеловеческ...

Урок литературного чтения, 4 класс, Л. Толстой "Три товарища"

Открытый урок для учителей начальных классов округа. Представлены основные методы и приемы работы на уроках в коррекционной школе....

Урок литературного чтения. Произведения Л.Н.Толстого. "Прыжок"

Урок содержит ссылки на две презентации: одна - по теме, вторая - тест к системе  мониторинга качества знаний PROklass. Еще есть ссылки на аудиофайлы: по тексту произведения Л.Н.Толстого и к физ....

Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...