Конспект урока литературного чтения "В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Конспект урока литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

Цели урока: познакомиться с особенностями творчества В.Маяковского, понять идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

Планируемые результаты

  • предметные: уметь анализировать лирическое произведение, уметь работать над техникой чтения, создавать условия, способствующие развитию творческих задатков, развивать речь, мышление, интерес к чтению, формировать выразительное, осознанное чтение, уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения.
  • личностные: формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой, развивать неравнодушное отношение к живым существам, гуманизм и доброту.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник литературного чтения (Н.А.Чуракова, 4 класс, 2 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: слово учителя, чтение стихотворения учителем.

Словесн.: анализ стихотворения.

≈5

- Сегодня мы с вами впервые будем обращаться к творчеству В.Маяковского, в частности к его стихотворению «Хорошее отношение к лошадям». Личность этого автора, как и его произведения, вызывает много споров. Одни восхищаются творчеством поэта, другие не понимают и не принимают его. В любом случае Маяковский – один из самых ярких людей 20 века.

- Мне бы хотелось начать разговор о поэте с одного из самых знаменитых его стихотворений «Послушайте!»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит -

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

"Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!"

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

- Не каждый человек может так написать о звездах, правда?

- Если Маяковский написал так, как это его характеризует?

-Каким предстаёт перед нами лирический герой стихотворения?

- К кому он обращается? Слышат ли его? (Если он так настойчиво и надрывно требует, чтобы его послушали, значит, толпа не хочет слышать. Лирический герой отличается от всех.)

- И сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением «Хорошее отношение к лошадям».

Узнавать тему урока.

Слушать стихотворение «Послушайте!»

Анализировать стихотворение, отвечать на вопросы учителя.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

П: осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

К: оформление своих мыслей в устной форме.

Решение частных задач

Словесн.: слово о писателе, слово учителя.

Словесн.: беседа.

Практич.: выразительное чтение стихотворения.

Словесн.: анализ стихотворения.

Словесн.: словарная работа.

Практич.: выборочное чтение.

Словесн.: беседа.

Словесн.: анализ стихотворения.

Практич.: выборочное чтение.

Словесн.: беседа.

Практич.: выборочное чтение.

Словесн.: анализ стихотворения, беседа, формулировка выводов.

≈35

- Перед тем, как познакомиться с новым стихотворением, скажите, знаете ли вы что-то об этом писателе?

- Что бы хотели узнать?

- Послушайте, я немного вам о нём расскажу.

- Маяковский родился в 1893 г. в Грузии. Детство на фоне природы Кавказа было счастливым для будущего поэта.

В 1908 г. умирает отец Маяковского. Семья перебирается в Москву, где Маяковский мог бы учиться на художника. Это была его мечта. Два года учебы в Строгановском училище прерываются арестами из-за подпольной работы. За участие в подготовке побега политзаключенных Маяковский попадает в тюрьму, где проводит почти год. Там он начинает писать стихи.

Маяковский стремился к новым течениям и в живописи, и в поэзии. Новая жизнь – это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления в искусстве – футуризм (от лат. futurum – будущее). Октябрьскую революцию Маяковский встретил восторженно. Работал в «Окнах РОСТА» - Российском Объединенном Советском Телеграфном Агентстве. Это было учреждение, в котором в образной форме, с помощью стихов и карикатур, людям рассказывалось о наиболее важных политических событиях. Стихи и карикатуры Маяковского пользовались особой популярностью. Эти рисунки вывешивались прямо на витрины этого агентства. Главной темой творчества Маяковского стала борьба за утверждение нового общества. Но он ясно видел и общественные недостатки. Маяковский был бескомпромиссен, потому и неудобен. Поэт покончил с собой в 1930 г. Маяковский – одна из оригинальнейших, ярчайших творческих фигур 20 века. Его поэтическая система была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию 20 века.

- Что из моего рассказа вы узнали о писателе?

- Каким он вам показался?

- Какие он писал стихи?

- Как вы думаете, о чём будет говориться в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

- Прочитайте его про себя на странице 112.

- Теперь желающие прочитают его выразительно.

-  Понравилось ли вам стихотворение? Всё ли было понятно?

- Что сразу бросается в глаза в форме произведения? (короткие строки, «лесенка»)

- Для чего Маяковский так оформляет свои стихи?

- Такое оформление поэтического текста акцентирует внимание на определенных словах и требует особого внимания при чтении.

- Теперь давайте поработаем над незнакомыми словами из стихотворения.

Круп – задняя часть тела лошади.

Зевака – тот, кто зевает, слоняется без дела.

Кузнецкий - улица Кузнецкий мост, одна из центральных улиц Москвы.

- Клёшить – разгуливать в брюках-клёшах.

- ПлОше – от слова «плохо», т.е. хуже.

- ПошлА – не представляющая ничего ценного, банальная.

- Прочтите ещё раз строки:

«Били копыта,

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута

улица скользила.»

- Как передает поэт стук копыт лошади?

- Есть ли такие слова в русском языке?

- А в этом стихотворении они передают это значение? (в данном стихотворении эти слова имеют звукоподражательную функцию)

- Какие звуки повторяются в этих словах? (г-р-п)

- Какой художественный прием использует Маяковский, изображая улицу? (метафора)

- Как вы понимаете эти слова:

«Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала!

- Упала лошадь!»

- Как автор изображает зевак? Чем они занимаются?

- Можно ли понять отношение поэта к зевакам?

- Какое это отношение? (это бездельники, они равнодушны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью. Автор относится к ним с осуждением)

- Теперь найдите строки:

«Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,

течет по-своему...

Подошел и вижу -

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти...

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте -

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь.»

- Кто противопоставлен равнодушной толпе зевак?

- Как вы понимаете слова «улица опрокинулась»? (улица, отразившаяся в глазах упавшей лошади, кажется перевернутой)

- Через подбор синонимов прокомментируйте смысл эпитета «звериная тоска».

- Как вы думаете, почему именно герой проникся сочувствием к упавшей лошади и подошел к ней? (плачущая лошадь – двойник автора)

- Прочтите ещё раз строки.

«Может быть,

- старая -

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И всё ей казалось -

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.»

- Как повлияли на настроение лошади слова поэта?

- Только ли о лошади писал в этом стихотворении Маяковский?

- Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.

- В чем главная мысль стихотворения?

- Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении Маяковского? (1 вариант: поэт и равнодушная толпа; 2 вариант: мир животных и мир людей).

- Что вы поняли из этого стихотворения?

- Какие эмоции вызвало?

- Сделайте вывод.

Слушать слово о писателе В. Маяковском.

Отвечать на вопросы учителя.

Выразительно читать стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Анализировать стихотворение.

Узнавать значение незнакомых слов из стихотворения.

Выборочно читать стихотворение, анализировать прочитанные строки.

Выборочно читать строки из стихотворения, анализировать их, высказывать своё мнение.

Выборочно читать строки из стихотворения, анализировать их.

Отвечать на вопросы учителя.

Выборочно читать строки из стихотворения, анализировать их.

Участвовать в общей беседе, делиться мыслями, подводить итоги.

Р: принятие и сохранение учебной задачи, учёт выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополнение и расширение знания.

Р: осмысление учебного материала.

П.: выполнение действия по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

П: развитие художественной образной речи, логического мышления; умение наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу; обогащение своего словарного запаса; умение выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Р: принятие и сохранение учебной задачи, учёт выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополнение и расширение знания.

Р: осмысление учебного материала.

П.: выполнение действия по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

≈5

- А теперь подведем итоги нашего урока?

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- Что вам показалось самым интересным на уроке?

- Какое у вас настроение после прочтения стихотворения?

- Что вы поняли для себя?

- Какой сделали вывод для себя?

- Спасибо за урок!

Подводить итоги, отвечать на вопросы.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения " Сивка-бурка" для з класса.

Программа ,,Школа России’’. 3 класс . Уровень образования: начальное общее образование.Конспект урока - исследования по литературному чтению.Тема урока ,,Русская народная сказка  ,,Сивка- б...

Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"...