Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТРНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕМА УРОКА : «В.А. Осеева «Хорошее».

Цели: познакомить с рассказом В.А. Осеевой «Хорошее», совершенствовать навык чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.

Х О Д        У Р О К А

I. ОРГ. МОМЕНТ

- Доброе утро! Придумано кем-то

 Просто и мудро при встрече здороваться!

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Доброе утро улыбчивым лицам!

 И каждый становится добрым, доверчивым,

 Пусть доброе утро длиться  до вечера!

- Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь!

- Садитесь!

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Волшебное слово)

- Кто автор этого произведения? (Валентина Осеева)

- Что вам было задано на дом? (Подготовить выборочный пересказ рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»)

- Кто подготовил пересказ  первой части?

- Как мы ее озаглавили? ( Встреча с волшебником)

Вывешиваю на доску

- Почему мы именно так ее назвали? (Потому, что в ней говорится о встрече Павлика и старичка, который сказал ему волшебное слово).

- Как мы озаглавили вторую часть? Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…)

Вывешиваю на доску

- Кто подготовил пересказ этой части?

- Как мы озаглавили третью часть? (Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста...)

Вывешиваю на доску

- Кто подготовил пересказ этой части?

- Как мы озаглавили четвертую часть? (Возьми меня, пожалуйста…)

Вывешиваю на доску

- О чем говорится в этой части? ( В ней говорится о том, как Павлик просил брата взять его с собой кататься на лодке и он использовал волшебное слово)

ФИЗМИНУТКА

- А теперь подведем итог нашей работы. Итог мы подведем, работая с пословицами.

III. РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

- У вас на столе лежат конверты, в них слова. Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение.

- Работать будете в парах.

- Какие пословицы у вас получились? (За добро добром и платят)

- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят)

- Какую еще пословицу вы сложили? (Добрый человек добру и учит)

- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если человек добрый, хороший, то он и учит хорошему).

- Какая пословица подходит к нашему рассказу? (первая)

Почему? (Потому, что в рассказе добрый человек научил Павлика как поступать хорошо).

- Ребята, а говорить вежливые слова хорошо? (Да)

Почему? (Потому, что, когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе отношение к людям)

- А какие еще хорошие поступки вы можете назвать? (Помогать родителям, уступать место старшим, ухаживать за больными людьми, за животными и др.)

- Какие из них вы сами совершаете?

IV. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ

- А сегодня мы с вами познакомимся с еще одним рассказом Валентины Осеевой, который так и называется «Хорошее»

Открываю новую тему

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Сейчас мы прочтем и увидим, кто был прав?

Моими помощниками будут Дима Сергеев и Ира Серикова.

V. ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ

- Понравился рассказ?

- Угадали мы о чем он?

VI. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и подчеркните карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?

- Прочитайте о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.

Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юра)

-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)

- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

- Какой совет вы можете дать Юре?

- Найдите и прочитайте какой совет дала Юре мама.

- Сравните ваши советы.

- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)

- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступит, чем хорошо говорить)

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

- Вспомните другие пословицы на эту же тему.

    * Жизнь дана на добрые дела.

     * Добро сделанное втайне отзовется явно

    *Дело словом не заменишь

    * Добрыми делами славен человек

    * Доброе дело само себя хвалит

ФИЗМИНУТКА

  1. ЧТЕНИЕ ПО-РОЛЯМ

- Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)

-  Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру)

- Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)

- Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)

- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)

- За

автора читает  - Пуличева Алена

                Юру – Сергеев Дима

                Сестра – Настя Грибанова

                Мама – Вика Калкатина

                Няня – Петрушенко Ира

                Трезор – Кирпиков Дима

  1. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «СТАРУШКА»

- А теперь я хочу прочитать еще один рассказ Валентины Осеевой, а вы послушайте и скажите почему я вам его прочитала сразу после рассказа «Хорошее»

По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!

- Как вы думаете, почему я его прочитала сразу после рассказа «Хорошее»? (Потому, что он тоже о хорошем поступке

  1. ВЫВОДЫ

- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)

- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день ?

- Будите ли вы ждать награды за свои поступки?

- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел  и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.

- Оно так и называется Доброта.

Открываю доску

- А чтобы вы еще раз повторили все, то доброе чему нас учат рассказы Валентины Осеевой дома вы поработает над заданиями на странице 95.

- А теперь давайте посмотрим на лучики нашего солнца.

Показываю каждый лучик

  1. Вежливые слова
  2. Хорошие поступки
  3. Уважение к людям
  4. Доброе отношение к животным
  5. Бережное отношение к природе
  6. Бескорыстие

- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки

- Сегодня Сергеев Дима, Петрушенко Ира, Грибанова Настя, Калкатина Вика, Серикова Ира получают пятерки. Они хорошо подготовились к уроку и активно работали на уроке.

- Урок окончен



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТРНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕМА УРОКА : «В.А. Осеева «Хорошее».

Цели: познакомить с рассказом В.А. Осеевой «Хорошее», совершенствовать навык чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.

Х О Д        У Р О К А

I. ОРГ. МОМЕНТ

- Доброе утро! Придумано кем-то

 Просто и мудро при встрече здороваться!

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Доброе утро улыбчивым лицам!

 И каждый становится добрым, доверчивым,

 Пусть доброе утро длиться  до вечера!

- Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь!

- Садитесь!

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Волшебное слово)

- Кто автор этого произведения? (Валентина Осеева)

- Что вам было задано на дом? (Подготовить выборочный пересказ рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»)

- Кто подготовил пересказ  первой части?

- Как мы ее озаглавили? ( Встреча с волшебником)

Вывешиваю на доску

- Почему мы именно так ее назвали? (Потому, что в ней говорится о встрече Павлика и старичка, который сказал ему волшебное слово).

- Как мы озаглавили вторую часть? Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…)

Вывешиваю на доску

- Кто подготовил пересказ этой части?

- Как мы озаглавили третью часть? (Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста...)

Вывешиваю на доску

- Кто подготовил пересказ этой части?

- Как мы озаглавили четвертую часть? (Возьми меня, пожалуйста…)

Вывешиваю на доску

- О чем говорится в этой части? ( В ней говорится о том, как Павлик просил брата взять его с собой кататься на лодке и он использовал волшебное слово)

ФИЗМИНУТКА

- А теперь подведем итог нашей работы. Итог мы подведем, работая с пословицами.

III. РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

- У вас на столе лежат конверты, в них слова. Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение.

- Работать будете в парах.

- Какие пословицы у вас получились? (За добро добром и платят)

- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят)

- Какую еще пословицу вы сложили? (Добрый человек добру и учит)

- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если человек добрый, хороший, то он и учит хорошему).

- Какая пословица подходит к нашему рассказу? (первая)

Почему? (Потому, что в рассказе добрый человек научил Павлика как поступать хорошо).

- Ребята, а говорить вежливые слова хорошо? (Да)

Почему? (Потому, что, когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе отношение к людям)

- А какие еще хорошие поступки вы можете назвать? (Помогать родителям, уступать место старшим, ухаживать за больными людьми, за животными и др.)

- Какие из них вы сами совершаете?

IV. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ

- А сегодня мы с вами познакомимся с еще одним рассказом Валентины Осеевой, который так и называется «Хорошее»

Открываю новую тему

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Сейчас мы прочтем и увидим, кто был прав?

Моими помощниками будут Дима Сергеев и Ира Серикова.

V. ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ

- Понравился рассказ?

- Угадали мы о чем он?

VI. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и подчеркните карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?

- Прочитайте о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.

Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юра)

-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)

- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

- Какой совет вы можете дать Юре?

- Найдите и прочитайте какой совет дала Юре мама.

- Сравните ваши советы.

- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)

- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступит, чем хорошо говорить)

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

- Вспомните другие пословицы на эту же тему.

    * Жизнь дана на добрые дела.

     * Добро сделанное втайне отзовется явно

    *Дело словом не заменишь

    * Добрыми делами славен человек

    * Доброе дело само себя хвалит

ФИЗМИНУТКА

  1. ЧТЕНИЕ ПО-РОЛЯМ

- Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)

-  Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру)

- Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)

- Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)

- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)

- За

автора читает  - Пуличева Алена

                Юру – Сергеев Дима

                Сестра – Настя Грибанова

                Мама – Вика Калкатина

                Няня – Петрушенко Ира

                Трезор – Кирпиков Дима

  1. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «СТАРУШКА»

- А теперь я хочу прочитать еще один рассказ Валентины Осеевой, а вы послушайте и скажите почему я вам его прочитала сразу после рассказа «Хорошее»

По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!

- Как вы думаете, почему я его прочитала сразу после рассказа «Хорошее»? (Потому, что он тоже о хорошем поступке

  1. ВЫВОДЫ

- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)

- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день ?

- Будите ли вы ждать награды за свои поступки?

- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел  и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.

- Оно так и называется Доброта.

Открываю доску

- А чтобы вы еще раз повторили все, то доброе чему нас учат рассказы Валентины Осеевой дома вы поработает над заданиями на странице 95.

- А теперь давайте посмотрим на лучики нашего солнца.

Показываю каждый лучик

  1. Вежливые слова
  2. Хорошие поступки
  3. Уважение к людям
  4. Доброе отношение к животным
  5. Бережное отношение к природе
  6. Бескорыстие

- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки

- Сегодня Сергеев Дима, Петрушенко Ира, Грибанова Настя, Калкатина Вика, Серикова Ира получают пятерки. Они хорошо подготовились к уроку и активно работали на уроке.

- Урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказочные человечки"

Представлен конспект обобщающего урока по разделу"Сказочные человечки". Цель: обобщить знания учащихся о сказочных человечках, их привычках, чертах характера; Задачи: • продолжить работу над развитием...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Слог, ударение.Повторение и закрепление нового материала"

Данный урок я проводила в День открытых дверей . На уроке идёт активное  закрепление умения находить ударный слог, умение классифицировать слова,  развивается  устная речь учащихся....

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...


 

Комментарии

Урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климанова "Литературное чтение"