Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Я и мои друзья». В.А. Осеева «Хорошее».
методическая разработка по чтению (2 класс)
Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Я и мои друзья». В.А. Осеева «Хорошее» с использованием групповых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx | 188.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока | |
Базовая образовательная технология | ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
Урок 96 (7) | Литературное чтение |
Класс | 2 |
Тема | «Я и мои друзья». В.А. Осеева «Хорошее». |
Цель | продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.А. Осеевой; создать условия для осознанного восприятия и усвоения содержания рассказа В. Осеевой «Хорошее». |
Задачи | Образовательные: формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков; совершенствовать навык осознанного и выразительного чтения, в том числе по ролям, учить ориентироваться в тексте. Развивающие: развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре, в группе; способствовать развитию мышления, связной устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, воображения. Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение; воспитывать нравственные качества личности: доброту, чуткость, понимание; воспитывать интерес к предмету литературного чтения, чувство взаимовыручки, доброжелательности, культуру поведения при организации и осуществлении сотрудничества с учителем и сверстниками, самостоятельность. |
Планируемые результаты | Предметные: Прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественное произведение; читать текст вслух с постепенным переходом на чтение про себя; самостоятельно подготавливаться к ролевому чтению; участвовать в инсценировании; составлять короткий рассказ на предложенную тему. Метапредметные:
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование умения оценивать жизненные ситуации и поступки героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная, парная, групповая (2 группы). |
Межпредметные связи | Литературное чтение – окружающий мир. |
Ресурсы:
| Учебник Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.), М.: «Просвещение», 2013г. Презентация к уроку, выставка книг В.А. Осеевой, динамическая схема качеств хорошего друга (в бумажном виде), раздаточный материал для работы в группах, листы самооценки. |
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
СЛАЙД 1 (титул)
- Доброе утро, ребята! Тихо сели.
- Сегодня у нас впервые урок литературного чтения, на котором присутствуют гости. Подарите им
улыбку и больше поворачиваться не нужно, иначе гостям будет у нас некомфортно.
- Сегодня мы вновь работаем в группах.
- Что это значит? (мы будем сотрудничать)
- Поприветствуйте партнера по паре улыбкой.
- Подарите улыбку партнерам по группе.
- Речевая разминка. Вспомним правила работы в группе.
СЛАЙД 2 (правила работы в группе)
(чтение с экрана:
1 группа – с повествовательной интонацией;
2 группа – с вопросительной интонацией)
- И помните! Ни один успешный диалог невозможен без усилий ума и сердца!
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (стартовое настроение)
2. Актуализация опорных знаний.
Доска.
- (заголовок урока) Друг… Друг? Друг!
- С каким разделом учебника мы работаем? («Я и мои друзья»).
- Кто этот веселый мальчик, который уже несколько уроков подряд приходит к нам?
(настоящий друг, которого мы хотим иметь; мы дали ему имя – Витя).
- Что о Вите мы уже знаем? Какой он человек?
(перечисляют с доски)
Уступает в спорах
Не обижается по мелочам
Верный, надежный
Чуткий, отзывчивый
Уважает старших
Вежливый, воспитанный
?
Учебник, «Содержание», с.221.
- Одно или много литературных произведений помогли сделать нам эти выводы?
(много).
- Где можно найти сразу все их названия? (в содержании учебника; с.221).
- 1 группа (совещаются), назовите стихотворные произведения.
2 группа (совещаются), назовите прозаические произведения.
- Чем стихотворения отличаются от прозы?
Экран. В.А. Осеева.
- С творчеством какой писательницы мы начали знакомство на прошлом уроке?
- Работа в группах.
Определите № ее портрета.
СЛАЙДЫ 3-4 (портреты)
(ответ 1 человека от группы)
- Определите, как с жизнью и творчеством писательницы связаны изображения.
СЛАЙДЫ 5-15 (Факты жизни)
- Работаем индивидуально, приготовьте сигнал.
(индивидуальные ответы по 1 изображению; остальные дети показывают свое согласие)
Выставка книг.
- Много интересных произведений для детей написала В. Осеева. Однако наиболее любимы и
читаемы ребятами ее короткие рассказы. Интересно, почему?! Предположите.
Обсуждение в группе
(ответ 1 человека от группы)
- Проверим себя.
СЛАЙД 16 (Письмо В. Осеевой)
- Предлагаю вам подумать и сегодня.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
(ШАГ 1 оценка знаний биографии, понимания изученных ранее вопросов)
3. Постановка учебной задачи (проблемы).
Доска.
- О чем говорит ещё 1 знак вопроса возле мальчика Вити? (есть еще качества настоящего друга,
которые мы еще не обсудили).
- Предположите, какой автор и какое произведение поможет СЕГОДНЯ нам сделать новое
открытие (В. Осеева «Хорошее»).
Экран.
СЛАЙД 17 (тема урока)
- Сформулируем цель урока.
СЛАЙД 18 (цель урока)
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
(ШАГ 2 оценка умения определять тему и цель урока)
4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Первичное восприятие и усвоение нового материала.
Учебник, с.93.
- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе с названием «Хорошее»?
- Что означает слово «хорошо»? («хорошо» - это как?)
(радостно, счастливо, благополучно, комфортно). Красный сигнал учителя
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 93.
Разве герои выглядят радостными и счастливыми?!
- Что нужно сделать, чтобы снять наше затруднение? (прочитать рассказ)
- Кому мы доверим столь ответственную миссию? (Наргиз или Маша)
- Задание: при чтении подмечайте всё хорошее
(первичное чтение текста)
Беседа.
- (вопросительная пауза)
- Покажите сигналом своё отношение к прочитанному (красный)
- Что же хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, хорошее желание).
- А что было не очень хорошим в рассказе? (Поступки мальчика).
Работа в парах.
- Посоветуйтесь с партнером, какой это рассказ — веселый или грустный?
(ответ 1 человека от пары: рассказ грустный, потому что Юра так и не понял сам, какие
добрые дела он может сделать для близких).
ФИЗМИНУТКА
2. Первичное применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений.
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не
смог ее никому доставить?!
Учебник, с.93-94.
- Вам предстоит поработать с текстом.
- При чтении рассказа про себя вы должны отметить «V» в тексте всё, о чём мечтал Юра.
(самостоятельное чтение рассказа с пометами в тексте)
Экран.
- О чём же мечтал Юра?
СЛАЙД 19 (мечты Юры)
- Хотел ли он что-то сделать для себя?
- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
- Что такое «героический»? Кто такой герой?
- Где можно посмотреть лексическое значение этих слов? (в Толковом словаре)
Обратимся к словарю.
СЛАЙД 20 (словарь)
- Как вы поняли, Юра герой?
- Представьте себе на секундочку, что все его мечты сбываются.
Вы только вдумайтесь, что испытывает сестренка в этот момент?! А что испытывает няня,
Трезорка?!
- Хотели бы вы оказаться на их месте?
- О ком думает Юра на самом деле?
(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
- В каком случае человек делает что-то хорошее?
(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
- Какой же был Юра?
Словарь характеристик (раздаточный материал)
- Вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Юры.
- Работа в группах.
(ответ 1 человека от группы)
- Проверим себя.
СЛАЙД 21 (качества Юры)
- Хотели бы вы иметь такого друга?
Учебник, с.95.
- Сформулируйте главную мысль рассказа пословицей, выберите нужную на с.95.
- Работа в группах.
(ответ 1 человека от группы: лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)
Вновь вернемся к иллюстрации на с.93
- Почему сестренка грустная?
(Юра ей нагрубил, он ее обидел)
Доска.
- Над чем вас заставил задуматься рассказ? (надо быть добрее и внимательнее к людям, помогать
близким в обычной жизни, эти поступки и будут самыми хорошими, самыми добрыми).
- Хотели бы вы, чтоб и ваш воображаемый друг Витя думал также?
- Пришло время заменить убрать знак вопроса.
(табличка на доске)
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
(ШАГ 3 понимание прочитанного, формулирование выводов, главной мысли)
5. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
Чтение по ролям.
- В заключение нашего урока прочтем рассказ по ролям.
- Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)
- Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)
- Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)
- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)
- Распределите роли.
- Работа в группах.
(чтение по ролям; анализ выразительности чтения)
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ «Хорошее»?
- О каких человеческих качествах нас заставляет задуматься рассказ «Хорошее»?
- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
- Будете ли вы ждать за это награды?
- Вернемся к цели нашего урока.
СЛАЙД 22 (цель)
- Достигли ли мы цели?
7. Домашнее задание.
СЛАЙД 23 (домашнее задание)
8. Подведение итогов урока.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
- (итоговая самооценка)
- (взаимооценка партнеров)
- (перевод в цифровую оценку на доске)
- Каким же теперь мы хотим видеть нашего друга Витю? (обобщение по схеме на доске).
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да! (дети хором)
Будем старших уважать?
- Да! (дети хором).
Будем дерево сажать?
- Да! (дети хором).
Будем маме помогать?
- Да! (дети хором).
А братишку одевать?
- Да! (дети хором).
Позаботимся о кошке? –
- Да! (дети хором).
Птицам мы насыплем крошки?
- Да! (дети хором).
Позаботимся о друге?
- Да! (дети хором).
И цветы польем на клумбе?
- Да! (дети хором).
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет?
- Да! Да! Да! (дети хором).
- Наш урок окончен. Спасибо вам за работу (дети встают).
СЛАЙД 24 (Спасибо за внимание!)
Приложение 1.
Фамилия, имя _____________________________
Оценочный лист
Настроение | Шаг 1 | Шаг 2 | Настроение | Шаг 3 | Итог | Настроение | |
Я | |||||||
партнер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока литературного чтения (3 класс УМК "Гармония") по теме: В. А. Осеева «Волшебное слово» с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и приёмов ТРКМ и ИКТ
Урок литературного чтения с примененим системы упражнений, формирующих навык молчаливого чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения 4 класс. Тема: "В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока литературного чтения 4 класс. Тема: "В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»". УМК "Перспективная начальная школа"...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....