Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?») и освоить социокультурные категории «доброта», «вежливость», освоить алгоритм работы в паре, в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения | 89 КБ |
Презентация к уроку | 974.5 КБ |
Приложение | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Конспект урока литературного чтения во втором классе
с использованием приемов ТРКМЧП
В. А. Осеева. «Волшебное слово».
(урок 1)
(система учебников «ШКОЛА РОССИИ)
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.
ОАО «Просвещение», Москва 2011г.
Учитель начальных классов высшей категории:
Горбачёва Светлана Викторовна
Раздел «Я и мои друзья»
В.А.Осеева. Волшебное слово. (2 урока)
Урок1
Ведущая технология – технология развития критического мышления
(приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)
Цель урока:
познакомить детей с рассказом В.А.Осеевой «Волшебное слово»;
Задачи урока:
•обучающие –познакомить с содержанием рассказа, освоение социокультурной категории «доброта», «вежливость», освоить алгоритм работы в паре, в группе.
•развивающие – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.
•здоровьесберегающие– сохранять здоровье детей путем оптимального учебного труда и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, осуществление психической поддержки каждого ученика
Планируемые результаты:
- •познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
- •коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
- •личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Оборудование:
Учебник литературного чтения, карточки с заданиями. Компьютер, презентация, экран, проектор, .
Ход урока
1.Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу? (ответы детей)
- Для чего мы говорим эти слова?
2.Актуализация знаний. Целеполагание.
А) повторение
Как называется раздел, который мы изучаем
(Я и мои друзья)
Б) целеполагание
Давайте ещё вспомним задачи, которые мы ставили перед собой при знакомстве с этим разделом
Мы познакомимся:
- Со стихами и рассказами, в которых предлагается подумать над тем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом.
Мы научимся:
- Определять последовательность событий в произведении.
- Придумывать продолжение рассказа;
- Соотносить основную мысль рассказа с пословицей.
Мы будем учиться:
- Поступать так, как может поступать настоящий друг и хороший человек;
- Объяснять поступки героев, понимать отношение автора к ним.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом. Но начнем мы наш урок, как всегда, с проверки домашнего задания.
А)Проверка домашнего задания.
Учитель: С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? (Ю.Ермолаев «Два пирожных») Кто автор рассказа?
Радиотеатр (Инсценировка рассказа учениками)
Учитель: Чему учит рассказ?
Б) Речевая разминка
1.Прочитайте пословицы по слогам, целыми словами. Подберите пословицу, отражающую главную мысль рассказа. Объясни свой выбор.(Работа в парах)
Отложишь на день, на все десять затянется
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Глядя на чужую работу, сыт не будешь.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
2. Прочитайте стихотворение Г.Остера сначала тихо и медленно,затем быстро, радостно, удивлённо.
Если ты пришел к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не сможет
Тебя обидеть невзначай.
— Серьезный или шутливый совет дает вам автор в своем стихотворении? (ответы детей)
3.Вопрос-задача
"Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал". В чем ошибка Кости ? (Работа в парах) СЛАЙД 1
4. Прочитайте волшебные слова, на какие две группы их можно разделить? Почему вежливые слова названы волшебными? СЛАЙД 2-3
•Крибли-крабли-бумс
•Спасибо
•Эники-беники
•Пожалуйста
•Трах-тибидох
•Извините
•Абракадабра
3.Знакомство с новым материалом.
Сегодня мы познакомимся с рассказом, в котором тоже встречается одно из таких слов.
Рассказ этот написала замечательная детская писательница Валентина Александровна Осеева СЛАЙД 3
Валентина Александровна Осеева написала много книг для детей о детях. Эти книги учат добру, справедливости, учат дружить. В 1 классе мы знакомились с одним из рассказов Осеевой. Как он называется? («Печенье»)
Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Волшебное слово»
1)Словарная работа
Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте с помощью словаря (с.215-учебник)
Чуть не поддал хорошенько - …
Стряпала -…
Противень - …
2) Прогнозирование. СЛАЙД 4
Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе? (предположения записываются на доске)
ФИЗМИНУТКА
«Мы пройдёмся по дорожке»
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая—
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)
3.Первичное восприятие (слушание рассказа) Слайд 5
Все ли предположения сбылись (Проверка записей на доске «+ или - »)
Назовите главного героя.
-Понравился вам мальчик? Почему?
Почему домочадцы мальчика не хотели выполнять его просьбы в начале рассказа?
-Кто помог мальчику?
-Какое волшебное слово старик открыл мальчику?
4.РАБОТА В ГРУППАХ
Вторичное восприятие ( самостоятельное чтение и работа с табличкой)
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу
работы с информацией (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Кто? | Где? | Что делал(а)? | Почему?» | Вывод |
Старичок Павлик Ленка Бабушка Брат __________ Старичок Павлик Ленка Бабушка Брат | На скамейке На скамейке В комнате На кухне Дома? Собирается на лодке кататься _______________ На скамейке Побежал домой Сидела за столом Пекла пирожки на кухне За обедом | Сидел, чертил Обиделся Не дала краску Прогнала Не берёт с собой _________________ Прошептал что-то Решил попробовать Пальцы разжались, пробормотала Дала пирожок Поднял брови. Усмехнулся, согласился взять | Не сказано Обиделся Жалеет? Из-за морковки? Не хочет? ____________ Хотел помочь? Хотел проверить Сказал пожалуйста Сказал пожалуйста Сказал пожалуйста | Павлик ведёт себя не правильно и грубо ________ Павлик со всеми говорит ласково, уважительно, не требует , а просит, использует волшебное слово |
5. Обобщение
-Как нужно произносить волшебное слово?
-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)
- Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему?
– Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?
-Как вы думаете, как автор относится к своему герою?
-Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым?
Итог урока.
- Чему вы научились на уроке?
- Какова главная мысль рассказа? ( поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой) Слайд 6
. Домашнее задание.
Подготовит выразительное чтение любого отрывка по плану, нарисовать к нему иллюстрацию
6. Рефлексия.
- Выберите и продолжите любое выражение.
На сегодняшнем уроке я узнал . . .
На этом уроке я похвалил бы себя за . . .
После урока мне захотелось . . .
Сегодня я сумел . . .СЛАЙД 7
-[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=10198
Литература:
- Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2 ч. /Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,М. В. Голованова. ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011
- Стефаненко Н.А.Литературное чтение: Методическое пособие: 2 класс ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочая программа. 2 класс ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011
Интернет-ресурсы.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - преподавание в начальной школе. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/607040/
- Pedsovet.su- сообщество взаимопомощи учителей: « Подборка стихотворных физкультминуток и стихотворений для оргмоментов» -. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/244-1-0-5891
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru - Статья по теме:
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо».. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pis-0
- Сайт «Дедсадклуб.ру» - физкультминутка «Дружно маме помогаем…» [Электронный ресурс]. – Режимдоступа:http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/518-fizminutka-druzhno-mame-pomogaem
- Ермолаев Ю. И. - детский писатель, драматург и актер-[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/51-586-1
- Сайт «Мои Детки» -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.moi-detki.ru/detyam/skorogovorki/28-skorogovorki_dlya_otrabotki_zvuka_l.html
- Образовательный портал «Началка семинфо», личная веб-страница -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=10198
- . Юрий Ермолаев. Дом отважных трусишек -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/TALES/ERMOLAEW_J/dom_trusishek.txt
- Юрий Иванович Ермолаев.Можете нас поздравить!-[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sharedbook.ru/onlineread/53765/
- .Доброе утро -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vdobroeutro.ru/stihi-s-dobrym-utrom/
- Конспект занятия по риторике «Волшебные слова» -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/volshebnye-slova.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
• Крибли-крабли-бумс • Спасибо • Эники-беники • Пожалуйста • Трах-тибидох • Извините • Абракадабра
Это обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть. ПОЧЕМУ ВОЛШЕБНЫЕ ?
Валентина Александровна Осеева
Относись к людям так, Как бы ты хотел, Чтоб относились к тебе ЧТО ЖЕ В ИТОГЕ ?
Выберите и продолжите любое выражение. На сегодняшнем уроке я узнал . . . На этом уроке я похвалил бы себя за . . . После урока мне захотелось . . . Сегодня я сумел . . . Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Осеева "Волшебное слово"...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК «Гармония» Тема: «В. А. Осеева «Почему»»
Конспект урока литературного чтения УМК «Гармония»...
В.А.Осеева «Волшебное слово». Урок литературного чтения УМК «ГАРМОНИЯ», 3 класс.
Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;научить детей давать нравственную самооценку поступкам;добиться уяснения учениками, что лишь внимательный чел...
Редактирование Презентация "Волшебное слово" к конспекту урока литературного чтения во 2 классе "В.А. Осеева. Волшебное слово". (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")
Презентация для интерактивной доски....
Конспект урока литературного чтения (3 класс УМК "Гармония") по теме: В. А. Осеева «Волшебное слово» с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и приёмов ТРКМ и ИКТ
Урок литературного чтения с примененим системы упражнений, формирующих навык молчаливого чтения....
Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП Ю.И.Ермолаев. «Два пирожных»
На данном уроке совершенствуются умения работы с текстом: зачитывать выразительно и по ролям отрывки из произведений отражая настроение героев, ориентироваться в произведениях учебника по теме «...
Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 2)
На данном уроке ведущая технология – технология развития критического мышления (приём рефлексии– «Синквейн»). Задача урока продолжение работы с содержанием рассказа...