Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения,воспитания. На данном уроке я использую в работе с детьми планшетные компьютеры. Цель моей работы - показать школьникам, что их давний друг может помочь им в усвоении знаний,расширить кругозор, сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Внедрение в образовательный процесс планшетных компьютеров позволяет увеличить заинтересованность учащихся в предмете, дает возможность решения задач на стыке предметов разных циклов,более наглядной подачи метериала за счет мультимедиа,повышает мотивацию у слабоуспевающих учащихся, и как результат, повышает качество обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информатизация учебного процесса на уроках в начальной школе | 64.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Автор: Медведева Е. В.
Тема урока: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка.
Тип урока: проблемный.
Оборудование:
книги с различными видами сказок, планшетные компьютеры, карточки с разными присказками, карточки самооценки участия в групповой работе, паспорта для работы в группах, русский народный платок для сказительницы.
Цель:
ознакомление детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, использование информационной литературы для открытия «тайны неизвестного» жанра – присказка.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся, умение сравнивать различные виды жанров устного народного творчества; расширение и обогащение словаря читателя; помочь в освоении позиции читателя-исследователя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.формирование умения сравнивать жанры устного народного творчества;
Метапредметные:
1.Регулятивные УУД:
-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
2.Познавательные УУД:
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.
3.Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
- участвовать в учебном диалоге.
4.Личностные УУД:
- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Учебные ситуации.
- «Работа с различными видами сказок»
- «Проблемный вопрос»
- «Читаем и анализируем».
- «Наш театр»
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности. Цель – мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Речевая разминка | Регулятивные: - слушать в соответствии с целевой установкой; нацеливание на успешную деятельность. Познавательные: - выделять существенную информацию из текста загадки. Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. | Учитель: Ребята, повернитесь, поздоровайтесь и поприветствуйте гостей. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения. Садитесь Урок мне хочется начать словами Жан – Жака Руссо. Помогите мне вставить нужные слова в текст. ( Слайд 1 ) «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели и стремиться к их достижению ...» Жан-Жак Руссо Итак, за работу. Кто хочет разговаривать, Мы проведем разминку. У вас на партах лежат скороговорки. Возьмите их. Я даю вам полминутки, чтобы вы отработали их чтение ясно и понятно. (Дети «жужжащим» чтением читают скороговорки.) - Тишина. Какое сегодня число? (Ответ: 15) - У кого номер 15 начинает. А остальные ребята внимательно слушают и мы будем оценивать друг друга. (Слайд 2) Дом согревает не печь, а любовь и согласие. - Прочитайте. - Что прочитали? (Пословицу) - Что такое пословица? ( Народная мудрость) - Чему она учит? ( Что в семье главное любовь и дружба.) - Первый вариант поднимите руки. Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией. (Дети читают) - Второй вариант поднимите руки. Прочитайте пословицу с утвердительной интонацией. ( Дети читают.) - Попробуйте прочитать эту пословицу наоборот. (Дети «жужжащим» чтением читают пословицу.) ( Слайд 3) Странная звёздочка с неба упала Вам на ладошку легла, не растаяла. Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуйте звёздочку с руки! Повторите 3 раза. (На доске открываются звёздочки с буквами «Литературные сказки») | Поворот к гостям и поклон головой. Самоконтроль готовности. Настрой на работу. Вставляют нужные слова. Отрабатывают чтение скороговорок, представляют результат, оценивают чтение друг друга. Словарная работа. Отвечают на вопросы, используя свои знания и свой жизненный опыт. Чтение пословицы с разной эмоциональной окраской. Дыхательная гимнастика. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Введение в тему. Цель: Создание ситуации успеха, выявление ошибок, их причину, исправление ошибок. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. - нацеливание на успешную деятельность. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. | Учитель: Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название. -С какими произведениями мы будем знакомиться в том разделе? (Сказками) - А что такое «сказка»? (Вид устного народного творчества) - Какие ещё бывают сказки? Нам расскажут знатоки. - На какие две группы разделены сказки? - У вас на партах лежат книги, распределите их на группы. -Как их различить? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. Литературная сказка – это сказка особая, она всегда оригинальна, индивидуальна и необычна. У неё есть автор.) Учитель: Наши мнения совпали? (Да) Давайте похвалим друг друга за активную работу. ( Дети хлопают в ладоши.) | Читают с доски «Литературные сказки» Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы Заранее подготовленные учащиеся инсценируют вступительную статью учебника стр. 180 Раскладывают книги на группы. Контролируют правильность ответов обучающихся. Делают вывод. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Определение темы и цели урока. Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. Актуализация знаний. Цель: Включение учащихся в повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Оценка работы группы Постановка проблемного вопроса Открытие детьми нового знания. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: -осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, -обсуждать проблемные вопросы, -анализировать результаты исследований Коммуникативные: -проявлять активность в решении познавательной задачи, -аргументировать свою позицию. | А сейчас нам предстоит работа в группах. Повторение правил работы в группе (чтение хором). ( Слайд 4) Команда – это значит вместе, Команда – все за одного. - А теперь возьмите карточки, прочтите то, что на них написано и подумайте, что это по жанру? - Вот видите ваши мнения разошлись, кто-то прочитал сказку, кто-то потешку, а ведь всё, что вы прочитали, имеет одно название: присказка! Самооценка участия в групповой работе. Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале. Я предлагал идеи по сравнению текстов – 1 2 3 4 5. (Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт «Вести в урока») Знакомство с понятием «присказка». - Особый интерес для нас представляет присказка. - Где можно встретить «присказку»? (В сказке) -А что это такое? (Предположения детей) Учитель: Кто догадался, где мы можем найти точный ответ на наш вопрос? (В словаре) - У вас на планшетах есть словари. (Показать и назвать) Найдите значение слова «присказка». ( Дети работают со словарями на планшете) - Я приглашаю к доске знатоков, которые смогут с помощью толкового словаря Даля объяснить нам значение этого слова. (Учитель вызывает к доске двух хорошо читающих учащихся.)(Слайд 5) (Открываю запись на доске: присказка) (Открываю на доске слова синонимы к слову «присказка»: зачин, концовка, красноговорка, побасенка, поговорка, погудка, прибаутка, приговор, приговорка, присловье, причет | Дети читают в группах, обсуждают, затем вслух по одному от каждой группы зачитывают и высказывают своё мнение. Высказывают предположения Работа в группах Зачитывают значение слова присказка. Восприятие информации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Физкультминутка по Базарному Цель: снять умственное напряжение, физическую усталость | Личностные УУД: -применять правила охраны своего здоровья | Учитель: Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. 1-2-3-4, 4-3-2-1, 3-1-2-4,2-4-3-1 | Выполняют действия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Открытие новых знаний. Стадия вызова Целеполагание. Планирование. Рассказ учащихся о писателе. Подготовка к чтению присказки. Учебная ситуация: «Наш театр» Слушание присказки в аудиозаписи с музыкальным сопровождением Беседа после чтения. Учебная ситуация: «Читаем и анализируем» Музыкальная физкультминутка для глаз.( Умка) Цель: снять умственное напряжение, физическую усталость | Регулятивные: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - находить ответы на вопросы в словаре; - преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Стадия вызова (Слайд6). “Верите ли Вы” Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален? Учитель: Верите ли вы, что петух забияка может прийти к человеку? Учитель: Верите ли вы, что старый воробей может подлететь к окну и что – то спросить? Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”? Учитель: Что будет «истиной» на нашем уроке чтения? (Основная мысль произведения) Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить на главный вопрос урока? Мы будем размышлять, продолжите…(читать, работать с текстом , рассуждать, думать, анализировать, сравнивать). ( Слайд 7) слайд
( Мамин – Сибиряк )
( Присказка) - Ребята, прочитайте слова. ( Мамин – Сибиряк. Присказка) - Как эти слова могут быть связаны между собой. - Работаем группами с планшетами . Вы будете биографами. Попробуйте найти информацию об этом писателе и самое интересное занесите в паспорт. ( Дети работают группами на планшетах. Получают паспорт.) - Третья группа начинает рассказ, остальные будут дополнять. - Кто мог сказывать присказку? ( Сказительница) - Как будет смотреть сказительница на того, кому рассказывает? - Как произносить слова, каким тоном? - Сейчас мы послушаем присказку к «Алёнушкиным сказкам», а вы подумайте, в чём ее особенность? (Зажигается свеча. Звучит спокойная мелодия.) Слушание присказки на стр.182 Минутка откровения. ( Учитель показывает карточку «Совершенно секретно») - Кто хочет нам рассказать, какие чувства вы испытали, слушая присказку? - Понравилась ли вам присказка автора? - Что напоминает эта присказка? (Колыбельную песню) - Как вы думаете, почему Дмитрий Наркисович для своей дочки Алёнушки сочинил для укачивания не песню, а сказку? (Колыбельная песня – передаёт мир, любовь, доброту, нежность, ласку от матери. Колыбельные – самые древние песни человечества. Слово «колыбельная» происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать), соответственно пелась такая песня малышу, которого укачивали в колыбели. Для каждого младенца колыбельная была своя – её при рождении сочиняла мать. Считалось, что потом эта песня всю жизнь будет оберегом ребёнка.) - Давайте отдохнем и вспомним колыбельную песенку, которую пела медведица Умке. Музыкальная физкультминутка для глаз.( Умка) - В чём особенность присказки писателя? (Особенность её в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. В неё собираются герои этих сказок: кот Васька, пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пёстрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц и старый Воробей.) | Отвечают на вопросы учителя Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Прогнозируют результат работы на уроке. Отвечают на вопросы учителя Выражение своих чувств, мыслей. Дети читают информацию в группах, обсуждают, затем вслух по одному от каждой группы представляют результат работы . Слушание текста. Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей. Выполняют действия. На основе анализа объектов делать выводы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Работа над выразительным чтением. Цель: Уточнить и расширить читательский кругозор. Рефлексия на сыгранную роль. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Личностные: применять правила делового сотрудничества. | Для того, чтобы хорошо работать с присказкой, давайте сначала научимся читать трудные слова. (Слайд 8) На экране: А-лё-нуш-ка кра-са-ви-ца рас-ска-зы-вать си-бир-ский де-ре-вен-ский при-ко-вы-лял -Научитесь читать эти слова быстро, но не по слогам с помощью «жужжащего» чтения. Давайте проверим , как вы справились с заданием. (Слайд 9) ( На экране появляются те же слова, но записаны буквами разного цвета, шрифта, разной высоты, с пропущенными гласными и т.д.) -Прочитайте эти слова, меняя силу голоса. (Дети читают.) -Прочитайте первые три абзаца, выполняя по моей команде упражнение «Бросок- засечка». (Дети читают.). Остальные три абзаца прочитаем , выполняя упражнение буксир. -Теперь поработаем парами. Проверим, на сколько вы были внимательны при чтении. Возьмите карточку желтого цвета, вставьте пропущенные слова, когда работа будет закончена, поднимите вверх соединенные руки. ( Дети работают парами на карточке.) (Слайд 10)
- Давайте проверим. Сравните свою работу с работой на экране.
-Поднимите руки, кто выполнил задание правильно. -Оцените свою работу в паре. - Почему писатель назвал так свои сказки? (Алёнушкины) - В какой момент происходят события? (Перед сном) - Перечитайте, кто собрался вместе с Алёнушкой слушать сказки. (В ней собираются герои этих сказок: кот Васька, пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пёстрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей.) - Сколько героев упомянул автор в присказке? (сосчитать) (10) Учебная ситуация: «Наш театр» Учитель: Продолжаем поработать в парах. Разделите текст на абзацы и подготовьте выразительное чтение. Попробуйте сыграть сказительницу, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке. - Какая пара будет готова, покажите нам. ( Дети поднимают руки «домиком») (2 -3 учащихся обыгрывают роль сказительницы у доски) - Если вам понравилось, то похвалите сказительницу. | Читают слова, меняя силу голоса. Дети читают информацию в парах, обсуждают, затем сравнивают результат своей работы с эталоном. Оценка работы в паре. Ответы на вопросы. Работа с текстом. Выборочное чтение. Дети в парах делят текст на абзацы и готовятся прочитать. Чтение у доски. Оценка деятельности одноклассников. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия урока. Итог. Цель: Развитие умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. Организовать работу по оцениванию учащимися своей деятельности совместно с учителем. | Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. | - Ребята, какую же простую истину хотел донести до нас автор? (Дарите друг другу радость и любите своих близких, совершайте для них добрые дела.) (Слайд 11) - В честь кого сегодня прольется звездный дождь? ( Дети рассказывают о работе друг друга и вручают звездочки. - Приготовьте планшеты и напишите сообщение своим друзьям о сегодняшнем уроке. ( Дети пишут сообщение на планшете) | Подводят итог урока. Рефлексия деятельности одноклассников. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Комментарий оценок. | Выставление оценок | Слушают комментарии. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Домашнее задание. Цель: переработать и преобразовать информацию из одной формы в другую. | Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | Звучит сказочная музыка. (Слайд 12) - Впереди нас ждут интересные сказки Мамина – Сибиряка. Поэтому закончить урок мне хочется словами: «Недаром дети любят сказку – Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа.» Для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. Предоставляю вам возможность выбора. Выберите вид домашней работы по силам и интересам. (Слайд 13) Прочитайте сказку «Про Комара- Комаровича» Творческое задание . Составить презентацию на тему « Д. Н. Мамин – Сибиряк и его книги для детей.» | Выбирают домашнее задание в индивидуальном порядке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению. Тема: Иван Наркисович Мамин-Сибиряк сказка «Умнее всех».
Конспект урока....
Урок то литературному чтению по теме: Д. Мамин - Сибиряк "Вертел"
Урок по литературному чтению по теме: Д. Мамин - Сибиряк "Вертел"- 1-я глава...
Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе "Русская народная сказка "Хаврошечка"
Конспект урока...
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе А.П.Ершов. Сказка "Конёк-горбунок"
Открытй урок по литературному чтению в 4 классе с электронной презентацией, с использованием ОЭР, УМК "Школа 21 века"...
конспект урока по литературному чтению Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».Цели: - продолжить формирование умения анализировать текстЗадачи:1. продолжить формирование умения анализировать текст2.- развитие речи.3.- воспитание...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого Трубочиска Яшу» 3 класс "Перспектива".
Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого Трубочиска Яшу»....
Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Школа России"(КВН "Обожаемые сказки")
Тема открытого урока: КВН "Обожаемые сказки". Урок обобщающего характера по разделу "Устное народное творчество"....