Урок литературного чтения по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

На уроке дети знакомятся с рассказом Д.Н. Мамина -Сибирика "Приемыш", учатся давать характеристику героям рассказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кашкарова Наталья Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Хузангаевская СОШ»

Алькеевский район Республика Татарстан

Урок литературного чтения по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»»              

Тема. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Цели: Познакомить детей с рассказом Д,Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш», отрабатывать навыки чтения, развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, учить давать характеристику главным героям рассказа, воспитывать любовь к природе, к животным, доказать, что доброта – это богатство, щедрость души человека.

Учебные материалы: Учебник «Родная речь» ( 4 класс, автор В.Г. Горецкий и др.), портрет Д.Н. Мамина- Сибиряка,

Ход урока:

I.Оргмомент.

 Итак, друзья, внимание-

 Ведь прозвенел звонок.

 Садитесь поудобнее-

 Начнем скорей урок!

II.Сообщение темы урока.

- Ребята! Сегодня  наш урок посвящается    важному , нужному  качеству  человека.  Об этом качестве говорится в стихотворении:

                             Слово это серьезное,

                             Главное, важное.

                             То, что значит оно,

                             Очень нужно для каждого.

                             В нем забота и ласка,

                             Тепло и любовь.

                              В нем стремленье

                              На помощь прийти вновь и вновь.

                              Это качество

                              В сердце у многих живет

                              И о боли других

                              Позабыть не дает.

                              И оно поважнее,

                              Чем лица красота.

                              Догадались, что это?

                              Сердец ДОБРОТА.

 

-Что такое доброта?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

- Это все хорошее, доброе, красивое. Например весна, солнце, улыбка, мама…

( дети продолжают)

- Что есть зло? Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда ,ненависть, вражда, зависть …

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и злые и добрые дела.

-Какого же человека можно назвать добрым ?

- добрый человек – это тот, кто любит детей, людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Об одном таком человеке мы сегодня узнаем из рассказа   «Приемыш». А написал этот рассказ уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Он очень любил свою родину- Урал!  И под старость уже слабеющей рукой написал он задушевные строки, полные горячей любви к родине:

«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые кручи, опускаюсь в долины, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

 А сейчас давайте прочитаем  его рассказ о добром человеческом отношении к природе и животным.

III.Изучение нового материала.

  1) Первичное чтение текста.

  2) Анализ рассказа.

- Понравился ли вам рассказ?

- Какое впечатление произвел на вас прочитанный рассказ? Какие чувства вы испытывали во время чтения?

- Кто такой Приемыш ?

 ( Лебедь)

 Почему ему дали такое имя?

( Тарас приютил его у себя)

- Как лебедь попал к Тарасу?

( Тарас нашел его в камышах, поймал  и принес его к себе домой)

- Какое зло причинили охотники птице?

(Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец остался)

- А правильно ли поступил Тарас?

 ( Правильно.)

- Как поступили  бы вы?

3) Работа по тексту рассказа.

- Как Приемышу жилось у Тараса?

- Из каких слов можно понять, как относился старик к лебедю?

- Почему Тарас назвал Приемыша «особенной птицей?»

- Как случилось, что Тарас вынужден был одиноко жить у озера? Чем ему были дороги .Соболько и Приемыш?

- Из чего видно, что Тарас был очень умным и добрым человеком, человеком, который хорошо знал животных, умел наблюдать за тем, что происходит в природе?

- Почему отлет Приемыша опечалил старика?

- Как это произошло?

- Что было правильнее :

а) поступить с лебедем так , как это сделал Тарас ?

 б) подрезать крылья птице и навсегда ее сделать ручной?

  в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой –нибудь стае лебедей?

IV. Физкультминутка  

 Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

V Закрепление нового материала

1. Характеристика главных героев рассказа.

- Назовите главных героев рассказа.

- Давайте охарактеризуем каждого героя.

-Отметьте в рассказе отрывки текста, относящиеся к Тарасу.

- Давайте охарактеризуем Тараса, используя следующий план

- Кто такой Тарас ? Чем он занимался?

(Он был рыбаком)

- Где он жил?

( В лесу, около Светлого озера)

- Как Тарас относился к природе?

( Он любил природу и все живое вокруг)

- Почему он приютил лебедя?

( У него доброе сердце )

- Как старик относился к лебедю?

( Он к нему привязался и любил его, все его разговоры были только о лебеде)

- Основные черты характера Тараса.

( Добрый, вежливый, спокойный,)

- Выскажите свое отношение к Тарасу.

Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.

- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?

( добрую душу и доброе сердце)

- Пусть ваша душа  и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».

VI. Итог урока.

 - С творчеством, какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?

-  Какова главная идея рассказа ?

- Чему вас научил этот рассказ?

- Как вы должны относиться к животным?

  - И наш урок хочется закончить  пословицей «Жизнь дана на добрые дела»

Источники:

Учебник  «Родная речь »  В.Г. Горецкий  

Поурочные разработки к учебнику литературного чтения для 4 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.

Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...

Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»  3 класс. Школа России....