Технологическая карта урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс)
На уроке проходит формирование навыков выразительного чтения, умения анализировать поступки героев, образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения. Дети учатся определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним, обосновывать своё отношение к герою, работать книгой, участвовать в диалоге, создавать письменные ответы на вопрос.
На уроке используем элементы технологий развивающего и проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый, проблемно-диалогический
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_chtenie_paustovskiy_teplyy_hleb_3_kl.docx | 513.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет, класс | Литературное чтение, 3 класс | ||
ФИО учителя | Крутова Светлана Александровна | ||
Тема урока | Константин Паустовский «Теплый хлеб» (2 урок) | ||
Место и роль урока в изучаемой теме | Данный урок является двадцать третьим уроком в системе уроков образовательной программы в разделе “Братья наши меньшие». | ||
Цель урока | Формирование навыков выразительного чтения, умения анализировать поступки героев, образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Учить анализировать художественный текст, размышлять над поступками героев и их последствиями | Развивать речь. Развивать коммуникативную компетенцию учащихся. | Воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения, чувство уважения к другому мнению. | |
Планируемые результаты | Уметь определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним, обосновывать своё отношение к герою, работать книгой, участвовать в диалоге, создавать письменные ответы на вопрос. | ||
Тип урока | Урок общеметодологической направленности Урок закрепления знаний и способов деятельности. | ||
Вид урока | Урок обсуждение, беседа. | ||
Используемые технологии | Элементы технологий развивающего и проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый, проблемно-диалогический. |
На данном уроке планируется достичь следующих результатов:
Предметные:
- научатся осознанно воспринимать содержание авторской сказки
- овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения
- получат возможность научиться уточнять понятия
Личностные:
- формирование позитивной самооценки, нравственных качеств
- проявление творческого отношения к процессу обучения
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме
- умение оценивать поступки в соответствии с ситуацией.
- умение высказывать своё отношение к героям
Метапредметные
Познавательные:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- находить необходимую информацию в учебнике
- выполнять индивидуальные и групповые задания
- умение выявлять особенности объектов, умение на основе анализа объектов делать выводы
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опы;
- проводить анализ учебного материала
Регулятивные:
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- умение осуществлять познавательную рефлексию
- принятие учебной задачи, отбор способов её решения
- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
- умение планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Подготовка
- компьютер учителя
- мультимедийный проектор
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный этап. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
2. Актуализация знаний | Организует диалог с обучающимися: «Все хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной» «Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь» К. Паустовский Как вы понимаете слова писателя? Можно ли эти слова отнести к произведению Теплый хлеб? Объясните свое мнение. | Отвечают на вопрос, высказывают свою точку зрения, размышляют над высказыванием |
| Есть такая восточная притча Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. | Ученики слушают |
| Формулирует совместно с обучающимися тему урока. - Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение? - Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? (От людей). - Подберите антоним к слову зло. (Добро) - Что такое добро? (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб. добро – это радость, спокойствие. - Ребята, сегодня заканчиваем работу над произведением К. Паустовского «Теплый хлеб» и уделим внимание более глубокому пониманию прочитанного текста. Мы будем работать с художественным текстом, поразмышляем над поступками героев и их последствиями. Поговорим о добре и зле в этом произведении. | Под руководством учителя формулируют тему и задачи урока. Отвечают на вопросы |
| Начнем проверку с вопросов по содержанию текста. Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях. 1) Почему конь остался в деревне? Его ранили. 2) Какая кличка была у Фильки? «Да ну тебя!». 3) Какую историю рассказала бабушка Фильке? О том, как мужик из деревни обидел старого солдата. 4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? Началась метель. 5) Как Филька искупал свою вину? Рубил лед с ребятами у мельницы. 6) О чем рассказывала сорока над плотиной? О том, что она разбудила летний ветер. 7) Когда заработала мельница? Вечером. 8) Как Филька помирился с конем? Он принес ему свежего хлеба с солью. 9) О чем сказка «Теплый хлеб»? О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми. 10) Какая пословица соответствует содержанию сказки? А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой. Б ) Язык до Киева доведет. В) Делу – время, потехе – час. | Отвечают на вопросы. |
| - Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки. - Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп) - Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»? - Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал) Ст 28 №2 Каким был Филька в начале этой истории? Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, даже свою бабушку называл бабка, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя». - «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?» Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех. Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе). Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.)
Осознает ли мальчик, что поступил плохо? «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». Почему Филька обидел коня? Потому, что конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком кроме себя. - Когда Филька понял, что совершил дурной поступок? Чтение учителем диалога бабки и Фильки ст 20 -21 -Что эта история помогла понять Фильке? Ст 28 № 4 -Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», -сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло? Чтение в лицах диалога Фильки и Панкрата.ст 23- 25 Ст 29№ 5 -Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс: А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает». - Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся? - Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам? Ст 29 № 6 | Читают, обсуждают, делают вывод. Ответы учащихся с опорой на текст произведения. Отвечают на вопрос, высказывают свою точку зрения, размышляют над высказыванием. Дети слушают. Чтение сильных учащихся. |
7 . Первичное закрепление нового материала | Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании? Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте. – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.). – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам). – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.). Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного. - Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? Реальные события Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.
Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.
| Наблюдают, читают, делают выводы. Предположения детей. Отвечают на вопрос. Делают выводы. Определяют способы выражения авторской позиции, читают произведение с соблюдением норм литературного произношения |
| Вам бы хотелось, чтобы какие люди вас окружали? Что для этого нужно? (САМИМ БЫТЬ ДОБРЫМ) - Как вы понимаете метафору «охлаждение сердца»про которую рассказывает бабушка? Почему в обоих случаях из-за одного страдают все? (Люди несут ответственность не только за себя, но и за тех, с кем связаны. Ваши ошибки огорчают близких, а добрые дела приносят радость) (МЫ В ОТВЕТЕ ДРУГ ЗА ДРУГА) - Какое ключевое слово произносит бабушка? (надежда) - Какие слова дают надежду? (дурной человек зло исправит) - Что понял Филька? (ЗЛО НУЖНО ИСПРАВИТЬ) - Почему погода так отреагировала на поступок мальчика? (Конь- дитя природы. ЖИВОТНЫХ ОБИЖАТЬ НЕЛЬЗЯ) - Почему изменилась погода на теплый ветер? (РЕБЯТА СДЕЛАЛИ ДОБРОЕ ДЕЛО) Как вы думаете конь простил Фильку? Конь вышел, вытянул голову, но хлеб не взял, попятился в сарай. Филька разломил буханку, посолил и протянул коню; громко заплакал. Ребята притихли. Панкрат потрепал коня по шее, заговорил с ним. Конь помотал головой, вытянул шею и взял хлеб, затем взял второй кусок. Филька заулыбался. Конь положил голову ему на плечо. Все улыбались, радовались. Стрекотала сорока. - Почему конь простил мальчика? - Как вы думаете, ребята, тяжело прощать, а просить прощение? (Камень упал с души, все рады) (НЕ БОЙСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ И ПРОЩАТЬ) - Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из ваших путеводителей станут высказывания великих людей. Прочтем некоторые высказывания о добре. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Николаевич Толстой Чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Лев Николаевич Толстой - Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение?
| Отвечают на вопрос. Делают выводы. Отвечают на вопрос. Делают выводы. Дети слушают. Отвечают на вопрос. Делают выводы. Отвечают на вопрос. Делают выводы. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению | Проводит разбор домашнего задания, делает пояснения к упражнению, дает конструктивные рекомендации Ст. 29 № 9 письменно, № 11, 12 устно | Записывают задание на дом, задают вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...