Урок "Уж небо осенью дышало..."
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_urok_lit.chteniya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Цель урока:
- познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;
Планируемые результаты:
пробудить интерес к творчеству поэта;
раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
развивать навыки выразительного чтения;
развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование урока: осенние пейзажи (мозаика), аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку , текст стихотворения, таблица – помощница для выразительного чтения, учебник литературного чтения 3 класс, текст с деформированными пословицами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья пополнять.
#1040;ктуализация знаний.
- Ребята, я хочу предложить вам прослушать фрагмент музыкального произведения из цикла « Времена года» П.И. Чайковского. Постарайтесь определить его настроение.
(прослушивание произведения с закрытыми глазами)
- Какие чувства возникли при прослушивании?
- В какое время года приглашает нас это чудесное мелодия?
- Почему вы так думаете?
- Скажите, какая бывает осень? (ранняя, поздняя и …
III. Самоопределение к деятельности.
- Прослушайте небольшое стихотворение.
Слайд 2.
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.
- Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?
- Что нового узнали на предыдущем уроке о жизни и творчестве великого русского поэта? (ответы детей по тексту, прочитанному дома)
#1057;ообщение темы и целей урока.
-Мы с вами прослушали мелодию об осени, вспомнили моменты из жизни Пушкина.
А теперь ребята постарайтесь сформулировать тему урока.
(будем читать стихи А.С.Пушкина об осени)
V. Изучение нового материала.
Слайд 4
- Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
- И сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из Романа А.С Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться выразительно читать стихотворения.
. Работа с новым произведением.
- Подготовка к восприятию произведения.
Слайд 5.
-Какое время года больше всего любил А. С. Пушкин? Прочитав слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы, вы ответите на этот вопрос.
Слайд 6.
- А. С. Пушкин… Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение. Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.
- Какую осень изобразил Пушкин в отрывке из романа «Уж небо осенью дышало…» мы узнаем, послушав это стихотворение.
- Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста. ( звучит фонограмма)
- Проверка первичного восприятия произведения.
- Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
- Созвучно ли оно с вашим настроением?
- Словарная работа.
Слайд 7.
- При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.
- Чтение произведения учащимися и анализ.
Чтение про себя.
Слайд 8,9
- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят: дышал…? ( о человеке)
- Чему приписывает поэт это действие? (небу)
- Как называется это изобразительное средство языка? (олицетворение)
- Найдите ещё (осень обнажалась, ложился туман, приближалась пора)
- Как вы себе представляете это осеннее небо? ( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)
- Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.
- Почему поэт называет его покров таинственным? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
- Почему он говорит ,что деревья «с печальным шумом обнажались»? ( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)
- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? (боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)
- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)
- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
- Найдите метафору (переносное значение слова) в этих строчках. (стоял ноябрь)
- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)
- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?
Физминутка «Осенние листья»
Наблюдение над аллитерацией
слайд 10
Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (звуковые повторы согласных звуков, которые помогают создать звуковой образ.
ЛеСов таинСтвенная Сень
С пеЧальным Шумом обнаЖалась
- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.
- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)
- Какое по настроению это стихотворение?
- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)
6. Работа над выразительностью
слайд11
- Что нужно соблюдать, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (паузы, логическое ударение)
При чтении очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. (короткие, средние, длинные)
- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.
- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз. (РАБОТА В ПАРАХ)
ПРОВЕРКА.
Приготовьтесь выразительно читать. (дети читают под музыку - ?, обсуждение выступлений).
Смог(ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроения рассказчика?
Чтение за диктором - ?
слайд 13
- Обобщение.
- Да, поздняя осень вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Природа вечна жива , а её увядание – тоже часть жизни.
РЕЗЕРВ
Постараемся и мы почувствовать себя в роли поэта.
Работа над деформированным текстом стихотворения. Определить последовательность строк.
РАБОТА В ГРУППАХ
слайд 14
- А.С. Пушкин был мастером слова. Он умел нарисовать словесные картины так, что читая произведения, мы легко их представляем.
слайд 15
- Давайте вспомним , как описывает осень в своих пословицах народ.
- Я предлагаю вам выполнить ещё одно творческое задание « Собери пословицу» (Работа в группах)
VI. Подведение итогов.
- Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?
- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.
VII, Рефлексия.
Слайд 16
- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба. Но благодаря поэзии , мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.
И хочется закончить наш урок словами:
слайд 17
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.
VIII. Итог урока. Сегодня все хорошо поработали, молодцы . Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"
Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...
литературное чтение А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало"
Урок литературного чтения с презентацией...
Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..."
Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения....
Учебно-методический комплект по лит.чтению "А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"
А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"конспект урока+ презентация 2 кл...
Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».
Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" составлен для ученика надомного обучения (обучающийся с ОВЗ), можно использовать для работы с классом....
Разработка урока Литературное ятение 2 класс .А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”
Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картинойИ.Левитана “Золотая осень”; ф...