Разработка урока Литературное ятение 2 класс .А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кулешова Анастасия Алексеевна
Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С.
Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картиной
И.Левитана “Золотая осень”; формировать умение слушать и слышать
художественное слово. работать с моделями, сравнивать жанр и тематику
произведений. Регулятивные:Анализировать особенности авторских вы-
разительных средств, соотносить их с жанром произведения. Наблюдать:
рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим
фрагментом текста. Личностные:Наличие мотивации к творческому труду.
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее
завершения, создать условия для положительной мотивации к учению
посредством литературы и художественного творчества.Коммуникативные:
развивать умение работать в парах Метапредметные: Освоение начальных
форм познавательной и личностной рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka_po_lit.chteniyu.docx18.35 КБ
PDF icon osen_v_kartinah.pdf752.66 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок литературного чтения во втором классе

                           УМК «Начальная школа 21 века»

                                                             

Тема: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»,  Г.А. Скребицкий “Осень”

Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картиной И.Левитана “Золотая осень”; формировать умение слушать и слышать художественное слово.  работать с моделями, сравнивать жанр и тематику произведений. Регулятивные:Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста. Личностные:Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения, создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы и художественного творчества.Коммуникативные: развивать умение работать в парах Метапредметные: Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

а) жужжащее чтение;

б) выборочное чтение;

в) чтение с целевой установкой;

г) чтение про себя;

- формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему; сравнивать два произведения;

- развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность, обогащать словарный запас;

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор, презентации.

2. Музыкальное произведение П.И. Чайковского "Времена года.Осень".

3. Картина И. Левитана “Золотая осень”.

4.Наборы для моделирования.

5. Карточки для работы со словарем.

6. Разноцветные кленовые листья с приметами осени.

7. Фото осенних деревьев (дуба, березы, осины, липы).

8.  Учебник Л. А. Ефросинина “Литературное чтение”. 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Приветствие. Эмоциональный настрой.

Сегодня у нас необычная встреча. Улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите свою улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. Пожелайте друг другу удачи.

Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому по кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся души их до донышка.

И тогда увидите вы картины светлые,

Облака небесные, легкие, несмелые.

2. Актуализация знаний.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем новый  небольшой, но очень красивый раздел нашего учебника литературного чтения. Послушайте произведения и попробуйте определить чему же будут посвящен этот раздел.

Учитель под музыку П.И.Чайковского читает стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

3. Сообщение цели урока.

-Понравилось ли вам произведение? Чему будет посвящен наш раздел? Откройте учебники на с.108, прочитайте название раздела и рубрику «Обрати внимание». Нашим девизом на протяжении всех этих уроков станут слова И. Левитана «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!  »

Первичное восприятие

И первое произведение, с которым мы познакомимся это произведение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Прочитайте его вполголоса (Жужжащее чтение)

-Какое настроение вызывает осень у поэта? Докажите это словами из текста.

- Определите жанр и тему произведения и выберите правильный вариант обложки (зеленый треугольник)

- Повторное чтение с целевой установкой.

Игра «Синоптики-поэты»

 Найдите в стихотворении строчки, которые соответствуют сообщениям синоптиков

-наступила осень

-птицы улетают на юг

-с деревьев опадают листья

-пасмурных дней больше, чем солнечных.

Игра «Художники-поэты»

Рассмотри иллюстрацию. Какие строки к ней подходят?

Вывод: талант поэта - увидеть и передать красоту природы с помощью слова, талант художника – сделать то же самое при помощи красок, композитора –при помощи музыки.

Физминутка. Дети становятся в круг друг за другом и «превращаются»  в «деревья в лесу». В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. (Дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами) Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (Дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног.) Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (Дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища.) Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (Дети усиливают движения пальцами) Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (Дети проводят ладошками по спинам товарищей) Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

     С деревьями осенью происходят чудесные превращения. Посмотрите на фотографии некоторых деревьев и попробуйте описать их. 

Первичное восприятие текста (читает учитель).

-А теперь послушайте как это сделал Г.А.Скребицкий в своем произведении «Осень».

- Определите жанр и тему произведения. Выберите нужный вариант обложки.

-Как писатель называет Осень? Почему?

- Как вы думаете, могут  ли быть Художник – Зима, Художник – Весна, Художник – Лето? - Вы правы. Вы слушали отрывок из сказки Скребицкого «Четыре художника»

-- Какой вы представляете Художника – Осень? Опишите её.

- Повторное чтение с целевой установкой.

а)  Какие действия совершает Осень, как живое существо? (Дети читают текст по смысловым частям и подчёркивают слова)

б) Какие деревья раскрасила Художник-Осень?

в) Каким цветом украсила Осень каждое из этих деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в тексте.

г)Прочитайте второй абзац и найдите здесь сравнения

д)Как изменилась жизнь в полях и лугах? Прочитайте.

Самостоятельная работа учащихся в парах.

А) В тексте много слов, которые требуют уточнения. Поработайте со словарем . Игра «Установи соответствие»

 Словарь  к произведению Г.А. Скребицкого «Осень»

Слово

Его значение

Кованая

Мощный, сильный

Парча

Изготовленная ковкой, то есть ударами молота

Могучий

Плотная узорчатая шёлковая ткань с переливающимися золотыми или серебряными нитями

Убор

Стаи птиц

Косяки

Небольшой округлый стог сена

Копна

Наряд, убранство

стог

Большая высокая куча плотно уложенного сена

Б) Проверка, оценивание

Сравнение произведений. Заполнение таблицы.(работа в парах)

            Автор

          Название

          Жанр

             Тема

Главная мысль

«Уж небо осенью дышало»

Г.А. Скребицкий

Проверка, оценивание

Ребята, посмотрите на портреты авторов сегодняшних произведений. Как вы думаете: в одно ли время они жили? Похожи ли их произведения? Какой вывод можно сделать? Для чего они их написали?

Вывод: Художники  создают картины красками и кистью, писатели и поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку, в разные времена  для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы.

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов, рефлексия.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке мы….

Я доволен своей работой, потому что…

Мне понравилось…

9. Домашнее задание:

- выучить наизусть по выбору А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» или Г.А. Скребицкий «Осень» (второй абзац)

- в рабочей тетради с. 43-45,

- придумать сравнения для рябины и каштана.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 3 класса "Александр Сергеевич Пушкин Лирические стихотворения."

Данный урок нацелен на приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, формирование читательской компетентности, учитываются требования к современному уроку, а именно отработка универсал...

Учебно-методический комплект по лит.чтению "А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"

А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"конспект урока+ презентация 2 кл...

Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" составлен для ученика надомного обучения (обучающийся с ОВЗ), можно использовать для работы с классом....

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”

Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картиной И.Левитана “Золотая осе...

урока литературного чтения на тему: «А. Пушкин «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода», «Зима! ... Крестьянин, торжествуя…»

урока литературного чтения на тему:«А. Пушкин «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода», «Зима! ... Крестьянин, торжествуя…»...