Конспект урока "Отрывок из романа А. С. Пушины "Евгений Онегин" "Уж небо осенью дышало", стихотворение М.Ю. Лермонтова "Осень"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
2 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Литературного чтения
Выполнила студентка 41 группы Иванова Ирина Проверила: Быстрова С.Ю. _______ Отметка: _______________________ Дата: 02.03.2016 |
Челябинск, 2016
Предмет: литературное чтение
Класс: 2а
Тема урока: Отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - «Уж небо осенью дышало», Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Осень».
Цель урока: познакомить с произведениями А.С. Пушкина и М. Лермонтова; провести сравнительный анализ поэтических произведений.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся пользоваться понятием «точка зрения»; совершенствовать умение определять, от какого лица идет повествование поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы.
- Личностные: умение соотносить поступки и события с другой точки зрения.
Тип урока: изучение новых знаний.
Этапы урока Методы и приемы | Время | Содержание | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный. | 0,3 – 0,5 мин | - Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и мы с вами приступим к работе. | Приветствоать учителя | |
2.Речевая разминка | 1 – 2 мин. | – Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп: Четверть четверика гороха без червоточинки. | Читать скороговорку с разной интонацией и с ускорением | К: Участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
3. Проверка домашнего задания | 3 – 5 мин. | - Что было задано на дом? (рассмотреть репродукцию картины «Кукла») - Рассмотрите следующую репродукцию к картину М. Добужинского « Кукла». - Что вы видите? ( на переднем плане окно дачного домика, на подоконнике кукла, за окном опустевший сад) - За окном разгар лета или наступает осень? (осень) - С помощью каких красок это показано ( блеклые, невзрачные, желтовато-коричневые говорят о наступлении осени, и только ярко-зеленые пятна напоминают об уходящем лете) - Как вы думаете, в доме есть еще кроме куклы? - Обратите внимание на то, есть ли шторы на окне, давно ли его открывали? (на окне нет штор, крючок-запор на коне закрыт – это создает ощущение заброшенности и пустоты в доме) - Рассмотрите куклу. Что можете о ней сказать? ( она забыта. Брошена одинока). - Какими переживаниями делится с нами художник? ( осенью люди покидают дачи, не слышно шума голосов. Детского смеха, пусто и скучно) | Отстаивать свою точку зрения; разбирать главную мысль картины | |
5. Открытие нового знания | Работа над I частью стихотворения А.С.Пушкина. (Чтение про себя). - Обратите внимание на знаки препинания, стоящие в конце каждой строки. Что вы заметили? После каждой строки стоят запятые, в конце – точка. - Как будем читать эту часть стихотворения? Читать будем медленно, вдумчиво. - О каком времени года рассказывает поэт? (об осени) - Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь? (о поздней осени «стоял ноябрь уж у двора») - Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? (не радует, он называет ее «скучная пора») - Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? («лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась») - Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья) - Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться. («…с печальным шумом») - Какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами) - Найдите строки, где говориться о перелетных птицах. Что они делают? («Гусей крикливых караван тянулся к югу») - Что это значит? Что мы представляем? (птицы улетают на юг) - Мы только видим это? (нет, мы еще слышим крики гусей) - Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами) - Вам не кажется, что мы приоткрыли тайну? Что хочет сказать поэт? 1 тайна: Поэт хочет, чтобы мы не только видели картины осени, но и слышали ее звуки. - Почитайте первую строку стихотворения («Уж небо осенью дышало») - Как вы это представляете? ( небо серое, затянутое тяжелыми облаками) - Как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо) - Еще о каких признаках осени поэт говорит, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся) - Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ. - Как вы думаете, почему поэты часто пользуются приемом олицетворения? (чтобы показать живую жизнь природы) 2 тайна: Поэт рассказывает об осени, о ее признаках, как о живых существах. - 1 часть стихотворения – это впечатления, размышления или наблюдения автора? (впечатления) - Ребята, как вы думаете, какая музыка подойдет к этому стихотворению: тихая или громкая, быстрая или медленная, радостная или грустная? (тихая, медленная, грустная) - Читаем вторую часть стихотворения. - Что вы заметили? (после многих строк стоит ; и – ) Чтение 2й части стихотворения по цепочке. - Миша тоже читал 2ю часть стихотворения и записывал свои ощущения такими словами. Давайте расшифруем Мишину запись. Какие строки стихотворения породили Мишино ощущение? (Дети читают и соотносят строки стихотворения с Мишиными высказываниями) - Вы согласны с Мишей? - Какие картины вы «нарисовали» ко второй части? - Вы нарисовали только осенние картины? (Нет. Картины луга, пастушка с коровами – это летний пейзаж) - Как вы думаете, зачем автор пишет об этом? (Автор хочет, чтобы мы вспомнили то, что было летом, до наступления осени) - Ребята, а вы сейчас приоткрыли еще одну тайну. 3 тайна: Поэт хочет, чтобы мы видели не только картины осени, но и вспомнили, что было лето, на лужке паслись коровы, а потом их не стало - А вот и летняя картина «Летний луг» ( на доске или экране) - Какое у вас настроение, когда вы на нее смотрите? (Радостное, на картине цветущий луг, голубое небо, яркое солнышко) - Ребята, как вы думаете, какая музыка подойдет к этой картине: тихая или громкая, быстрая или медленная, радостная или грустная? (радостная, быстрая, достаточно громкая) - В начале урока мы не могли ничего сказать о тайнах, которые скрываются в строках стихотворения. Давайте вспомним, какие тайны мы уже приоткрыли?... - Сегодня мы познакомимся с еще одним литературным произведением. Это стихотворение М.Ю.Лермонтова «Осень». Сядьте удобнее, закройте глаза и послушайте стихотворение. - А вам не кажется, что Лермонтов видит в осени многое из того, о чем писал Пушкин? Давайте прочитаем оба стихотворения и найдем общее в двух картинах осени. - Мы видим, что поэты писали об одинаковых картинах осени. А можно ли сказать, что стихотворения получились одинаковые? (Нет) - Как поэты относились к поздней осени? Нравится ли им период поздней осени? (Пушкин называет этот период «Скучной порой», Лермонтов видит «поникшие ели зелень мрачную хранят») - А общее впечатление складывается о стихотворениях? - Поэты видят красоту в окружающей их природе, любят свою землю и стараются донести это до читателей, т.е. нас. -Вот мы еще одну тайну приоткрыли. Чему нас учат поэты? 4 тайна: Поэты учат нас видеть красоту в простом: в том, что нас окружает, и любить природу. - Давайте прочтем эти стихотворения еще раз. | Выразительно читать стихотворения Отвечать на вопросы по теме стихотворений Находить в тексте слова, помогающие ответить на вопросы Разгадывать тайны стихотворений Отвечать на вопросы по стихотворению представлять картины, которые ассоциируются со стихотврениями
Знакомство с новым стихотворением Рассуждать о красоте осени | П.: общеучебные (поиск в и выделение необходимой информации - правила об обращении) К.: планирование и осуществление учебного сотрудничества при работе в паре. П.: логические (анализ, подведение под понятие). Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, словаря и учебника; Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение. П: ориентироваться на разнообразие способа решения задач К: формулировать собственное мнение и позицию Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Р: принимать и сохранять учебную задачу | |
7.Итог урока Домашнее задание | 2 – 3 мин | - Понравились вам стихотворения? - Сколько нам приоткрылось тайн? Как вы думаете, почему они нам приоткрылись? (мы читали вдумчиво, работали над словами и предложениями) - Давайте вспомним еще раз эти тайны. - Сегодня вы хорошо поработали. Выразительное чтение изученных стихотворений | Подводить итоги прошедшего урока | Р.: Учатся совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Юрьевич Лермонтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеклассного мероприятия «Уж небо осенью дышало…».
План-конспект внеклассного мероприятия с использованием ЭОР....
Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина
Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:- спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...
Урок по литературному чтению в 3 классе. Тема: Что я узнал из жизни А.С. Пушкина. Лирическое стихотворение ” Уж небо осенью дышало…”
Конспект урока в 3 классе по литературному чтению...
Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»...
План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа в стихах "Евгений Онегин")....
Стихотворение А. С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" Рабочий лист
Рабочий лист к уроку литературного чтению для 2 класса к стихотворению А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало..."...
Стихотворение А. С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" Рабочий лист
Рабочий лист к уроку литературного чтения для 2 класса к стихотворению А. С. Пушкина "Уж небо осенью дышало"...